Ответы на экзаменационные вопросы по курсу: "История политических и правовых учений"

 В "Записке" Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ.

 Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. "Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников, - замечал Карамзин; - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе".

 "Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либеральных реформ. По авторским копиям "Записка" была известна ряду современников; в 30-40-е гг. XIX в. из нее печатались отрывки в различных изданиях. Возражения Карамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном и общественном строе России и их аргументация были восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи.


40.  Политико-правовые учения В.И.Ленина.


Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ле­нин).
Основная идея большевизма — идея "партии нового типа", цен­трализованной орг-и профессиональных революционеров, стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксис­тскую программу строительства социализма и коммунизма. Обосно­вание необходимости такой партии в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего класса.

 Основной эк-ий интерес пролетариата может быть удовлетворен только посредством пол-кой революции, заме­няющей диктатуру буржуазии диктатурой пролетариата.
Российская социал-демократия, утверждал Л., должна на­править рабочее движение на путь пол-кой борьбы. Для этого в России должна быть создана конспиративная централизованная орг-я профессиональных революционеров, стремящаяся к ру­ководству всеми кружками, союзами, объединениями рабочего клас­са.

 Поначалу основные теоретические и орг-онные усилия Л.а были направлены на создание и обоснование партии нового типа. Партия большевиков, по выражению Л.а, это "ум, честь и совесть нашей эпохи". В период первой русской революции Л. доказывал, что под руководством партии большеви­ков буржуазная революция в России будет перерастать в социали­стическую. Позже теоретические усилия Л.а сосредо­точились на обосновании свержения империализма (монополисти­ческого капитализма) в самое ближайшее время.

Главное внимание Л. обращал на такие проблемы, как обоснование насильственной революции, кри­тика парламентаризма, необходимость слома старой гос-вен­ной машины, создание Республики Советов (республики типа Па­рижской коммуны), сосредоточение упр-я всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, гос-венного "син­диката", строжайший контроль со стороны гос-ва над мерой труда и мерой потребления.

Практика гос-венного строительства после прихода боль­шевиков к власти не подтвердила многих идей, высказанных в пред­шествующий этому период. Вместо отмирания гос-ва, замены его Советами и орг-ей вооруженных рабочих создавался стро­го централизованный аппарат упр-я, состоящий из многочис­ленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и по­стоянная армия.
Важным условием диктатуры пролетариата в России, где ра­бочий класс был очень малочислен, Л. считал партийное руко­водство: "Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую партию". Руководящее пол-е коммунистической партии большевиков он называл основой Советской Консти­туции — юридической и фактической.

В работах Л.а немало суждений о демократии, но сужде­ния эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларатив­ный, лозунговый характер: "Пролетарская демократия в миллион демократичнее всякой буржу­азной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики", азвитие партийно-административной системы.


41.  Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.


ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.

(С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)

Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию | смысла жизни.

С. Н. Булгаков (1871—1944). Правовые | взгляды Булгакова изложены в статье «О социаль- i ном идеале». Он отвергает позицию, которая | отрицает роль правовых гарантий. В марксизме i он видит «попытку отрывать мораль от социаль- I ной политики, принеся первую в жертву послед- | ней». В истолковании природы права Булгаков I считал, что высшей нормой личной морали яв- J ляется заповедь любви к ближнему. Применен- ' ное в качестве критерия социальной политики I это начало превращается в требование спра- ' ведливости, признание за каждым его прав. | Естественное право как идеальная и абсолют­ная норма для оценки положительного права I сводится, по Булгакову, к нескольким морально* правовым аспектам. Первая из них касается | равенства людей. Человек для человека должен . представлять абсолютную ценность. Идея pa- J венства людей включает в себя идею свободы j как норму человеческих отношений и идеал об- | щественного устройства. Право есть свобода, i обусловленная равенством.                                I

Н. А. Бердяев (1874—1948) был одним из | авторитетных участников русского религиозно- I го возрождения начала века. В 1922 г. он был ] выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое поли тическое кредо Бердяев изложил в главе авто­биографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординар­ного, массового человека, в котором нет ниче­го творческого. Социализм и анархизм в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жаж­ды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную цен­ность представляют собой церковь (она призва­на «охранять образ человека»), государство (оно «защищает образ человека от звериных сти­хий»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), закон (он изобличает грех, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).

И. А. Ильин (1883—1954) приложил значи­тельные усилия к прояснению взаимоотноше­ний религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законо­дателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть еди­ной в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическс;-му цензу. По мнению Ильина, правовое государ"-ство основывается на признании человеческой личности.



42.  К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.


Марксизм сложился как самостоятельная доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты ново­го мировоззрения были впервые научно изложены в работе "Нище­та фил-фии" и в "Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса (1818—1883) и Фрид­риха Энгельса {1820—1895) складывалась в процессе формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию оказали идеи французских социалистов и коммунистов.
К основным пол-ям марксизма относится учение о базисе и надстройке. Базис — эк-ая структура об-ва, совокупность не зависящих от воли людей производственных отн-ний, в основе которых лежит та или иная форма соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени развития производи­тельных сил. На базисе возвышается и им определяется юридичес­кая и пол-кая надстройка, которой соответствуют формы общ-ого сознания. Гос-во и право как части надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который эк-и господствует при данной системе производства.
Обосновывая необходимость и близость насильственной комму­нистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить противоречие между растущими про­изводительными силами и тормозящими их рост капиталистичес­кими производственными отн-ниями, они считали пролетариат, который, осуществив всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное об-во без классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение раскры­тию классовой сущности гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса, право тоже носит классовый характер.
 Маркс назвал пол-кую власть рабочего класса диктатурой пролетариата.
 Учение марксизма содержит идею отмира­ния пол-кой власти (гос-ва) в коммунистическом обще­стве, когда не будет классов с противоположными интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим гос-во злом, которое по наследству передается пролетариату.


43.  Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин).


К центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов  – один из основателей Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик марксизма. Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигнет высокого уровня и пролетариат соста­вит большую часть населения.
Вначале П. полагал, что власть пролетариата будет осуществляться посредством прямого народного закон-ва; потом он от этой мысли отказался, он был сторонником социализма, введенного не по принуж­дению, а по решению и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте полемики между оппортунистами и центри­стами им были свойственны некоторые общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были сторонниками демократии, использо­вания в интересах рабочего класса всеобщего избирательного пра­ва, свободной борьбы партий на выборах, свобод слова, печати, со­браний, полновластия представительных учреждений, а также раз­вития соц-го закон-ва и активного вмешательства гос-ва в экономику.
2.  им было свойственно отрицательное отн-ние к революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в отступлениях от марксизма усилились после октября 1917 г. После разгона Учредительного собрания Ка­утский написал книгу "Диктатура пролетариата", содержащую рез­кую критику пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам демократии. Каутский утверж­дал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — не­возможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва.
Большевики и социал-демократы — интернационалисты делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала, голосовать за военные кредиты в начале мировой войны.

Карл Каутский один из лидеров германской со­циал-демократии и II Интернационала, отвергал высказывания Б.а против некоторых мар­ксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции, возражал против призывов превратить Социал-демократическую партию в партию социальных реформ. При сохранении капитализ­ма, уверял Каутский, реформы временны, частичны, носят поверх­ностный характер и в конечном счете только содействуют накопле­нию социальных противоречий, обострению классовых антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию об-ва в целом
Кроме того, рассуждал Каутский, без признания социализма как цели само сущ-е Социал-демократической партии ли­шается смысла.
В книге "Терроризм и коммунизм" Каутский утверж­дал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — не­возможно ввести насильственно, вопреки воле бол-ва Каут­ский сетовал, что Россией после 1917 правят не рабочие, а новая бюрократия, которая низвела на уровень тени рабочие советы, затруднив новые выборы и исключив из них всякую оппозицию В результате произвола этой бюрократии, опирающейся на средства насилия, на ар­мию, писал Каутский, "русский коммунизм стал воистину социализ­мом казармы. Большевизм победил в России, но социализм потер­пел там поражение"

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты