Порядок возбуждения и расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей

В законодательстве государств ЕЭС предусмотрена ответственность за уклонение от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей. В Германии она установлена в соответствии с законом Aussensteuergesetz от 1972 г. как налоговое мошенничество. В соответствии с параграфом 392f Abgabenordnung оно карается штрафом до 5 млн. немецких марок или лишением свободы сроком до 5 лет.

Общее наказание за уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей в Англии установлено в Taxes Management Act 1976 г. Ст.38 Британского Финансового Статута 1972 г. содержит специальные штрафные санкции, предусматривающие лишение свободы до 2-х лет или штраф до 1000 ф. ст. или оба наказания. В случае неуплаты штрафа с виновного взыскивается троекратный размер неуплаченного штрафа.

В этих странах имеется альтернатива между лишением свободы или крупным денежным штрафом, а также комбинированное наказание. В практике правоприменяющих органов конфискация имущества и доходов, полученных неправомерно, доминирует над другими санкциями. Успешное применение экономических санкций уголовным законодательством стран ЕЭС повлияло на новый УК Франции 1992 г. Франция, признав конфискацию имущества видом наказания, сделала тем самым крупный прогрессивный шаг в борьбе с экономической и организованной преступностью во имя интересов человека и общества. [20, с.41]

Экономическая эффективность "лояльных" методов налогово-таможенного контроля хорошо видна на французском опыте: благодаря такому конструктивному подходу казна пополнилась на 16 млн. фр., в то время как традиционные меры "жесткого контроля" дали приращение в текущий доход только на 2,3 млн. фр.

Специфика налогового права стран с рыночной экономикой в том, что оно представляет соотношение социально-экономической сущности налогового механизма и права как формального момента его функционирования. Налоговое право - это совокупность юридических норм, регулирующих налоговую систему и ответственность за нарушение налоговых правил, имеющих силу закона. Особенностью санкций за таможенно-налоговые правонарушения является наличие мер как в рамках финансового, так и уголовного права. Нормы уголовного права используются в целях реализации налоговой политики государства и при изучении необходимо рассматривать их в совокупности с нормами финансового права.

В мировой практике давно существует разделение налогообложения на две сферы правого регулирования. Так, в США вопросы налогового права при осуществлении внешнеэкономической деятельности регулируются специальным Международным налоговым кодексом. Помимо этого, существует Внутренний налоговый кодекс.

Отдельно в законодательстве США таможенные преступления не выделены; преследование уголовно-правовыми методами происходят за неуплату налога вообще. В США таможенные преступления расследуются Таможенной службой США, организационно входящей в Министерство финансов. Уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена разд.18 Свода законов США. Внутренним Налоговым Кодексом регламентируется составы налоговых преступлений (разд.26 Свода законов). По мнению американского юриста Сюзан Б. Лонг, существует около сорока составов, предусматривающих ответственность за налоговые преступления. Они предусмотрены как статьями Внутреннего Налогового кодекса, так и Уголовным законодательством США. В отношении налогового законодательства действует следующая юридическая технология: налоговый билль, пройдя через Конгресс США, расценивается как Налоговый закон, вносящий поправки в существующий Внутренний Налоговый кодекс 1986 г. В США наиболее часто для назначения уголовных наказаний используются следующие статьи:

попытка избежать или нарушить уплату налогов;

намеренное пренебрежение обязанностями по сбору налога, ведению неправильного учета по уплате налога;

намеренное пренебрежение обязанностями по регистрации доходов или сообщению информации по уплате налогов;

соучастие и подстрекательстве в подготовке или пре доставлении ложных и обманных сведений о доходах.

Уголовно-правовые санкции предусматривают, как правило, такие виды наказания, как лишение свободы или штраф. Только три из 48 основных статей, устанавливающих уголовную ответственность за налоговые преступления не предусматривают тюремного заключения. По нормам Внутреннего Налогового кодекса среднестатистическое наказание за одно преступление - один год лишения свободы; за два преступления - до пяти лет лишения свободы. Конфискация обязательна и объем ее включает как ущерб от преступления, так и возмещение затрат на организацию и ведение уголовного процесса.

Налоговые договоры, заключённые США с другими странами, имеют равную силу с внутренними законами. И те, и другие "верховный закон государства" (Конституция США, ст. VI п.2). В случае если положения договора вступают в противоречие с Федеральным законом (например, с положением о таможенном налогообложении), то для целей внутреннего законодательства преимущественную силу имеет то, которое принято позже. При любой возможности суды стараются гармонично трактовать положения договора и внутренние налоговые законы. Если налогоплательщик утверждает, что предусмотренное законом положение противоречит двустороннему налоговому договору, то ему для изменения правоприменения Кодекса Внутренних Доходов необходимо показать, что к нему применимы положения договора (ст.6114 Кодекса Внутренних Доходов). [12, с.98]

Уклонение от уплаты налогов, в том числе и таможенных платежей, предусмотренное в законодательстве США как уголовное преступление, отличается от легитимного, законного снижения налоговых платежей. Уклонение от уплаты налогов в уголовном праве США - это умышленное, намеренное невыполнение обязанностей по уплате в части или полностью федерального налога, известного налогоплательщику, совершенное путем обмана, мошенничества, либо искажения.

По мнению юристов США, равномерного и постоянного применения такого закона ожидать не следует; что касается действий, совершенных путем обмана, то они труднодоказуемы. Уклонение от уплаты таможенных налогов, квалифицируемое в праве США как преступление, отличается от избежания налогов (tax avoidance), под которым принято понимать разумное налоговое планирование, что вполне допустимо по законодательству США. Дела об уклонении от уплаты таможенных платежей представляют особую сложность для правоохранительных органов. Во многих случаях различие между честным и неправильным толкованием положений налогового права и мошенничеством очень тонкое, и решение по этим вопросам принадлежит налоговым судам. Необходимо доказать умысел на совершение подобного правонарушения, без умысла деяние не признается преступным. Нарушения налогового законодательства могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Но так как доказать умысел на налоговое мошенничество (что делает дело уголовным) довольно сложно, большинство дел по налоговым деликтам решается в гражданских судах. В арсенале налогового права США присутствует презумпция вины налогоплательщика. Незадекларированная по рассеянности драгоценность будет рассматриваться как контрабанда. Однако санкция предусматривается, как правило, менее жесткая, чем при аналогичном умышленном правонарушении. Институт презумпции вины налогоплательщика не распространяется на уголовные правоотношения.

Политика борьбы с таможенно-налоговыми преступлениями в США связана с двумя приоритетными направлениями. С одной стороны, в США соотношение налоговых деликтов, наказуемых в уголовном порядке и в гражданско-правовом, по оценкам отдельных исследователей, выражается так: на одно уголовное дело об умышленном уклонении от уплаты таможенных налогов приходится около 10 дел об уклонении от уплаты таможенных налогов, наказанных в гражданско-правовом порядке, где таможенная служба не посчитала необходимым возбудить уголовное дело из-за сложности доказывания умысла. С другой стороны, проблема связана с повышением эффективности общего предупреждения налоговых деликтов. Эта проблема напрямую зависит от развития налогового контроля как меры предупреждения таможенно-налоговых правонарушений. Современными методами налогового контроля в развитых странах считаются лояльные методы, направленные на помощь юридическим и физическим лицам с целью организовать правильное осуществление налоговой отчетности. Это операции по оказанию помощи (а не проверки) в организации учета, что значительно сокращает расходы налоговых служб, так как они в большей части не встречают сопротивления налогоплательщиков.

Жесткость санкций за таможенно-налоговые правонарушения в законодательстве США достигается использованием такого уголовного наказания, как тюремное заключение, но и "эффективным" применением штрафных санкций, способных вызвать ощутимые материальные последствия для правонарушителя. Так, за недоплату налогов из-за несоблюдения правил, Кодекс о внутренних доходах предусматривает комбинированный штраф: 5% от неуплаченной суммы плюс 50% от суммы, которую налогоплательщик получил бы в случае помещения этих денег в банк, исходя из стандартных банковских ставок. Вторая часть штрафной санкции нацелена на обеспечение действенности наказания и избежание профанации штрафного воздействия. Нередко абсолютный размер уплачиваемых штрафов несоизмеримо мал по сравнению с потенциальным доходом, могущим быть полученным в случае выгодного вложения неуплаченных налогов. Прямая зависимость размера штрафа к результатам возможной капитализации налоговых сумм - это надежный метод предотвратить ситуацию, когда налогоплательщику выгоднее не платить налог, а вкладывать "сэкономленные" средства в оборот и получать доходы, намного порядков превышающие размеры установленных законом санкций. Таким образом, акцент в санкциях по таможенно-налоговым преступлениям США смещён от наказаний в виде лишения свободы к наказаниям в виде конфискации имущества, которые осуществляются в административном и в уголовном порядке.

После развала СССР возникла необходимость объединения республик, ранее находившихся в СССР, в Союз Независимых Государств (СНГ). Одна из идей СНГ - это создание единого правового пространства. Отношения сторон оформлены в виде многосторонних и двусторонних договоров стран СНГ. Это касается и таможенного законодательства Актуальность анализа состояния развития таможенно-налогового законодательства в странах СНГ определяется необходимостью совершенствования как общего правового режима в рамках СНГ, так и законодательных и нормативных актов стран СНГ в целях обеспечения единого рынка, устранения противоречий, касающихся финансов и инвестиций. Правовая система стран содружества находится под влиянием постоянно меняющихся факторов экономического развития и представляет собой комплекс во многом схожих норм, имеющих одинаковые преимущества и недостатки.

В настоящее время наиболее тесное экономическое сотрудничество осуществляется между таможенным союзом, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Действующая система налогообложения в этих странах отражает начальный этап оформления таможенного регулирования, как одного из важнейших инструментов государственного управления экономикой в условиях рынка. Несмотря на схожесть регулирования основ организации налоговой системы, таможенных платежей, таможенных органов, серьезным препятствием в согласовании таможенно-налогового законодательства являются отдельные различия в правовой регламентации общих принципов налогообложения, налоговых обязательств, объектов налогообложения, правового положения налогоплательщиков, таможенных органов, ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Такие различия связаны с особенностями развития таможенного и других отраслей законодательства, разными подходами к использованию зарубежного опыта, спецификой формирования таможенных и налоговых отношений.

Большинство таможенных и налоговых законов России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана находятся в стадии переработки и изменения с учетом новых внешних и внутренних экономических условий. В условиях налоговых реформ и поиска приемлемой модели налогообложения в странах таможенного союза большое значение приобретает координация законотворческой деятельности. По мнению руководства ГТК России, необходимо модернизировать технологии таможенного контроля, создавать центры документального оформления, унифицировать таможенное законодательство стран СНГ. В 1998 г. страны, входящие в Таможенный союз, должны представить свои предложения по дальнейшему развитию отношений и приступить к согласованию таможенных законодательств. Остро стоит и проблема унификации уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Отсутствие единого подхода в уголовной политике в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей, по нашему мнению, дополнительный криминогенный фактор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты