Право на жилище (ст.40). Это одно из фундаментальных прав. Данное право может быть сведено к 3 юридическим возможностям:
а) стабильное постоянное пользование жилым помещением;
б) улучшение жилищных условий;
в) обеспечение здоровой жилой среды, достойной цивилизованного человека.
В настоящее время государство играет в этой области принципиально иную роль. Оно не обеспечивает (не наделяет) всей жилой площадью (исключение сделано лишь в отношении малоимущих), а содействует, поощряет жилищное строительство и удовлетворение гражданами свои права на жилище (выделяет кредиты).
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Под охраной здоровья понимается совокупность мер политической, экономической, правовой, социальной, культурной, медицинской, санитарно-гигиенической и тому подобного характера направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. А также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Право на образование (ст.43), под которым понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Оно общедоступно, бесплатно (дошкольное, основное общешкольное и средне профессиональное) В настоящее время развивается параллельно сеть платных учебных заведений (частные школы, колледжи, университеты, академии). Помимо этого образование может иметь место в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Однако для всех форм получения образования в рамках общеобразовательной или основной профессии образовательная программа действует единый государственный образовательный стандарт.
Культурные права и свободы.
Связаны со свободой доступа гражданина к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом.
Свобода литературной, художественной, научной, технической и других видов творчества, преподавания (ст.44). Государство не вмешивается в творческую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность ведёт к пропагандё войны, насилия, жестокости, национальной, религиозной исключительности и нетерпимости. Право человека заниматься творчеством может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Творческий работник имеет право на интеллектуальную собственность, которая защищается законодательством.
Право на участие в культурной жизни и использование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. (ч. II ст.44) Это право обеспечивающиеся доступностью учреждений культур (библиотек, музеев, архивов, концертных залов, театров, картинных галерей и т.п.) В этом отношении имеет важное значение рациональное размещение этих учреждений, чтобы они были удобными и доступными. Некоторые культурные учреждения бесплатны (библиотеки, архивы), а в других устанавливаются доступные цены на билеты, предусматривающие льготы для детей дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды, военнослужащие срочной службы.
Конституционные обязанности.
Новая конституция устанавливает значительно меньше обязанностей, нежели прежняя. В ней акцент сделан сознательно на права и свободы граждан. Но без закрепления основных обязанностей индивидов не предоставляется возможным, поскольку их реализация обеспечивает нормальное функционирование государства. В них наиболее концентрировано, обобщена тема требования, в исполнение которых проявляется ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащее отношение его к государственным и общественным интересам.
Особенность конституционных обязанностей - ответить за их неисполнение, предусмотрено не в конституции, а в системе норм, относящихся к различным отраслям законодательства (налогового, уголовного и т.п.). В конституции РФ зафиксированы следующие основные обязанности:
Обязанность соблюдать конституцию и законы РФ (ст.15). Эта обязанность возлагается не т. на граждан,
но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на её территории. Это соблюдение требования не нарушать законы и чтобы своей деятельностью, образом жизни стараться содействовать претворению в жизнь принципов, основ, норм жизни, заложенных в конституции и других законах.
Обязанность платить налоги и сборы (ст.57) Это сравнительно новая для нас обязанность, поскольку при своей власти налоговая система не использовалась, а применялась система индивидуальных, а затем нормативных (постоянно меняющихся госорганом) платежей. В конечном счёте, государство брало столько средств, сколько считало нужным. Налоги существуют в любом государстве, вопрос в их размере. Они используются для содержания госаппарата, армии, на нужды образования, культуры, медицины, обеспечение социальной защищённости инвалидов, детей, студентов и т.п. И поэтому индивида, уклоняющегося от налогов, можно рассматривать как человека, желающего проживать за чужой счёт. Вполне обосновано к нему согласно действующему законодательству применяются санкции.
Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58).
Установление этой обязанности - результат появившегося недавно осознания того, что деградация природы, в связи с настоящим прогрессом, можно сделать жизнь человека на земле невозможной. В последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферы, воздуха, животного мира. Исполнение данной конституционной обязанности состоящей в соблюдении установленных законодательством правил, активном противодействии их нарушению со стороны других лиц.
Обязанность получения детьми основного общего образования (ч.4 ст.43) Основное общее образование (9 кл.) и государственная аттестация по его завершении признаются необходимыми потому, что сейчас уже действуют более высокие стандарты жизни, производства, технологии и т.п. Обязанность по обеспечению детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
Избирательная система
Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов.
Принципы избирательного права. Граждане Российской федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщее избирательное право означает, что к выборам допускается практически почти всё взрослое население и каждому даётся возможность реализовать своё избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения. Но есть определённые ограничения:
а) возрастные. Правом участвовать в голосовании обладают граждане, достигшие 18 лет.
б) общая недееспособность, если таковая установлена судом;
в) нахождение в местах лишения свободы;
г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной Думы.
Равным избирательным право считается тогда, когда все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях.
Прямое избирательное права предполагает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно и лично.
Тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей.
Добровольность (свобода) участия гражданина в выборах означает, что никто не вправе его к этому принуждать и влиять на его свободное волеизъявление.
Виды избирательных систем.
Существуют два основных вида избирательных систем.
1. Мажоритарная избирательная система предполагает подведение итогов выборов по большинству подданных за кандидатов голосов. Она в свою очередь различается на:
а) систему абсолютного большинства, при которой для избрания кандидата требуется подача голосов более половины лиц списочного состава или лиц, пришедших на выборы;
б) систему относительного большинства, при которой для избрания кандидату требуется набрать голосов больше, чем другим кандидатам.
Мажоритарная система имеет несомненные достоинства: она проста и позволяет создать прочное большинство в представительном органе власти. Парламент становится работоспособным органом, что в свою очередь стабилизирует общество.
Однако мажоритарной системе свойственны и недостатки. При её использовании меньшинство граждан, разделяющих иные политические взгляды, оказываются никем в парламенте не представленным. Также мажоритарная система относительно дорога, так как часто нужно проводить второй тур голосования для выявления победителя.
2. Пропорциональная система основана на подаче голосов за список кандидатов, принадлежащих какой-либо политической партии. Количество мест в парламенте, занимаемых депутатами определённой партии, определяется прямо пропорционально количеству (процентам) голосов, набранных данной партией на выборах.
Достоинства пропорциональной системы - это недостатки мажоритарной системы. Пропорциональная система отражает интересы также меньшинства населения, которое представляют в парламенте партии, получившие небольшой процент голосования избирателей. Парламент, в котором представлены различные партии, но в разном объёме, отражает расстановку сил в стране. Но она довольно сложна, и её применение предполагает наличие относительно высокого уровня политической грамотности населения. Оно должно разбираться в партиях всего политического спектра, притом что их различия зачастую трудноуловимы. Труден и подсчёт голосов при пропорциональной системе.
Во многих странах, для того чтобы обеспечить эффективное использование этой системы, устанавливается заградительный барьер, лишающий малые партии, набравшие слишком мало голосов, возможности участвовать в распределении депутатских мандатов. В нашей стране он был равен 5% (на сегодняшний день рассматривается законопроект - 7%).
В Российской Федерации при формировании представительного законодательного органа используется смешанная избирательная система. Из 450 мест в Государственной Думе 225 заполняется по мажоритарной системе (одномандатные округа) и 225 - по пропорциональной.
Гражданское право
Термин "гражданское право" возник очень давно, он происходит от лат. Justivile - "право гражданское"; право римских граждан, хотя со времен Древнего Рима смысл, который вкладывался в то выражение, во многом изменился. (как отрасль - частное право).
Гражданское право регулирует имущественные отношения между различными лицами (гражданскими и юридическими лицами), которые являются равными участниками гражданско-правовых отношений. Каждое лицо для того, чтобы вступать в такие отношения должно иметь некоторый объем имущества, которым оно может распоряжаться по собственному усмотрению. Государство в эти отношения может вступать лишь в качестве участника, равного гражданам и юридическим лицам. С переходом страны к рыночной экономике содержание гражданского права радикально меняется. С 1 января 1995 года вступает в действие 1 ч. ГК, с 1.3.90 - 2 часть. Гражданский кодекс РФ (1994) конкретизирует особенности частно-правовых отношений в ст.1 на основе принципов:
1. невмешательства государства в гражданско-правовые отношения либо min вмешательства (н, для защиты от монополий, охраны окружающей среды);
2. инициативы и диспозитивности участников, которые приобретают и осуществляют свои права своей волей и в своих интересах. Лицо само решает, как ему поступить с имуществом, заключать ли ему договор, с кем, на какую суму.
3. самостоятельность ответственности, которая вытекает из предыдущего принципа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25