Ответы на экзаменационные вопросы по курсу: "История политических и правовых учений"

44.  Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин).


Наиболее значительные теоретики анархиз­ма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.

Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, общест­вом, религией. Он полагает, что человек един­ствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них свое­образен.

Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действитель­ность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конк­ретного человека, становятся объектом его по­клонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.

Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.

Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социаль­ной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.

Пьер Прудон призывает:

1)  ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;

2)  заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал — общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разде­лении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворо­та жизни общества. Способ избежать социаль­ной несправедливости — упразднение государ­ственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.

Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманиза­ция. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно спра­ведливое общество.

Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы дру­гого. В этом заключается цель истории. Ее ре­зультатом должны стать свобода, равенство и братство людей.

Марксистскую идею о диктатуре пролетариа­та Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое об­щество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преиму­щество. Им не преминут воспользоваться. Про­летариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.


45.  Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом).


Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста К. Бергбома “Юриспруденция и философия права” (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Юр. поз-м получил наиболее широ­кое обоснование в книге немецкого юр-та Карла Бергбома "Юрис­пруденция и фил-фия права".
 Согласно теории Б.а наука должна изучать, а не оцени­вать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно тео­рия права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодатель­ной (и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в гос-ве, создает прочный правопо­рядок, стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е право представляет собой не более чем предпол-е, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его все­рьез принимать за явление правового порядка, влечет за собой раз­рушение правопорядка и анархию Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из ест--правовой докт­рины, делящей право на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Ости­ном континентальный поз-м видел источник права в суверен­ной власти, в гос-венной воле. Отсюда делались выводы о вер­ховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно приемов логических, грамматических, си­стематических.

Догма права, обоснованная юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нс­кого об-ва.
 И все же юр. поз-м не создал подлинной тео­рии права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос как обеспечить законность (правомерность) правотворческой деят-ти гос-ва, если само оно сила, творящая право?
Вся теория юр. поз-ма базировалась на пред­пол-и, что гос-во является правовым, однако это пред­пол-е неоднократно опровергалось практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию правового гос-ва могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.

Одним из первых представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы Джон Ос­тин .
Термин "право", писал О., используется в самых разных смыслах для обозначения не только права, но и религиозных дог­матов, правил морали, законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета юриспруденции
О. различает и разграничивает этику (область оценок, суж­дений о добре, зле и др), науку о законотворчестве (представления о том, каким должно быть право) и собственно науку о праве, юрис­пруденцию Последняя "имеет дело с законами, или правом в соб­ственном смысле этого слова, без рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком понимании право — приказ власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой при­менения санкции в случае невыполнения приказа .
Развивая мысли Бентама, О. писал, что целью правитель­ства является общее благо, а не свобода, поскольку в разных усло­виях различны степень полезности свободы или степень ее ограни­чений О. был приверженцем классического либерализма Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана, преграды ее деят-ти ставят только религия, мораль и согласие подданных, те привычка бол-ва подданных к повиновению данной влас­ти Право — это "повеление суверена" Наилучшей формой права О считал кодексы, однако в отличие от Бентама он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку реше­ния судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с мол­чаливого согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О., порождена существующей неполнотой статут­ного права, которую желательно устранить кодификацией.
Возникновение юр. поз-ма связано с укрепле­нием и совершенствованием правовой оболочки развивавшихся ка­питалистических отн-ний В теоретическом плане юр. поз-м был основой формально-догматической юриспруденции с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового регулирования товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров, проблем законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.

 

46.  Социологический позитивизм.

Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.

 Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.

 В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).

 На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.

 На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".

 На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.

Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.

 В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.

 Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты