Ответы на экзаменационные вопросы по курсу: "История политических и правовых учений"

Вплоть до 1564 г. Андрей Курбский являлся ближайшим сподвижником русского царя, влиятельным царским воеводой. Более того, он был одним из любимцев Ивана IV. По свидетельству самого князя, в конце 1559 г. царь, посылая его на войну в Ливонию, сказал ему: "Я принужден или сам идти против ливонцев, или тебя, любимого моего, послать: иди и послужи мне верно". Однако к концу 1563 г. отношение Ивана Грозного к Андрею Курбскому изменилось. Князь пребывал в это время в Дерпте, но верные ему люди, находившиеся при царском дворе, сообщили, что царь бранит его "гневными словами". Опасаясь, что за этой бранью последует нечто более страшное для него, Курбский бежал весной 1564 г. в Литву и поступил на службу к королю Польскому и великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу. Уже осенью указанного года он принимает участие в войне против России.

Политико-правовые идеи в первой половине XVII в.

События "Смуты" начала XVII в., а именно: воцарение на русском престоле самозванца, захват Москвы поляками, разгул вакханалии насилий иностранцев над русскими людьми, в том числе и над самыми знатными из них, надругательство над русскими православными святынями, глубоко оскорбляли и унижали национальное достоинство русского общества. В результате в нем произошел настоящий взрыв патриотических чувств. Эхо данного взрыва ясно отразилось в содержании русской литературы XVII в. Применительно же к политической и правовой идеологии России указанного столетия можно смело говорить об усилении в ней национального начала.

 

30.  Политические и правовые учения в России во втор. пол. 17 вв. и пер. пол. 18 вв.

 

Начало XVII в. получило в истории название Смутного времени. В этот период времени ца­рили политическая неразбериха и обострение социальных противоречий. Это послужило при­чиной для восстания под предводительством Ивана Болотникова.

Восстание Ивана Болотникова в 1606— 1609 гг. было направлено против засилья бояр и бояр­ского царя Василия Шуйского Восстание имело целью уничтожить бояр и присвоить их имущество и земли. При этом присоединив­шимся к восставшим было обещано передать в собственность отнятое у знати.

Восстание под предводительством Степана Разина проходило в 1670— 1671 гг. и имело схо­жие цели. Разин призывал к уничтожению бояр и всей структуры управления государством. Сами же восставшие создавали свои органы власти по образцу казачьего самоуправления.

В конце XVII — начале XVIII вв. в России скла­дывается абсолютная монархия. Реформы Пет­ра I частично ликвидировали устаревшие фео­дальные институты. Дворянство становится привилегированным сословием. Оно активно включается и в политическую жизнь страны.

Большое значение для развития учений о по­литике и праве имела европеизация всех сфер жизни русского общества. Многие из мыслите­лей конца XVII — начала XVIII вв. выступали за установление абсолютизма. Это были ближай­шие сподвижники и ученики самого Петра. В своих концепциях они использовали теорию есте­ственную права. В их числе был и священнослу­житель Феофан Прокопович (1681 — 1736). Ему принадлежит заслуга теоретического обо­снования сущности реформ Петра I. Он требует от священнослужителей подчинения царю. Вы­соко оценивает Прокопович разделение труда. Касаясь власти монарха, Прокопович говорит, что государь ответствен лишь перед Богом, милостью которого он правит. Власть монарха есть результат соглашения между ним и наро­дом. Прокопович отвергает демократическую и аристократическую формы правления.

Василий Никитич Татищев (1686—1750) также выступает как сторонник теории естествен­ного права. Естественным для человека состоя­нием является воля. Но при такой свободе он все же вынужден ограничивать себя. Такие ог­раничения он делит на три вида:

1)  по природе (власть родителей);

2)  по договору (отношения найма между хозяи­ном и слугой);

3)  по принуждению (рабство или невольничест­во).

Первые два ограничения имеют отношение к происхождению государства. Власть монарха подобна родительской. «Общенародия или рес­публики» основаны на договоре. Договор рас­сматривается Татищевым как основа всякого государства, в том числе и монархического. Формы правления зависят от ряда объективных условий: местоположения, размера территории и состояния населения.


31.  Политические и правовые учения в России во втор. пол. 18 вв.


Во второй половине XVIII в. происходит укреп­ление сословной структуры российского общест­ва. В результате дворцового переворота в 1762 г. на престол взошла Екатерина II (период про­свещенного абсолютизма.).

Задачу самодержца императрица видит преж­де всего в создании всеобщего блага.

Просветительские и либеральные настроения императрицы в начале ее царствования были способом исследования общественного мне­ния. В этот период широко обсуждалось предо­ставление некоторых прав крестьянам, однако это вызвало негативную.реакцию со стороны дворянства. Эти настроения были выражены в сочинениях А. П. Сумарокова.

Сумароков использует востребованные тог­да идеи Просвещения, однако он отрицает утверждение о равенстве всех людей и считает, что освобождение крестьян нарушит создавшее­ся естественное равновесие.

Воззрения наиболее прогрессивной части дворянства выражал просветитель Н. И. Нови­ков (1744—1818). В издававшихся Новиковым журналах рассматривались проблемы социаль­ного неравенства, вопросы естественного ра­венства людей. Резкая сатира журнальной пуб­лицистики была направлена против образа жизни помещиков. Однако Новиков не доходит до отрицания крепостного уклада.

Яков Павлович Козельский (около 1728 около 1793) выпустил хрестоматию «Филосо фические предложения». В ней он раскрывает идеи договорного государства и индивидуаль­ных свобод (в том числе свободы собственно­сти). Идеал общества — такое положение, ког­да труд в почете и есть место для человеческих добродетелей и справедливых законов.

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын (1734—1803) считал, что крепостное право яв­ляется препятствием для развития сельского хозяйства, промышленности и торговли. Он предлагал освободить крестьян, но постепен­но. Голицын выступает противником революци­онных преобразований.

Примером западного буржуазного либера­лизма является теория Семена Ефимовича Десницкого (1740—1789). В своих произве­дениях он использует западные образцы поли­тико-правовых учений. Он рассматривает исто­рический процесс как последовательную смену четырех стадий: охотничьей, пастушеской, зем­ледельческой, коммерческой. Переход от одной стадии в другую связан с развитием хозяйства и совершенствованием законодательной базы и государственной власти.

Более радикально представлял себе преоб­разования России и общества Александр Ни­колаевич Радищев (1749—1802). В своих идеях он основывается на наиболее радикаль­ные направления французского Просвещения, концепции общественного договора и есте­ственного права. Радищев выступает за отмену крепостного права не сверху, а снизу — путем народной революции.


32.  Историческая школа права в Германии в конце 18 в.


В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история.

Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764–1844) – профессор Геттингенского университета, автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности – частного права". Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге "Право владения", в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению" и в 6-томном. сочинении "Система современного римского права". Завершает эту группу представителей исторической школы права Г. Пухта (1798–1846), основные произведения которого – "Обычное право" и "Курс институций".

Естественно-правовую доктрину и вытекавшие из нее демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок. Эта доктрина вызывала недовольство своих противников тем, что доказывала необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы "требованиям разума", "природе человека", а фактически – назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу.

Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Г. Гуго принадлежит очень характерное сравнение права с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но "сделать" его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания" и т. п.

Представители исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины – умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь, они попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г.Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права – медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем – общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. Как членам живого организма, как ветви целостной культуры народа правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается, помимо прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. "...Этим органическим свойством право обладает также и в своем поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты