Порядок возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

Политические и социально-экономические преобразования в Казахстане повлекли за собой обновление механизма правового регулирования, управления внешнеэкономической деятельностью. Как отмечалось ранее, преступность во внешнеэкономической сфере - сложное общественное явление. Её следует рассматривать с различных точек зрения: социально-политической, правовой, психологической, а также с позиций государственных органов, обеспечивающих защиту общества от подобных преступлений. С точки зрения правоохранительных органов - это угроза безопасности личности, общества, государства. Главная трудность в том, что борьба с преступлениями во внешнеэкономической и налоговой сфере, в том числе и с уклонением от уплаты таможенных платежей, предполагает не только меры, направленные непосредственно против них, но также, на нейтрализацию факторов, непосредственно способствующих их возникновению и развитию.

Задача обеспечения эффективной борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует осуществления системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению и пресечению такого рода преступной деятельности. Государственная власть создает новые органы с особыми полномочиями для социального контроля за ВЭД.

Объектами контроля применительно к нашему исследованию являются материальные и финансовые средства, различных структурных звеньев экономики, проводящих внешнеэкономические операции. Одной из основных целей контроля в сфере ВЭД является предупреждение и выявление преступлений, предусмотренных ст.214 УК РК. Условно виды контроля и органы его осуществляющие, следует разделять на два блока - экономический и правоохранительный. Экономический блок осуществляется посредством банковского, аудиторского контроля.

Агентство таможенной политики - базовый правоохранительный институт в сфере ВЭД. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба пополняет государственный бюджет. Значительное место в деятельности таможенных органов занимает правоохранительная функция, осуществляя которую, они активно участвуют в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан. Правоохранительный статус Агентства таможенной политики закреплен в Таможенном кодексе и регламентируется другими нормативно-правовыми актами.

Агентство таможенной политики РК включает в свою деятельность решение следующих задач:

создание таможенной инфраструктуры, способной обеспечить выполнение главной задачи, поставленной перед таможенной службой;

обеспечение экономической основы суверенитета и экономической безопасности страны;

пополнение бюджета путём взимания пошлин, сборов и некоторых видов налогов;

участие в осуществлении таможенно-банковского валютного контроля, в первую очередь, за своевременным возвратом платежей, причитающихся экспортёрам за экспортируемые ими товары;

формирование, ведение и представление таможенной статистики внешней торговли Республики Казахстан;

создание правовой законодательной базы, обеспечивающей деятельность таможенной службы.

С появлением Агентства таможенной политики как новой самостоятельной структуры с мощными экономическими и правовыми рычагами воздействия произошло изменение расстановки сил и средств в обеспечении экономической безопасности страны.

Задачи правоохранительных органов по борьбе с уклонениями от уплаты таможенных платежей представлены в следующем виде:

разработка и реализация специальных мер, направленных на борьбу с уклонением от уплаты таможенных платежей;

выделение приоритетных направлений этой борьбы исходя из специфики криминального "маркетинга" такого деяния, как уклонение от уплаты таможенных платежей;

обеспечение специальными силами и средствами закрепления новых экономических отношений путём их защиты от преступных посягательств.

Важнейшая функция работы правоохранительных органов состоит в организации системного противодействия возникающим угрозам экономической безопасности государства. Данная функция служит выработке общего замысла и тактике противодействия криминальным действиям, координации усилий отдельных правоохранительных органов и обеспечению их взаимодействия путём существенного расширения информационных ресурсов за счёт объединения их возможностей.

Формы и методы преступной деятельности постоянно совершенствуются. Качественными характеристиками организованных преступных групп и сообществ являются закрытость и защита от "утечки" информации, свидетельствующими о преступной деятельности не только пассивными (подделка документов), но и активными (контроперативная работа, уничтожением материальных объектов, могущих служить доказательством преступной деятельности) методами. Наряду с закономерностями возникновения доказательств действует закономерность их исчезновения. Доказательства могут не возникнуть в таком количестве, чтобы быть обнаруженными современными средствами и методами, либо их количество окажется недостаточным для раскрытия преступления. Имеются в виду объективные процессы, не зависящие от качества расследования и субъективных качеств следователя.

Отмечается усиление давления на сотрудников таможенной службы криминальными структурами. Преступники, действуя все более изощренно, стремятся удержать свои позиции. Чтобы склонить таможенников к сотрудничеству, используется шантаж и нападения на членов их семей.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует совместных усилий других правоохранительных структур, прежде всего оперативных аппаратов отделов по борьбе с экономическими преступлениями.

Безусловно, каждому правоохранительному органу необходимо самостоятельно решать собственные задачи, самостоятельно определять новые ориентиры для решения вопроса обеспечения экономической безопасности и в рамках действующего закона применять на практике различные способы решения этих вопросов. В решении вопросов борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей руководителям территориальных подразделений, необходимо шире использовать современные методики. Только "эффективный налоговый контроль способен оказать огромное влияние на налогоплательщиков и предотвратить совершение налоговых преступлений и правонарушений", - считает А.Н. Козырин. [16, с.100] Практика подтверждает это мнение. Наиболее эффективным способом его проведения являются совместные проверки налогоплательщиков силами таможенных органов, МВД, ГНС РК.

Вопросы взаимодействия в ходе раскрытия и расследования экономических преступлений находятся в центре внимания государственной власти. Под взаимодействием следует понимать осуществляемую в рамках действующего закона совместную, согласованную по цели, месту и времени деятельность равноправных субъектов предупреждения преступлений.

Проблемы организации взаимодействия государственных органов в деле обеспечения внешнеэкономической безопасности можно представить как:

межгосударственное взаимодействие;

взаимодействие между правоохранительными органами;

внутриведомственное.

Для решения проблемы представляется необходимым:

1) совершенствовать деятельность таможенных, налоговых и правоохранительных органов по обеспечению экономической безопасности страны посредством определения и нормативного закрепления границ полномочий и функциональных обязанностей в борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК;

2) аналитическим подразделениям таможенных органов, МВД, ГНС, Прокуратуры РК разработать методику координации и взаимодействия практических органов при проведении совместных операций. Создание как межструктурного, так и внутриведомственного эффективного механизма координации и взаимодействия правоохранительных органов возможно лишь при условии соблюдения ими принципа научного подхода в разработке оптимальной модели деятельности по обеспечению внешнеэкономической безопасности, при безусловной ориентации на интересы общего дела.

Объективные процессы, происходящие в Казахстане в связи с реформами, вызвали кроме позитивных и негативные последствия. Так, произошла интенсивная интеграция казахстанской преступности в международную. Организованная преступность, затрагивающая внешнеэкономическую сферу, сейчас всё более носит трансграничный и транснациональный характер.

Немаловажное значение при этом имеет создание необходимой правовой основы сотрудничества таможенных органов и правоохранительных органов других стран. Существенную специфику имеет сотрудничество членов СНГ в деле борьбы с преступностью. Эта специфика обусловлена наличием "прозрачных границ" между ними. Без тесного оперативного сотрудничества между правоохранительными органами республик СНГ невозможна эффективная борьба с так называемой "маятниковой" преступностью.


Заключение


Несмотря на принимаемые меры количественные и качественные характеристики деяния, выраженного в уклонении от уплаты таможенных платежей, остаются высокими. В этой связи исследование проблемы борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей требует особого внимания со стороны государственных органов, в функциональные обязанности которых входит борьба с преступлением, предусмотренным ст.214 УК РК (прежде всего Государственного таможенного комитета, транспортной прокуратуры и органов внутренних дел). Решение проблемы предполагает учет особенностей развития экономики и общества и криминогенных факторов, влияющих на состояние уклонения от уплаты таможенных платежей, а также обеспечение координации всего процесса борьбы с ним.

В борьбе с уклонением от уплаты таможенных платежей важны: профессиональные качества сотрудников таможенных органов (наличие образования и опыта, позволяющего качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности). В области реализации уголовной политики в отношении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей - целесообразно внедрение целевых программ борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей на основе изучения и прогнозирования криминогенной ситуации, в том числе и с позиций криминального "маркетинга", учет изменений в способах совершения преступления, предусмотренного ст.214 УК РК, определения и уточнения целей борьбы с явлением, методов и средств их достижения.

Уголовную политику, направленную на борьбу с уклонениями от уплаты таможенных платежей физическими и юридическими лицами, целесообразно объединить с уголовной политикой борьбы против других деяний, входящих в группу налоговых преступлений и с отмыванием денег, полученных в результате преступной деятельности.

Особая роль современной уголовной политики в направлении борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей состоит в поддержании законности в соответствии с требованиями, предъявляемым к правовому государству. Для правового государства характерно повышенное значение судебной власти, поэтому дела о таможенно-налоговых преступлениях, нерешенных путем соглашения сторон, следовало бы рассматривать в судебном порядке. В области профилактики преступлений методами уголовного права - требуется повышение эффективности специальной и общей превенции уклонения от уплаты таможенных платежей, а также использования в борьбе с преступлением, предусмотренным ст.214 УК РК, уголовно-правовых институтов и норм с непосредственно выраженной профилактической направленностью, в частности, поощрительных норм.

Для повышения эффективности борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей, на наш взгляд, следовало бы использовать опыт борьбы с соответствующими преступлениями в странах ЕС, США и Казахстана.

Особенно актуальна задача повышения эффективности правоприменительной практики в следующих направлениях:

внутренняя самоорганизация государственных структур, уполномоченных бороться с уклонениями от уплаты таможенных платежей;

организация взаимодействия таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, в задачу которых входит предупреждение, выявление и расследование преступления, предусмотренного ст.214 УК РК;

организация информационных баз о субъектах ВЭД и лицах, нарушающих установленные законом правила, а также качественный обмен информацией, для чего следует применять возможности Интернет;

усиление правоохранительного блока ГТК и прежде всего оперативных подразделений;

формирование налоговой культуры и бюджетной дисциплины.

Список используемой литератеры


1.     Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Жетi Жаргы, 2003.

2.     Налоговый Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 года № 209

3.     Таможенный кодекс РК от 2001 г. по состоянию на 1 сентября 2003 года. Алматы, 2003

4.     Уголовный Кодекс Республики Казахстан., Алматы., “Жетi Жаргы" 1997 г.

5.     Уголовно-процессуальный кодекс РК. - Алматы, 1999.

6.     Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О таможенном деле в Республике Казахстан". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

7.     Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, "О налогах и других обязательных платежах". - Алматы: Жетi Жаргы, 1995.

8.     Алибеков С.Т. Таможенное право. - Алматы: АдiлетПресс, 1997.

9.     Алиев М. Некоторые аспекты борьбы с экономической контрабандой // Тураби, 1996. - № 6.

10. Борисов К.Г. Международное таможенное право. - М., 1997.

11. Васильев Н., Туликов В. Налоги в системе экономических отношений капитализма. - М., Финансы СССР. 1990. № 3.

12. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. - М., 1995.

13. Данные таможенной статистики "Экспорт и импорт Республики Казахстан по товарам и странам" за 2001-2003 г. // Финансы. № 1.2004 г.

14. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. ЮНИТИ COLPI. 1997.

15. Драганов В.Т. Основы таможенного дела. - М.: Экономика, 1998.

16. Козаченко И.Я., Погосян Т.Ю. Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью // Проблемы конфискации имущества в призме материальных потребностей преступника: Сборник. - М., 2002.

17. Козырин А.Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма (сравнительно-правовое исследование): Автореф. дисс на соискание ученой степени докт. юрид. наук. - М., 1994.

18. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. Независимое издательство "Манускрипт". - М., 1999.

19. Козырни А.Н. Понятие таможенное территории и пространственные аспекты таможенно-тарифного регулирования // Московский журнал международного права. - М., 1995. - № 1.

20. Кот А.Г. Налоговые отношения как объект уголовно-правовой охраны. Труды Академии МВД России. - М., 1996.

21. Кузнецова Н.Ф. Новый уголовный кодекс Франции. // Вестник московского университета. Серия 11. Право. 1994. № 2. С.41.

22. Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления. - М.: "Экзамен", 2001. - 608с.

23. М.А. Сарсембаев. Таможенное право Республики Казахстан - Алматы Данекер, 2002 - 241 с.

24. Марогулова И.Л. Конфискация имущества как мера наказания по советскому законодательству: Автореферат дис... канд. юрид. наук. - М., 1979; Михлин А.С. Имущественные наказания - альтернатива лишению свободы за менее опасные преступления // Сов. гос-во и право. 1981. № 6.

25. Мещерякова О. Налоговые системы развитых стран мира. Справочник. - М., Фонд "Правовая культура". 1999.

26. Некоторые вопросы совершенствования Налогового Кодекса Республики Казахстан. // Информационный бюллетень Министерства финансов РК (№ 4 - 1997) - 0,5 п. л. (в соавторстве).

27. О ставках вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров. Постановление Правительства Республики Казахстан. - Внешнеэкономическая деятельность в Казахстане. - Алматы, 2003. - № 11-12 (137-138). - С.32 или Казахстанская правда. - 2003. - 8 июня.

28. Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции: Учебное пособие. - Никосия - Хельсинки: "Практик" - "Ханикомб", 1995.

29. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности / Под редакцией М.А. Сарсембаева. - Алматы, 1995.

30. Проблемы борьбы с экономической преступностью / Под редакцией Тленчиевой Г.Д. - Алматы, 2002 г.

31. Сарсембаев М.А. Единое экономическое пространство Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана: место и роль частных предпринимателей в этом пространстве. - Алматы: Данекер, 1996.

32. Содружество: Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - 1996. - № 2 (22). - 12 апреля.

33. Угаров Б. Международная борьба с контрабандой. - М., 1981.

34. Угаров Б. У таможенного барьера. - М., 1975.

35. Ушурова С.Р. Источники таможенного права Республики Казахстан // Право и государство. - Алматы, 1998. - № 1.

36. Шишков Ю.В. Формирование интеграционного процесса в Западной Европе: тенденции и противоречия. - М., 1979.


Приложение


Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей:

Статья 214. Уклонение от уплаты таможенных платежей и сборов

1. Уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, сборов за выдачу лицензии или других таможенных платежей в крупных размерах -

наказывается штрафом в размере от пятисот до семисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное: а) неоднократно; б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией), -

наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере если стоимость неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу месячных расчетных показателей.




Рис.2 - Анализ структуры поступления налогов в бюджет по г. Семейу и доля в них таможенных платежей за 2005-2007 г. г.

Таблица 2 - Удельный вес таможенных преступлений за период 2005-2007 г.


2005 г.

уд. вес,%

2006 г.

уд. вес,%

2007 г.

уд. вес,%

Уклонения от уплаты таможенных сборов и платежей

85

13,3

106

9,3

187

12,4

Экономическая контрабанда

255

39,9

532

46,6

759

50,2

Выявление фактов оборота наркотических средств

169

26,4

358

31,4

370

24,5

Другие различные преступления

130

20,4

145

12,7

195

12,9

Итого

639

100

1141

100

1511

100



Таблица 3 - Проблемы борьбы с уклонениями от уплаты таможенных платежей в РК и методы их решения

Проблемы

Методы решения

Слабое взаимодействие с таможенными органами соседних государств

Обмен информацией о злостных нарушителях таможенных правил

 - Отсутствие контроля за применением таможенных режимов;

Длительность проведения процесса таможенного контроля.

Автоматизация и компьютеризация проверок документаций участников внешнеэкономической деятельности

Несогласованность некоторых положений таможенного и налогового законодательства.

Разработать методику координации и взаимодействия при проведении совместных операций



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты