Таким образом, возникновение права было связано с:
1. качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;
2. обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
3. формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
а) обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нём порядок и стабильность;
б) закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.
Выполнить такие задачи было не под силу нормативным регуляторам первобытнообщинного строя: нормам - обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое право, определяющей чертой которого стала государственная принудительность.
Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих признаков права:
1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.
2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.
3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение является основополагающим правом человека, которое почти все учёные отмечали с незапамятных времён.
4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции.
Наиболее распространённый взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.
И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.
Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т.е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
Содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы. Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.
Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.
Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения.
В различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются различные определения права. Одни авторы подчёркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений и т.д. На наш взгляд, наиболее ёмкое определение права дал профессор С.С. Алексеев: "Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного поведения".
Функции права.
Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок. Поскольку нормы права устанавливаются государством, то в конечном счёте, это такой порядок, к которому стремится данное государство. С точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе, в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определённый компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не навредить другим людям.
Роль права в жизни общества находит своё проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общественный порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (н., устанавливает правила торговли или порядок наследования умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.
В минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения, выражало и защищало интересы экономически господствующих классов. Но тем не менее всё таки являлось своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Так, в Древнем Риме, где раб рассматривался как говорящее орудие, рабовладелец не мог безнаказанно лишить раба жизни.
Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол и беззаконие.
Взаимосвязь государства и права
Право и государство находятся в диалектическом единстве. В теории по проблеме соотношения права и государства существуют два подхода. Первый - исходит из приоритета государства над правом. Здесь право рассматривается как следствие деятельности государства. Второй - ограничение государством правом: право возникает до государства, старше его. Существует и третья точка зрения, суть которой в том, что их взаимоотношения носят характер двусторонней зависимости. Творческая роль государства в отношении права состоит в осуществлении правотворческой деятельности, в обеспечении развития всей системы источников права, во влиянии на выбор методов правового регулирования, в том, что оно управляет правовой средой общества, способствует её обновлению. С другой стороны, право - средство ограничения государства. Оно, по словам С. Алексеева, главный инструмент цивилизации, способный обуздать государство, его произвол.
Прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством. Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутого обществом. Полезность права для общества повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных, общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, их дальнейшее развитие. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечёт необходимые изменения.
Нормы права.
1.Понятие и признаки правовых норм.
2. Структура нормы права.
3. Понятие и виды форм (источников) права.
В основе права лежит нормативная природа общественных отношений (их постоянство, массовость, ритмичность, повторяемость).
Норма права - первичный элемент системы права, юридически обязательное правило поведения, исходящее от государства. Нормы права формализованы, т.е. закрепляются в письменной форме, содержатся в систематизированном виде в законах, сборниках, тем самым право защищается от произвольного изменения, обеспечивается определённая его стабильность.
Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза - это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению нормы об уголовной ответственности действуют лишь в отношении лиц, достигших возраста уголовной ответственности. С помощью гипотезы абстрактный вариант поведения соотносится с конкретным жизненным случаем, с определённым человеком, временем и местом.
Диспозиция - это часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является стержнем, основной частью нормы права. Так, диспозиция нормы может предоставлять какое-нибудь право (право на вступление в брак).
Санкция - часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией.
Санкция - это завершающий структурный элемент юридической нормы. В ней выражается неодобрительное отношение общества, государства, личности к нарушителям нормы права. Так, родители обязаны заботиться о своих детях, воспитывать их, содержать. В том случае, если они не будут этого делать, они могут быть лишены родительских прав.
Структура нормы права может быть представлена в виде следующей формулы: Если - То - Иначе.
Источники права
Источники права - это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие.
Выделяют три основные формы права
1. Правовой обычай. Это самый древний источник права. Так, первые законы античного и феодального общества, по существу, были сводами обычного права отдельных племен (Русская Правда, Салическая Правда, Саксонская Правда и др.). Вообще обычай - правило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки. Так, еще в древности зародился обычай передавать имущество умершего его родственникам.
Однако не всякий обычай является нормой права. Так, российские суды при разводе супругов обычно оставляют ребенка с матерью, хотя ни в одном нормативном акте такого правила нет. Но так как этот обычай применяется судами, то можно признать его правовым.
Государство признает не всякий обычай, а только тот, который выражает какую-то общественную закономерность, а следовательно, для него полезен.
В ходе истории правовые обычаи постепенно вытесняются другими юридическими источниками. Однако и в настоящее время эта форма права, хотя и не часто, все же встречается.
Во многих современных африканских государствах он и сейчас является основным источником права. Среди достоинств обычая можно назвать следующие:
1) возникновение его не сверху, а снизу, в силу чего он способен полнее, нежели другие формы права, выражать волю народа, его воззрения, потребности;
2) выражение им определенных закономерностей, существующих в обществе, и, как следствие, - большая его объективность;
3) устная форма и донесение информации простым, доступным языком;
4) большая степень добровольности в исполнении, поскольку обычай основан на привычке.
Однако обычаям присущи и существенные недостатки:
1) косность, относительная неподвижность;
2) неопределенность, что является результатом незафиксированности в письменном виде;
3) небольшая сфера распространения, местный характер.
2. Юридический прецедент (юридическая практика). Это более распространенный источник права, чем правовой обычай. Он встречался еще в Древнем Риме, господствовал в Средние века. В настоящее время играет главную роль в Англии и в странах, в которых получило развитие так называемое англосаксонское, или общее, право.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25