44. Политическое учение анархизма (Прудон, Бакунин, Кропоткин).
Наиболее значительные теоретики анархизма XIX в. — Пьер Жозеф Прудон, Макс Штир-нер, Михаил Александрович Бакунин.
Макс Штирнер обрушивает критику на все ценности, связанные с государством, обществом, религией. Он полагает, что человек единствен, потому что неповторим. У людей есть лишь одна общая черта — каждый из них своеобразен.
Вся человеческая история представляется стремлением идеализировать действительность. Это посягательство на основной принцип Я, на его единственность. Поэтому абстракции (Бог, государство, общество, человечество) возводятся в культ. Они подчиняют себе конкретного человека, становятся объектом его поклонения. Освобождение человека мыслится как очищение его сознания от представлений, противоречащих его воле.
Государство ставит перед собой лишь одну цель — подчинить человека. Государство — враг человека.
Индивидуалистический анархизм Штирнера опирается на чуждое человеку давление социальной среды. Общество должно быть союзом единственных, автономных индивидов.
Пьер Прудон призывает:
1) ликвидировать все существующие формы эксплуатации человека;
2) заменить фиктивные конституции законами, соответствующими социальному пониманию справедливости Общественный идеал — общество, где люди равны и объединены в союзы трудящихся. Производство должно основываться на разделении труда. Экономика должна базироваться на товарообмене. К такому обществу можно прийти путем революции, коренного переворота жизни общества. Способ избежать социальной несправедливости — упразднение государственных и правовых институтов. Для защиты своих интересов власти предержащие создают законы. Государство подавляет трудящиеся слои с помощью прямого насилия и законов. Главный порок капиталистического общества — несправедливый обмен результатов труда.
Михаил Бакунин видел свободу человека в следовании естественным законам. Задачей общества являются эмансипация и гуманизация. Только на основе коллективной трудовой деятельности и солидарности возможно справедливое общество.
Свобода оказывается возможной для одного человека лишь с его признанием свободы другого. В этом заключается цель истории. Ее результатом должны стать свобода, равенство и братство людей.
Марксистскую идею о диктатуре пролетариата Бакунин отвергает неслучайно. Диктатура пролетариата выльется в бюрократическое общество. В нем меньшая часть пролетариата будет навязывать с помощью диктата свою волю большинству. Сосредоточение собственности в руках государства дает огромное преимущество. Им не преминут воспользоваться. Пролетариат должен не осуществлять диктатуру, а разрушить государство как таковое.
45. Юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом).
Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста К. Бергбома “Юриспруденция и философия права” (1892 г.). Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против “метаюридических” принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о “народном духе” исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.
Юр. поз-м получил наиболее широкое обоснование в книге
немецкого юр-та Карла Бергбома "Юриспруденция и фил-фия
права".
Согласно теории Б.а наука должна изучать, а не оценивать
или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и
исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься
только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах,
т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деят-ти гос-ва.
Именно действующее, позитивное право обеспечивает
порядок, гармонию и безопасность в гос-ве, создает прочный правопорядок,
стоящий над гр-нами, над властью, над гос-вом.
Поскольку ест-е право представляет собой не более чем
предпол-е, нечто субъективное и фиктивное, оно, если его всерьез принимать за
явление правового порядка, влечет за собой разрушение правопорядка и анархию
Нельзя решать возникающие на практике юридические дела исходя из ест--правовой
доктрины, делящей право на ест-е и пол-ное.
Вслед за главой английской аналитической школы Дж. Остином континентальный
поз-м видел источник права в суверенной власти, в гос-венной воле. Отсюда
делались выводы о верховенстве закона, о подчинении судей закону. Юр. поз-м
довел до совершенства разработку приемов толкования правовых норм, особенно
приемов логических, грамматических, систематических.
Догма права, обоснованная
юридическим поз-мом, имеет первостепенное значение для правоприменительной
деят-ти, особенно в периоды относительно стабильного развития гр-нского об-ва.
И все же юр. поз-м не создал подлинной теории
права. Юр. поз-м не мог дать ответа и на самый для него важный вопрос как
обеспечить законность (правомерность) правотворческой деят-ти гос-ва, если само
оно сила, творящая право?
Вся теория юр. поз-ма базировалась на предпол-и, что
гос-во является правовым, однако это предпол-е неоднократно опровергалось
практикой ("лучше капля силы, чем мешок права"), а к обоснованию
правового гос-ва могло вести лишь изучение "метаюридических" начал.
Наконец, сколь ни велика заслуга юр. поз-ма в
обосновании законности и правопорядка, проблема прав чел-ка была им отвергнута
вместе с теорией ест-го права, а сам чел-к в праве и правопорядке признавался
лишь "физическим лицом", наделенным "субъективными
правами", выводимыми из текстов законов, а не из природы самого чел-ка.
Одним из первых
представителей юр. поз-ма был ученик Бентама, основатель аналитической школы
Джон Остин .
Термин "право", писал О., используется в
самых разных смыслах для обозначения не только права, но и религиозных догматов,
правил морали, законов природы, это сущ-но мешает точному определению предмета
юриспруденции
О. различает и разграничивает этику (область оценок,
суждений о добре, зле и др), науку о законотворчестве (представления о том,
каким должно быть право) и собственно науку о праве, юриспруденцию Последняя
"имеет дело с законами, или правом в собственном смысле этого слова, без
рассмотрения того, плохи они или хороши" В таком понимании право — приказ
власти, обращенный к управляемому, обязательный для подчиненного под угрозой
применения санкции в случае невыполнения приказа .
Развивая мысли Бентама, О. писал, что целью правительства
является общее благо, а не свобода, поскольку в разных условиях различны
степень полезности свободы или степень ее ограничений О. был приверженцем
классического либерализма Но он утверждал, что суверенная власть ничем не связана,
преграды ее деят-ти ставят только религия, мораль и согласие подданных, те
привычка бол-ва подданных к повиновению данной власти Право — это
"повеление суверена" Наилучшей формой права О считал кодексы, однако
в отличие от Бентама он признавал частью права судебные прецеденты, поскольку
решения судей (в Англии) получают нормативно-правовой характер с молчаливого
согласия суверена. Потребность в судебном правотворчестве, пояснял О.,
порождена существующей неполнотой статутного права, которую желательно
устранить кодификацией.
Возникновение юр. поз-ма связано с укреплением и
совершенствованием правовой оболочки развивавшихся капиталистических отн-ний В
теоретическом плане юр. поз-м был основой формально-догматической юриспруденции
с ее тонкой разработкой правовых форм товарообмена, беспробельности правового
регулирования товарно-денежных и связанных с ними отн-ний, точности определений
юридических ситуаций, процедур, способов и средств решения возможных споров,
проблем законодательной техники Распространение юр. поз-ма в странах
континентальной Европы обусловлено развитием капитализма.
46. Социологический позитивизм.
Социологический позитивизм - научный метод изучения права, который отвергает естественно-правовую методологию и философию права и изучает право как социальное явление. В центре внимания социологического позитивизма находятся взаимовлияние общества и права, механизм реализации правовых норм, социальный фактор, который влияет на право. Позитивистское направление в политической мысли связано в первую очередь с основателем позитивизма французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) и английским социологом Гербертом Спенсером (1820-1903), рассматривавшим политические проблемы в рамках своих более широких философско-социологических концепций. О. Конт, например, включал в социологию и философию также политическую науку, и правоведение, и все обществоведение.
Позитивизм был направлен на окончательное освобождение научного знания, в том числе и политического, от влияния философской метафизики и теологии, на развитие эмпирического знания, на повсеместное использование естественнонаучных методов наблюдения и эксперимента, описания реальных явлений и процессов.
В четырехтомной "Системе позитивной политики" (1851-1854) О. Конт изложил теоретические основы нового, позитивного социально-политического порядка. Развитие государства, политической жизни, как и всего общества, поставлено им в зависимость от существования и смены трех ступеней "состояния человеческих умов" - теологического, метафизического и позитивного (научного).
На первой ступени, когда господствует религиозное мировоззрение, возникает политическая система теократии, при которой во главе общества и государства становятся жрецы, служители религиозного культа, а политическая жизнь основывается на насилии и войнах.
На второй ступени, когда господствующим становится философско-спекулятивное, метафизическое сознание, духовная власть оказывается в руках философов-метафизиков, а в политической жизни на первый план выдвигаются юристы, литераторы и публицисты, и сама она приобретает "оборонительный дух".
На третьей ступени, когда утверждается научное, позитивное сознание, полностью исчезает всякий (агрессивный или оборонительный) военный дух и на смену аристократии приходит "социократия" промышленной эпохи, основы которой и призвана разрабатывать контовская позитивная политика как прикладная часть социологии.
Иные политические взгляды с позиций позитивизма отстаивал Г. Спенсер - родоначальник органического направления в социологии. Сравнивая общество с биологической организацией животных, а его развитие - с биологической эволюцией, он исходил из длительности и постепенности общественных преобразований на основе медленных изменений социальной наследственности, из способности общества к саморегуляции и т.д. Г. Спенсер известен как последовательный сторонник социального дарвинизма.
В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера - личности. Он признавал за гражданами "право игнорировать государство", призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.
Государство, политическая власть возникает и существует, по Спенсеру, ради достижения общих целей и обязано выражать запросы и чувства народа, хотя в реальной жизни у него быстро появляются свои собственные интересы, противоречащие интересам общества. Тем не менее делегирование власти правительству необходимо, так как функции управления обществом все более расширяются, усложняются, дифференцируются. В этой связи Спенсер рассматривает государство как "необходимое зло". При этом он различал два основных типа государства: военный, где личность поглощается обществом и государством, а принуждение, милитаризм составляют главное во всех сферах общественной жизни (это характерно для ранних стадий истории); и промышленный, где уважается индивидуальность личности, ее свобода, инициатива, мирное добровольное сотрудничество. Переход к такому типу государств составляет, по Спенсеру, суть закона эволюции в рамках тогдашней историй.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28