Основные понятия и функции государства и права

Развитие субъектного законодательства в целом, включая регулирование экологических отношений, осуществляется в соответствии с Конституцией России, конституциями и уставами соответствующих ее субъектов РФ, Федеральным законом РФ, подзаконными нормативными правовыми актами России. Экологическое законодательство субъектов РФ представлено законами по различным, обычно имеющим значение для соответствующего субъекта РФ, вопросам и подзаконными актами. К примеру, в Республике Карелия, богатой лесными ресурсами, развито лесное законодательство. Здесь, в частности, принят Закон "О порядке и условиях взимания лесных податей и определения их минимальных ставок в лесах Республики Карелия" (1995).в республике Тыва в 1996 г. принят Закон "О недрах", а также развито земельное законодательство.

На уровне местного самоуправления обычно издаются правовые нормативные акты об охране зеленых насаждений и благоустройстве территорий населенных пунктов, о порядке пользования водными объектами для питьевых и хозяйственных нужд, населения сельских населенных пунктов, утилизации бытовых отходов, порядке пользования парками и городскими лесами.

Таким образом, российское экологическое право развивается как сложный комплекс правовых норм, регулирующих экологические отношения. Правовые экологические нормы содержатся в разнообразных правовых нормативных актах, принимаемых органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях, а также местными органами самоуправления.

Правовые основы профессиональной деятельности. Нормативно-правовые акты в области информации для государственной службы.

На современном этапе развития цивилизации, характеризуемое как постиндустриальное или информационное общество, информация начинает играть решающую роль в государстве, а информационные ресурсы приобретают такую же высокую ценность, как природные, трудовые, финансовые и иные ресурсы, составляющие потенциал той или иной страны.

Высокая значимость информации для России определяется ещё и тем, что Конституция России закрепила необходимость "незыблемости демократических основ", определив тип новой государственности в России как социальное государство (ст.7).

Построение демократического правового государства возможно только при отлаженной системе информационного взаимодействия между государством и обществом. Следовательно, государство, его структуры и представители должны выступать как потребители и источники информации.

Согласно Федеральному закону "Об информации, информатизации и защите информации" (1995), понятие "информация" трактуется как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст.2). В законе вводится также понятие "документированная информация, или документ", означающее информацию, зафиксированную на материальном носителе с реквизитами, позволяющими её идентифицировать, тем самым получить информацию овеществлённую. Овеществление сведений даёт возможность обособиться от создателя информации и с правовой точки зрения - защитить документированную при помощи использования института интеллектуальной собственности и института вещной собственности. Вся производимая в государстве и обществе информация, включаемая в сферу правового регулирования, как правило, подлежит документированию.

Документированная информация может быть следующих видов.

Документированная исходная информация. Она является произведением творчества и защищается как интеллектуальная собственность (результат творчества) и как вещная собственность (результат тиражирования). После оформления авторских и патентных прав распространяется в информационной сфере открыто (за исключением информации ограниченного доступа).

Обязательно предъявляемая документированная информация. К данному виду информации относятся обязательные контрольные экземпляры документов, учётная, статистическая, налоговая, регистрационная и иная подобная информация, создаваемая юридическими и физическими лицами и фиксируемая различными отчётными формами. Подобная документированная информация, как правило, относится к категории информации неограниченного доступа и защите не подлежит, на неё не распространяется право интеллектуальной собственности.

Документированная информация о гражданах (персональные данные). Подобная информация создаётся самими гражданами в процессе повседневной деятельности и осуществления таких прав и свобод, как право на труд, на жилище, на социальное страхование, пенсионное обеспечение, свободу слова и выражается в анкетах, заявлениях, декларациях о доходах, банковских записях и т.п. В соответствии с правовыми нормами о защите личной тайны персональные данные относятся к конфиденциальной информации, подлежащей защите от несанкционированного доступа. Однако на неё не распространяется право интеллектуальной собственности.

Официальная документированная информация. Этот вид информации является продуктом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов и общественных объединений и выражается в форме текстов законодательного, административного и судебного характера. Согласно закону "Об авторском праве и смежных правах" (1993), официальные документы и их официальные переводы не являются предметами авторского права. Данный вид документированной информации в большинстве случаев открыт для пользователя и может распространяться свободно за исключением случаев, когда информация касается отдельных граждан (например, судебные решения) и её распространение осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Основным источником документированной информации, содержащей сообщения о событиях и фактах, являются средства массовой информации. На этот вид информации не распространяются авторские права (за исключением случаев, когда СМИ публикуют произведения авторов: стихи, повести и т.д.). При производстве и распространении подобного рода информации возникают отношения между государством и СМИ как юридическими лицами, между СМИ и гражданами или юридическими лицами по поводу права на создание информации, обязанностей по созданию достоверной и полной информации, по поводу ответственности за распространение недостоверной, ложной информации или дезинформации. Данная информация относится к категории открытой информации.

Таким образом, всю производимую в обществе информацию можно подразделить на открытую информацию, т.е. свободно распространяемую, и информацию ограниченного доступа.

К открытой информации относится документированная исходная информация, создаваемая в процессе творчества; обязательно представляемая документированная информация, создаваемая органами трёх ветвей власти и общественными организациями; документированная информация, содержащая сообщения о событиях и фактах; другая информация неограниченного доступа.

К информации ограниченного доступа относится документированная информация о государственной и служебной тайне (в порядке защиты интересов государства); документированная информация, содержащая сведения о ноу-хау и ноу-ноу (в порядке защиты секретов производства и науки); персональные данные (в порядке защиты личной тайны).

Государственным служащим в процессе профессиональной деятельности приходится работать со всеми видами документированной информации. В повседневной практике государственные служащие в первую очередь пользуются официальной документированной информацией, так как этот вид информации является продуктом деятельности самих государственных служащих и различных организаций, в постоянном контакте с которыми они обеспечивают жизнедеятельность государства. Кроме того, государственные служащие систематически работают с обязательно предъявляемой документированной информацией, которая нередко является основанием к появлению официальной документированной информации. По причине постоянного взаимодействия государственных служащих с гражданами, необходимостью обеспечения их социальными услугами и выполнением задач по защите государственных интересов, государственные служащие работают с документированной информацией о гражданах. В силу профессиональных обязанностей осуществлять гласность в отношении своей деятельности и учитывать отклики общественности на решения и действия государственной службы, государственные служащие анализируют и пополняют документированную информацию, содержащую сообщения о событиях и фактах. И, конечно, государственные служащие включены в процесс освоения документированной исходной информации, так как без творческого продукта невозможно эффективное управление на государственном уровне.

Правовые основы защиты государственной тайны и другой информации ограниченного доступа

Сегодня не установлено чёткой единой классификации видов информации ограниченного доступа, хотя действующими нормативными актами определяется свыше 30 её разновидностей. Наиболее часто в правовых документах употребляется понятия: "государственная тайна", "служебная тайна", "коммерческая тайна", "профессиональная тайна" и "тайна частной жизни". Государственные служащие могут иметь отношения в процессе профессиональной деятельности ко всем перечисленным тайнам.

Государственная тайна. Согласно Закону "О государственной тайне" (1993), государственной тайной (ст.2) называются защищаемые государством сведения в области "военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". На государственных служащих по Федеральному Закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" возлагается обязанность хранить государственную тайну (п.8 ст.10).

Допуск государственных служащих к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке после принятия следующих обязательств: неразглашение доверенных им сведений; согласие на частичные временные ограничения в правах; ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне; письменное согласие на проведение проверочных мероприятий в отношении допускаемого к государственной тайне. Для допущенных к государственной тайне на постоянной основе устанавливаются льготы, в том числе процентные надбавки к зарплате и преимущественное право на оставление на работе при проведении организационных и штатных мероприятий.

Существуют три формы допуска к государственной тайне: "к сведениям особой важности", "совершенно секретным" и "секретным". Допуск государственного служащего к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Основаниями для отказа государственному служащему в допуске к государственной тайне являются следующие показатели: признание его недееспособным или ограниченно дееспособным, а также опасным рецидивистом; нахождение его под судом или следствием за государственные или тяжкие преступления, или не снятая судимость за такие преступления; медицинские противопоказания (согласно перечню, утверждённому Министерством здравоохранения РФ); постоянное место жительства его самого или близких родственников за границей или оформление указанными лицами документов на выезд на постоянное проживание в другие государства; выявление в результате проверочных мероприятий действий, создающих угрозу безопасности России или уклонение от проверочных мероприятий (ст.22).

Прекращение допуска государственного служащего к государственной тайне может быть осуществлено в случаях расторжения трудового договора, однократного нарушения взятых обязательств или в связи с возникшими обстоятельствами, представляющими основание для отказа в допуске к государственной тайне (ст.22). При этом прекращение допуска к государственной тайне не освобождает государственного служащего от взятых обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты