В "Записке" Карамзина сформулированы основные принципы охранительной идеологии, несколько десятилетий противостоявшей в России идеям либеральных реформ.
Карамзин советует также возвысить духовенство, приниженное, по его мнению, во времена Петра. По своему значению Синод должен быть поставлен рядом с Сенатом. "Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать и хороших священников, - замечал Карамзин; - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе".
"Записка" Карамзина, выражавшая настроение основной массы дворянства, сыграла решающую роль в отставке и опале Сперанского, в прекращении проектов либеральных реформ. По авторским копиям "Записка" была известна ряду современников; в 30-40-е гг. XIX в. из нее печатались отрывки в различных изданиях. Возражения Карамзина против каких бы то ни было перестроек в государственном и общественном строе России и их аргументация были восприняты охранительной идеологией николаевской эпохи.
40. Политико-правовые учения В.И.Ленина.
Самостоятельным течением марксизма является большевизм, основателем
и вождем которого был Владимир Ильич Ульянов (Ленин).
Основная идея большевизма — идея "партии нового
типа", централизованной орг-и профессиональных революционеров,
стремящейся стать правящей партией, осуществляющей марксистскую программу
строительства социализма и коммунизма. Обоснование необходимости такой партии
в том, что только она способна познать и постичь подлинные интересы рабочего
класса.
Основной эк-ий интерес пролетариата может быть
удовлетворен только посредством пол-кой революции, заменяющей диктатуру
буржуазии диктатурой пролетариата.
Российская социал-демократия, утверждал Л., должна направить
рабочее движение на путь пол-кой борьбы. Для этого в России должна быть создана
конспиративная централизованная орг-я профессиональных революционеров,
стремящаяся к руководству всеми кружками, союзами, объединениями рабочего класса.
Поначалу основные теоретические и орг-онные усилия Л.а были направлены на создание и обоснование партии нового типа. Партия большевиков, по выражению Л.а, это "ум, честь и совесть нашей эпохи". В период первой русской революции Л. доказывал, что под руководством партии большевиков буржуазная революция в России будет перерастать в социалистическую. Позже теоретические усилия Л.а сосредоточились на обосновании свержения империализма (монополистического капитализма) в самое ближайшее время.
Главное внимание Л. обращал на такие проблемы, как обоснование насильственной революции, критика парламентаризма, необходимость слома старой гос-венной машины, создание Республики Советов (республики типа Парижской коммуны), сосредоточение упр-я всем народным хозяйством в руках "одного всенародного, гос-венного "синдиката", строжайший контроль со стороны гос-ва над мерой труда и мерой потребления.
Практика гос-венного строительства после прихода большевиков
к власти не подтвердила многих идей, высказанных в предшествующий этому
период. Вместо отмирания гос-ва, замены его Советами и орг-ей вооруженных
рабочих создавался строго централизованный аппарат упр-я, состоящий из
многочисленных профессиональных служащих. Вскоре была создана и постоянная
армия.
Важным условием диктатуры пролетариата в России, где
рабочий класс был очень малочислен, Л. считал партийное руководство:
"Диктатура пролетариата невозможна иначе, как через коммунистическую
партию". Руководящее пол-е коммунистической партии большевиков он называл
основой Советской Конституции — юридической и фактической.
В работах Л.а немало суждений о демократии, но суждения эти, обычно высказанные в полемике, часто имели декларативный, лозунговый характер: "Пролетарская демократия в миллион демократичнее всякой буржуазной демократии; Советская власть в миллион раз демократичнее самой демократической буржуазной республики", азвитие партийно-административной системы.
41. Политико-правовые учения в России первой пол. 20 в.
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XX В.
(С. Н. БУЛГАКОВА, Н. А. БЕРДЯЕВА, И. А. ИЛЬИНА)
Конец XIX в. был отмечен усилением интереса к философско-нравственному истолкованию | смысла жизни.
С. Н. Булгаков (1871—1944). Правовые | взгляды Булгакова изложены в статье «О социаль- i ном идеале». Он отвергает позицию, которая | отрицает роль правовых гарантий. В марксизме i он видит «попытку отрывать мораль от социаль- I ной политики, принеся первую в жертву послед- | ней». В истолковании природы права Булгаков I считал, что высшей нормой личной морали яв- J ляется заповедь любви к ближнему. Применен- ' ное в качестве критерия социальной политики I это начало превращается в требование спра- ' ведливости, признание за каждым его прав. | Естественное право как идеальная и абсолютная норма для оценки положительного права I сводится, по Булгакову, к нескольким морально* правовым аспектам. Первая из них касается | равенства людей. Человек для человека должен . представлять абсолютную ценность. Идея pa- J венства людей включает в себя идею свободы j как норму человеческих отношений и идеал об- | щественного устройства. Право есть свобода, i обусловленная равенством. I
Н. А. Бердяев (1874—1948) был одним из | авторитетных участников русского религиозно- I го возрождения начала века. В 1922 г. он был ] выслан из РСФСР и жил во Франции. Свое поли тическое кредо Бердяев изложил в главе автобиографии, посвященной вопросам революции и социализма. «Все политическое устройство этого мира рассчитано на среднего, ординарного, массового человека, в котором нет ничего творческого. Социализм и анархизм в конце концов «доходят до небытия» в силу своей жажды равенства (социализм) либо в своей жажде свободы (анархизм). Более долговечную ценность представляют собой церковь (она призвана «охранять образ человека»), государство (оно «защищает образ человека от звериных стихий»), право (оно «охраняет свободу человека от злой воли людей и всего общества»), закон (он изобличает грех, «делает возможным минимум свободы в греховной человеческой жизни»).
И. А. Ильин (1883—1954) приложил значительные усилия к прояснению взаимоотношений религиозной и правовой философии. Ильин считал, что авторитет права и создающей его власти покоится не только на общественном договоре и на признанных полномочиях законодателя, но также на духовной правоте. В отличие от всякой физической силы государственная власть есть волевая сила. Государственная власть должна применяться только на основе правового полномочия; она должна быть единой в пределах каждого политического союза; должна осуществляться лучшими людьми, удовлетворяющими этическому и политическс;-му цензу. По мнению Ильина, правовое государ"-ство основывается на признании человеческой личности.
42. К. Маркс и Ф.Энгельс о государстве и праве.
Марксизм сложился как самостоятельная
доктрина в 40-х гг. XIX в. Маркс писал, что решающие пункты нового мировоззрения
были впервые научно изложены в работе "Нищета фил-фии" и в
"Манифесте коммунистической партии" .
Пол-ко-правовая теория Карла Маркса
(1818—1883) и Фридриха Энгельса {1820—1895) складывалась в процессе
формирования марксистского учения в целом. Большое влияние на эту теорию
оказали идеи французских социалистов и коммунистов.
К основным пол-ям марксизма относится учение о базисе
и надстройке. Базис — эк-ая структура об-ва, совокупность не зависящих от воли
людей производственных отн-ний, в основе которых лежит та или иная форма
соб-ти; эти отн-ния соответствуют определенной ступени развития производительных
сил. На базисе возвышается и им определяется юридическая и пол-кая надстройка,
которой соответствуют формы общ-ого сознания. Гос-во и право как части
надстройки всегда выражают волю и интересы класса, который эк-и господствует
при данной системе производства.
Обосновывая необходимость и близость насильственной
коммунистической революции, Маркс и Энгельс утверждали, что в 40-е гг. XIX в. капитализм
уже стал тормозом общ-ого развития. Силой, способной разрешить противоречие
между растущими производительными силами и тормозящими их рост капиталистическими
производственными отн-ниями, они считали пролетариат, который, осуществив
всемирную коммунистическую революцию, построит новое, прогрессивное об-во без
классов и пол-кой власти.
Маркс и Энгельс всегда придавали большое значение
раскрытию классовой сущности гос-ва и права. По учению Маркса и Энгельса,
право тоже носит классовый характер.
Маркс назвал пол-кую власть рабочего класса
диктатурой пролетариата.
Учение марксизма содержит идею отмирания пол-кой власти (гос-ва) в
коммунистическом обществе, когда не будет классов с противоположными
интересами. Эта идея особенно резко защищалась Энгельсом, называвшим гос-во
злом, которое по наследству передается пролетариату.
43. Политико-правовые идеи социализма в Зап. Европе и России 19-нач. 20в.в. (Г. В. Плеханов, К. Каутский, Н. И. Бухарин, И. В. Сталин).
К
центристам относился и Георгий Валентинович Плеханов – один из
основателей Российской социал-демократической рабочей партии, видный теоретик
марксизма. Плеханов, как и многие др-е марксисты, считал социалистическую
революцию возможной на той стадии развития капитализма, когда материальное
производство достигнет высокого уровня и пролетариат составит большую часть
населения.
Вначале П. полагал, что власть пролетариата будет
осуществляться посредством прямого народного закон-ва; потом он от этой мысли
отказался, он был сторонником социализма, введенного не по принуждению, а по
решению и с согласия бол-ва народа.
При всей остроте полемики между оппортунистами и
центристами им были свойственны некоторые общие пол-ко-правовые идеи.
1. все они были сторонниками демократии, использования
в интересах рабочего класса всеобщего избирательного права, свободной борьбы
партий на выборах, свобод слова, печати, собраний, полновластия
представительных учреждений, а также развития соц-го закон-ва и активного
вмешательства гос-ва в экономику.
2. им было свойственно отрицательное отн-ние к
революционному экстремизму.
Взаимные обвинения в отступлениях от марксизма
усилились после октября 1917 г. После разгона Учредительного собрания Каутский
написал книгу "Диктатура пролетариата", содержащую резкую критику
пол-ки большевиков, противоречащей пр-пам демократии. Каутский утверждал, что
принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо социализм — новый,
прогрессивный общ-ый строй — невозможно ввести насильственно, вопреки воле
бол-ва.
Большевики и социал-демократы — интернационалисты
делали центристам II Интернационала тот упрек, что оппортунистическая
позиция ряда социалистических депутатов побудила их, вопреки решениям II Интернационала,
голосовать за военные кредиты в начале мировой войны.
Карл Каутский
один из лидеров германской социал-демократии и II Интернационала, отвергал высказывания Б.а против
некоторых марксистских идей, писал о неизбежности социалистической революции,
возражал против призывов превратить Социал-демократическую партию в партию
социальных реформ. При сохранении капитализма, уверял Каутский, реформы
временны, частичны, носят поверхностный характер и в конечном счете только
содействуют накоплению социальных противоречий, обострению классовых
антагонизмов и борьбы, ведущей к преобразованию об-ва в целом
Кроме того, рассуждал Каутский, без признания
социализма как цели само сущ-е Социал-демократической партии лишается смысла.
В книге "Терроризм и коммунизм" Каутский
утверждал, что принудительное насаждение коммунизма порочит эту идею, ибо
социализм — новый, прогрессивный общ-ый строй — невозможно ввести насильственно,
вопреки воле бол-ва Каутский сетовал, что Россией после 1917 правят не
рабочие, а новая бюрократия, которая низвела на уровень тени рабочие советы,
затруднив новые выборы и исключив из них всякую оппозицию В результате
произвола этой бюрократии, опирающейся на средства насилия, на армию, писал
Каутский, "русский коммунизм стал воистину социализмом казармы.
Большевизм победил в России, но социализм потерпел там поражение"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28