К примеру, анализируя правоохранительные действия таможенных органов в Семей регионе за 2005-2007 гг., можно наблюдать рост выявленных преступлений в сфере таможенных преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей. Таможенными органами за исследуемый период возбуждено 378 уголовных дел. В течение данного периода пресечены попытки незаконного перевоза 1423 тонн лома металла на сумму 14,5 миллионов тенге, конфисковано в доход государственного бюджета 1378 тысяч литров спирта на 149 миллионов тенге.
Если рассматривать статистику выявленных и пресеченных преступлений на таможенной границе в Семей регионе, то можно увидеть следующую картину. За период 2005-2007 г. возбуждено 3291 уголовных дел, среди которых удельный вес преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных сборов и платежей составляет минимальное количество.
Исследуя показатели, указанные в Приложении Г, необходимо отметить, что все виды преступлений на таможенной границе имеют тенденцию возрастания, это, прежде всего, связано с повышением оборотов денежных средств большинства коммерческих предприятий и с увеличением таможенных сборов и платежей на границе.
Относительно удельного веса совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов за период 2005-2007 гг. необходимо отметить, что наблюдаются различные показатели в течение трех лет. Так в 2004 г. он составлял 13,3%, и уже в 2005 г. - 9,3%, здесь мы видим снижение удельного веса, что связано с резким повышением количества других таможенных преступлений (например, экономическая контрабанда: 2004 г. - 255, 2005 г. - 532, 2006 г. - 759). Но уже в 2006 г. удельный вес начинает расти и составляет 12,4%, это связано со снижением удельного веса преступлений связанных с оборотом наркотических средств - 2005 г. - 31,4%, 2004 г. - 24,5%.
Подобные колебания удельного веса преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и сборов главным образом связано с их своевременным выявлением и пресечением сотрудниками правоохранительных органов.
Основой правильной организации работы по раннему обнаружению признаков таможенных преступлений и уклонения от уплаты таможенных платежей являются:
жесткое осуществление таможенного контроля на всех этапах декларирования и предъявления грузов, строгое соблюдение технологии таможенных процедур, действующих правил;
регулярность, систематичность информационно-аналитической работы, охват всех источников информации и "перекрестный" сопоставительный анализ имеющихся данных, в целях выявления фактов правонарушений, установления тенденций по динамике, структуре, способам правонарушений и преступлений;
учет систематических правонарушений, совершаемых участниками ВЭД, в том числе организаций, осуществляющих декларирование, выступающих гарантами уплаты таможенных платежей, организаций - таможенных брокеров, перевозчиков и других с широким применением данных о фактах отказа в регистрации или правонарушений при регистрации; сведений, характеризующих эти организации, полученных от правоохранительных органов (прокуратура, МВД, суды, органы федеральной службы налоговой полиции), а также государственных налоговых служб;
устойчивое взаимодействие и регулярный обмен оперативной информацией о готовящихся и совершенных противоправных деяниях с другими правоохранительными органами; реализация совместных мероприятий по выявлению или по расследованию правонарушения:
своевременность проведения первоначальных мероприятий по проверке признаков правонарушений и другие.
Рассмотренные выше элементы оптимальной технологии работы тесно взаимосвязаны, каждый из них важен, незаменим и подлежит исполнению.
Значение информационно-аналитической работы в борьбе с правонарушениями требует развернутого обоснования, но ее ведение на должном уровне в правоохранительных органах продолжает оставаться актуальной проблемой.
Информационно-аналитическая работа включает в себя систематический сбор, накопление сведений и их анализ. Источниками информации, содержащей сведения о признаках подготавливаемого или совершенного мошенничества, могут быть самыми разнообразными. Это традиционные гласные источники информации, такие как:
материалы средств массовой информации (печать, телевидение, выступления официальных должностных лиц органов государственной власти и управления и т.п.)
предложения в рекламных изданиях, например, предприятий, осуществляющих растамаживание грузов и якобы имеющих определенные льготы по уплате таможенных платежей;
заявления, сообщения граждан и должностных лиц предприятий, организаций.
Большую помощь в выявлении возможных правонарушений оказывает надежность технологии системы таможенного контроля в регионе. Хорошая постановка работы по отработке и согласованию технологических схем декларирования и предъявления грузов таможне неизбежно ставит участников ВЭД и декларантов перед необходимостью до поступления грузов представить таможенному органу различные документы по внешнеторговым операциям, а тем самым открывается реальная возможность обнаружения различных нарушений, включая и их криминальные формы.
Сопоставление различной документации обнаруживает отсутствующие документы, недостающие сведения, многочисленные взаимные несоответствия данных, зафиксированных в представленных и дополнительно полученных документах и пр.
Разведывательно-поисковая работа оперативных сотрудников по установлению признаков преступлений осуществляется по трем основным направлениям:
выявление лиц, замышляющих или подготавливающих совершение преступления;
выявление хозяйствующих субъектов, характер деятельности которых указывает на возможное совершение преступления, квалифицируемого по ст.214 УК РК;
обнаружение фактов, свидетельствующих о подготовке к совершению или совершение уклонения от уплаты таможенных платежей.
Получение информации в отношении конкретного лица является традиционным основанием для последующего осуществления оперативно-розыскных мероприятий по её проверке. Основными поисковыми признаками такого лица, могут являться сведения:
из его биографии;
из его образа жизни;
о характере его действий.
Сведения из биографии проверяемого лица или данные о его репутации могут указывать на возможную причастность проверяемого к совершению мошеннических операций. Такими данными могут являться, например:
наличие судимости за корыстные преступления;
вхождение в круг связей осужденных, особенно действующих в составе организованных преступных групп;
недоказанность причастности к совершению уклонения от уплаты таможенных платежей по ранее законченным расследованием уголовным делам или прекращенным оперативным разработкам.
Информация об образе жизни проверяемого лица в большинстве случаев носит косвенный характер и только в совокупности с другими данными может указывать на причастность лица к совершению преступлений по уклонению от уплаты таможенных платежей. Несмотря на это, она должна приниматься во внимание в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Наиболее точной информацией, указывающей на причастность лица к совершению мошенничества или его подготовку к этому преступлению является информация о его настоящей деятельности. Это могут быть сведения, например:
об обращении ранее судимых с предложениями к коммерческим фирмам об оказании услуг по растамаживанию товаров;
о систематических фактах продажи автомашин (чаше иномарок) по ценам ниже рыночных, поиске оптовых покупателей иномарок и т.п.;
о серьезно высказанных намерениях совершить ложный экспорт или ложный транзит товаров или о представившихся для этого возможностях;
о наличии, приобретении или изготовлении различных поддельных или фальсифицированных штампов, печатей, бланков предприятий и организаций, а также таможенных органов;
о поиске в таможенных органах лиц, могущих осуществить растамаживание товара с неполной уплатой таможенных платежей за определенное вознаграждение, незаконный пропуск автомашин через таможенную границу и др.
Естественно, что преступные намерения или действия мошенники тщательно скрывают. Однако в своей совокупности даже случайные, отрывочные, неподтвержденные данные из разных источников могут достаточно убедительно указывать на возможную причастность лица к подготовке или совершению преступления.
В практике оперативно-розыскной деятельности может поступить информация о причастности к проведению противоправных операций по уклонению от уплаты таможенных платежей не конкретного физического лица, которого ещё предстоит установить, а целого коммерческого предприятия.
Основными поисковыми признаками такой фирмы могут являться сведения как о самом предприятии, так и о характере его деятельности.
Информацией, указывающей на возможную причастность данной фирмы к проведению таких операций является, например:
недостатки и нарушения, связанные с регистрацией предприятия, от имени которого совершаются или планируются коммерческие сделки, открытием банками незарегистрированных в налоговых инспекциях счетов юридических лиц (возможно и с целью уклонения от уплаты налогов);
несовпадение юридического адреса с фактическим местонахождением фирмы (таможенного брокера, склад временного хранения и др.);
признаки, указывающие на возможность проведения противоправных операций с использованием "ложного экспорта", "ложного транзита", фактов ввоза в Казахстан иномарок без уплаты таможенных платежей либо контрабандного ввоза автомобилей, похищенных в странах дальнего и ближнего зарубежья и т.п.
Кроме того, поисковыми признаками фирмы могут служить данные об используемых ими в процессе хозяйственной деятельности документах, не соответствующих предъявляемым требованиям. Документы наиболее часто и легко поддаются фальсификации или подделке, поэтому требуют повышенного внимания со стороны работников таможенных органов и оперативных сотрудников.
Подделка документов сводится, как правило:
к подделке штампа или печати, в данном случае таможенного органа (чаще, осуществляющего пропуск через таможенную границу);
подделке подписи;
полной или частичной подделке текста документа, в том числе путем изготовления нового фиктивного документа методом ксерокопирования и монтажа.
На эти позиции прежде всего должно быть обращено внимание лиц, работающих с документами. Далеко не все из них являются специалистами в области выявления поддельных документов. Поэтому считаем целесообразным привести наиболее распространенные признаки подделки документов и элементарные приемы их установления.
Общими признаками, указывающими на сомнительный характер документов, и дающими повод для проведения более тщательной проверки являются:
отсутствие в документах необходимых реквизитов;
нечеткость оттисков печатей, штампов;
несоответствие реквизитов, указанных в документах, фактическим данным о предприятии или лице;
несоответствие друг другу реквизитов, указанных в различных документах;
разночтения в текстах различных экземпляров одного и того же документа;
подчистки, исправления и т.п.
Важное значение в выявлении преступлений должно уделяться оперативно-розыскным мероприятиям. Как показывает практика, слагаемые эффективности оперативно-розыскных мероприятий направленных на выявление и пресечение деятельности ОПГ, специализирующихся на совершении таких преступлений, как уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, складываются уже в процессе предварительного сбора, анализа и обобщения оперативной информации и дополняются рациональным использованием привлекаемых оперативных сил и средств. Немаловажную роль играет согласованность во взаимодействии и обмен оперативной информацией с правоохранительными органами стран ближнего и дальнего зарубежья.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9