Порядок возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

Осуществляя с иностранными государствами торгово-коммерческие отношения, Республика Казахстан может устанавливать преференции (предпочтения) по ставкам таможенного тарифа Республики Казахстан, что означает снижение ставок пошлин, освобождение от обложения пошлиной, установление на преференции ввоз-вывоз в отношении товаров, которые происходят из государств, вместе с Казахстаном образующих таможенный союз или зону свободной торговли, а также обращающихся в сфере приграничной торговли.

Возврат излишне уплаченных сумм таможенных платежей и налогов также можно отнести к сфере таможенных льгот.


1.2 Особенности таможенно-тарифного регулирования в Республике Казахстан


Таможенно-тарифное регулирование - один из существенных экономических рычагов в стране, поскольку от гибкости подходов зависят многие факторы, влияющие на состояние внешнеэкономической активности как в положительную сторону, так и на ее снижение.

Под таможенно-тарифным регулированием следует понимать совокупность организационных, экономических (тарифных) и административных (нетарифных) мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Казахстан, которые так или иначе призваны способствовать защите национальных производителей на внутреннем рынке, регулировать структуру экспорта и импорта товаров, а также обеспечивать источник пополнения доходной части республиканского бюджета.

Таможенно-тарифное регулирование базируется на Законе Республики Казахстан о таможенном тарифе и пошлине от 24 декабря 1991 года, которым установлен порядок формирования и применения таможенного тарифа (системы таможенных пошлин), применяемых при ввозе на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозе за пределы этой территории товаров и иных предметов, а также правил обложения таможенной пошлиной этих товаров и предметов.

К компетенции Правительства РК в сфере таможенно-тарифного регулирования отнесены вопросы установления ставок таможенных пошлин в определенных законодательным органом власти пределах и определения порядка предоставления тарифных льгот.

Под тарифным регулированием в таможенном праве понимают меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, в основе которых лежит ценовой фактор влияния на внешнеторговый оборот. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин и иных таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Нормативный документ, содержащий систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин, взимаемых при перемещении товаров через границу, называется таможенным тарифом.

Целями таможенного тарифа являются:

рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров в Республику Казахстан;

поддержание рационального соотношения вывоза товаров и их ввоза, соотношения валютных доходов и расходов на территории Казахстана;

создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защиты экономики Казахстана от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Таможенный тариф представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин, который строится на нормах и принципах таможенного дела применительно к Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Хотя Казахстан еще не присоединился к одноименной Международной конвенции (Брюссель, 14 июня 1983 года), общие подходы должны совпадать. Гармонизированная система (ГС) - это номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также основные правила классификации для толкования ГС. Общий подход государства гласит, что обложению таможенной пошлиной подлежат ввозимые на таможенную территорию Республики Казахстан и вывозимые за пределы этой территории товары и иные предметы, если иное не предусмотрено законом. Выше были указаны, какие таможенные платежи определены законодательством.

Таким образом, таможенный тариф состоит из следующих элементов:

а) таможенных пошлин, их ставок и видов;

б) системы группировки товаров;

в) таможенной стоимости товаров и методов ее определения;

г) тарифных льгот, преференций и привилегий.

Таможенная пошлина - это обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию страны или при их вывозе с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Ее уплата носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Ставка таможенной пошлины - это указанный в таможенном тарифе денежный размер платежа, подлежащий взиманию таможенными органами за конкретный товар, ввозимый на таможенную территорию Казахстана или вывозимый с ее таможенной территории. Ставки таможенных пошлин определяются Правительством РК, являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и каких-либо других факторов.

В зависимости от способа их исчисления различаются следующие виды ставок таможенных пошлин:

адвалорные;

специфические;

комбинированные.

Адвалорные ставки (ad valorem) устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфические ставки исчисляются в установленном размере за единицу веса (объема и т.д.) облагаемого товара. А ставки, сочетающие в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, называются комбинированными (например, 25% от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг).

Система группировки товаров - это распределение товаров по определенным группам в соответствии с разработанной на основе общемировой практики классификации товаров Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная стоимость товара - это цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар на момент пересечения им таможенной границы Республики Казахстан. Ее суть, назначение и методика определения рассмотрены ниже.

Тарифные льготы - это льготы, предоставляемые в форме возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, в форме освобождения от уплаты пошлины, в форме снижения ставки таможенной пошлины либо в форме установления тарифных льгот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров. Порядок их предоставления определяется Правительством РК.

Тарифные преференции - это специальные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров отдельных стран и не распространяющиеся на аналогичные товары других стран.

Таможенные привилегии - это преимущества, предоставляемые определенным физическим либо должностным лицам при перемещении через таможенную границу Республики Казахстан товаров, транспортных средств, ценностей, личных вещей и других предметов.

Конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются правительством после рассмотрения Таможенно-тарифным советом и являются едиными (не подлежащими изменению в зависимости от лиц).

Применение системы таможенно-тарифного регулирования (пошлин, таможенной стоимости, экспортной пошлины и др.) и иных экономических инструментов играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности страны. Для этого необходимо: четко определить пределы импортной зависимости государства; устанавливать импортные пошлины дифференцированно с учетом поощрения ввоза товаров, отечественное производство которых нецелесообразно развивать, и ограничения ввоза тех товаров, производство которых в стране будет эффективным; разработать методику расчета таможенной стоимости; использовать экспортные пошлины в качестве выравнивания заниженных внутренних цен с мировыми в целях предотвращения оттока относительно дешевых ресурсов за рубеж.


1.3 Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей в законодательстве зарубежных стран


Правовая специфика таможенно-налоговых правонарушений в том, что вопрос об ответственности за них рассматривается в законодательстве многих стран в рамках финансового права, хотя в некоторых из них за нарушения налоговых отношений установлена административная, а иногда и уголовная ответственность. [19, с.124]. В различных странах варьирование ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей находится в спектре от гиперболизированного отношения с крайними санкциями (например, в Китае предусмотрен расстрел) до отказа в криминализации деяния по законодательству Швейцарии. [28, с.16]

Можно выделить два направления уголовной политики в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей. Первая группа - постиндустриальные страны, а именно США и государства, входящие в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) - как некий экономический ориентир развития России. Вторая группа - страны, входящие в Таможенный союз в рамках СНГ, как представляющие особый интерес в связи с недавней государственной общностью, непосредственным соседством и стремлением воссоздания единого правового поля.

По мнению ведущего научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России Г.В. Петрова, фискальное значение таможенных пошлин в постиндустриальных государствах неуклонно падает. К середине 80-х г. г. удельный вес таможенных пошлин в доходах государственных бюджетов европейских стран составлял: в Великобритании - 1,2%, в Японии - 1,3%, в ФРГ - 2,5%, во Франции - 7,6%. [24, с.37] Таможенные пошлины в США дают незначительную часть доходов федерального бюджета. С 1960 г. к началу 1990 г. их доля практически не изменилась и оставалась на уровне 1,6%. Цель данных таможенных налогов - торговый протекционизм в отношении некоторых товаров и ряда стран. [11, с.68]

В настоящее время все таможенные пошлины, взимаемые странами-членами ЕЭС, имеют целью защиту экономики ЕЭС от конкуренции с другими государствами (так называемые "защитные" пошлины). Поступления от пошлин, начиная с 1975 г., полностью перечисляются в бюджет ЕЭС. Доля акцизных налоговых сборов в доходах бюджетов промышленно развитых стран также имеет четко выраженную тенденцию к снижению. В 60-е г. г. акцизы в этих странах составляли около 30% доходов бюджета; в 80-е г. г. - 16-18%; в 90-е г. г. - 2-6% от ВНП.

10 февраля 1975 г. Совет ЕЭС принял Резолюцию, предписывающую комплекс мер для борьбы с уклонением от уплаты таможенных пошлин и налогов. Основные предложенные меры касаются способов, при помощи которых Резолюция предусматривает согласование и совершенствование служб сбора информации и осуществления контроля. Комиссия ЕЭС предусмотрела в Программе по налоговой практике от 23 июля 1975 г. серию мер по взаимному обмену информацией между членами Сообщества; по обеспечению налоговых расследований по запросам государств-членов ЕЭС друг другу и т.д. Комиссия ЕЭС представила 23 ноября 1984 г. Меморандум "О совместных действиях против обмана и уклонения от налогов в межнациональных отношениях".

По этому вопросу Европейским экономическим сообществом приняты соответствующие нормативные акты. Так, 10 февраля 1975 г. Совет ЕЭС принял резолюцию о мерах, которые надлежит принять в рамках ЕЭС в области борьбы с уклонением от уплаты налогов. На основе этой резолюции 15 марта 1976 г. Совет ЕЭС принял первую директиву 76/308 относительно взаимопомощи в области взимания задолженности по таможенным пошлинам. Эта директива изменена директивой 79/1071 от 6 декабря 1979 г., в силу которой налоги на добавленную стоимость отнесены к сфере действия первой директивы. Положения директив закрепляются во внутреннем законодательстве стран, входящих в ЕЭС. Так, Франция ввела в действие положения директивы от 1979 г. законом 81-661 от 31 декабря 1981 г. и декретом 82-661 от 28 июля 1982 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты