Ответы на экзаменационные вопросы по курсу: "История политических и правовых учений"

Ответы на экзаменационные вопросы по курсу: "История политических и правовых учений"

Экзаменационные вопросы

по «Истории политических и правовых учений»

Казанский Государственный Университет им. В. И. Ленина

юридический факультет

3 курс

очная форма

1.      Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.

2.      Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.

3.      Политические и правовые учения в Древней Индии.

4.      Политические и правовые учения в Древнем Китае.

5.      Политические и правовые учения в древней Греции 9-6 вв. до н.э.

6.      Политические и правовые учения в Древней Греции 5-4 вв. до н.э.

7.       Политические и правовые учения в Древней Греции 4-2 вв. до н.э.

8.      Политические и правовые учения в Древнем Риме 8-1 вв. до н.э.

9.      Политические и правовые учения в Древнем Риме 1 вв. до н.э.-3 вв. н.э.

10.  Теократические теории 4-5 вв. (Св. Августин, Иоанн Златоуст).

11.  Средневековые теократические теории.

12.  Политико-правовое учение М. Падуанского.

13.  Учения средневековых юристов.

14.  Политико-правовые учения в Зап. Европе 16-17 вв. (Н. Макиавелли, Ж. Боден).

15.  Политико-правовые идеи Реформации.

16.  Политико-правовая идеология утопического социализма в Зап. Европе 16-17 вв.

17.  Политические и правовые учения в Голландии (Г. Гроций, Б. Спиноза).

18.  Основные направления политико-правовой идеологии в период английской буржуазной революции 17 в.

19.  Политическое и правовое учение Дж. Локка.

20.  Политические и правовые учения в Германии 17-18 вв.

21.  Политические и правовые учения в Италии 17-18 вв.

22.  Просветительское направление в истории политико-правовой мысли 18 в.

23.  Основные направления политико-правовой идеологии в период Великой французской буржуазной революции.

24.  Теория общественного договора в истории политико-правовой мысли.

25.  Консервативные политико-правовые доктрины 18-19 вв. (Ж. де Местр, Э. Берк).

26.  Политико-правовые учения в США в период борьбы за независимость.

27.  Учение И. Канта о государстве и праве.

28.  Политико-правовое учение Г.В.Ф. Гегеля.

29.  Политические и правовые учения в России пер. пол. 17 вв.

30.  Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв.

31.  Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв.

32.  Историческая школа права в Германии в конце 18 в.

33.  Политическая теория евразийства.

34.  Политико-правовое учение Ш. Л. Монтескье.

35.  Либеральные учения в Зап. Европе в 19в.

36.  Буржуазно-либеральные учения в России 19 в.

37.  Утопический социализм в Зап. Европе в 19 в.

38.  Политико-правовые идеи западников и славянофилов.

39.  Политическая программа дворянства (Н. М. Карамзин). Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского.

40.  Политико-правовые учения В.И.Ленина.

41.  Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.

42.  К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.

43.  Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин).

44.  Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин).

45.  Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом).

46.  Социологический позитивизм.

47.  Нормативистская теория Г. Кельзена.

48.  Теория солидаризма Л. Дюги.

49.  Политико-правовое учение М. Вебера.

50.  Теория элит (Г. Моска, В. Паретто).

51.  Теории политических систем.

52.  Теории «возрожденного» естественного права.

53.  Национализм и расизм в политико-правовых доктринах 20 в.

54.  Психологические теории права.

55.  Основные направления западной футурологии.

56.  Теория государственного и народного суверенитета в истории политико-правовой мысли.

57.  Теория правового государства в истории политико-правовой мысли.

58.  Теория разделения властей в истории политико-правовой мысли.

59.  Теория естественного права в истории политико-правовой мысли.

60.  Теория социального государства.

61.  Теория полицейского государства.

62.  Теория конституционализма.

 

1.      Предмет истории политических учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений.


Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права,  закономерностях  их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении  с  государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения — оценки существующего государства и  права, политические цели и задачи.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

История политических и правовых учений рассматривает, прежде всего, динамику, движение теоретической мысли. Она ищет закономерности возникновения, развития и ухода в прошлое политических и правовых идей, учений и идеалов. Ведь каждая политико-правовая доктрина так или иначе опирается на представление о наилучшем или о лучшем из возможных устройстве жизни общества и государства.

За время многовековой истории государства и права возникло очень много политико-правовых доктрин, созданных различными мыслителями концепции и формы их изложения столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества. Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII–XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX–XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.

 

2.      Предмет и методология истории политических учений. Периодизация истории политических учений.


Предметом истории политических учений являются вопросы государства, власти, политики, права и прежде всего политико-философские аспекты (теории с помощью которых люди стремятся объяснить свое политическое поведение; ценности, формирующие отношение к нему; и механизмы (такие как закон), с помощью которых люди пытаются контролировать политическое поведение.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику. Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1)логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу; 2)выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права,  закономерностях  их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении  с  государством, личностью, обществом и др.; 3)программные положения — оценки существующего государства и  права, политические цели и задачи.

В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права.

В обобщенном виде применительно дисциплине можно выделить следующие основные функции метода:

1) метод как способ построения определенной политико-правовой теории (здесь речь идет, прежде всего, о принципах и внутренней логике формирования конкретно-определенной системы теоретического знания, структуре и компонентах данной системы, взаимосвязях этих компонентов и т.д.);

2) метод как способ интерпретации и оценки, предшествующих политико-правовых учений (данный аспект отражает содержание и характер отношений и взаимосвязей между различными теориями в исторически развивающейся политико-правовой мысли) и

3) метод как способ и форма выражения определенного типа и принципа соотношения между данной политико-правовой теорией и освещаемой действительностью (здесь проявляется общемировоззренческое содержание метода в фундаментальных проблемах соотношения материального и духовного в политико-правовом познании, теории и практики и т.д.)

Первым способом изучения политических явлений стал

1)эмпирический метод, который заключается в сборе и описании фактов и событий. Эмпирический метод опирается на данные наблюдений и эксперименты. Выявленные новые факты, в свою очередь, подготавливают основу для научного обобщения.

2)Причинно-следственный метод, или каузальный (от латинского causa — причина), метод. Суть этого метода заключается в выявлении причинно- следственных связей между отдельными явлениями. Важную роль в его использовании играет создание четкого понятийного или, как еще говорят, категориального аппарата науки. Причинно-следственный метод, анализируя сущность явлений с качественной точки зрения, помогает создать логическую иерарархическую модель политичеких категорий, по принципу: из явления А вытекает следствие Б, оно порождает событие В и т.д. Это создает предпосылки для объяснения и предвидения политических событий в том случае, когда они связаны между собой не прямо, а через длинную цепь последствий. Развитие причинно- следственного метода во многом опиралось на достижения философии и таких общих методов научного познания, как индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты