Правовое регулирование налогового контроля

Правовое регулирование налогового контроля

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахская Государственная Юридическая Академия

Кафедра финансового права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Правовое регулирование налогового контроля

Выполнила: студентка

3 курса МП-302

Локтева Юлия

Проверил: Сабиров И.А.

 

 

 

 

 

г.Алматы, 2001

ПЛАН.

Введение.


I.                   Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права.


II.                Правовое регулирование налоговых проверок.



III.             Организация проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством.


IV.           Виды налоговых проверок и порядок их осуществления согласно Налоговому кодексу.



Заключение.

Список использованной литературы.









Введение.

            В условиях рыночной экономики  налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. Основное назначение налога – это обеспечение государства необходимыми ему денежными средствами. Именно в этом заключается сущность налога. Выражением данной сущности является фискальная функция налога. Отметим попутно, что сама по себе фискальная функция, безусловно, несет в себе и определенное регулирующее значение.

Реализация функций налогов, как и само их установление, проводится государством посредством издания соответствующих правовых норм, которые в своей совокупности и образуют налоговое право. Нормами налогового права обеспечиваются также контроль за полной и своевременной уплатой налогов, принудительное их взимание в случае уклонения от уплаты, привлечение лиц, нарушающих налоговое законодательство к юридической ответственности.        

Происходящие серьёзные перемены в экономике страны стимулируют рост общественного  интереса к налоговым отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами  работающей модели налоговой системы всё больше выявляют связанные с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод государственного управления одним из главных в системе управления рынком и социально-экономическим развитием общества.[1]

Результаты налоговых и аудиторских проверок приводят к неутешительному для налогоплательщиков выводу: практически нет ни одного предприятия, в учёте хозяйственной деятельности которого полностью отсутствуют ошибки. Причин этому достаточно много. Одна из них – постоянные изменения отечественного законодательства в области налогообложения. В данной курсовой работе я и хотела бы раскрыть сущность налогового контроля, организацию проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством, а также рассмотреть, как законодатель освещает этот вопрос в проекте Налогового кодекса.


I.                   Налоговый контроль как вид налоговой деятельности и как институт налогового права.


Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства является финансовый контроль. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присуще не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством.[2] Что  можно заметить в налоговом законодательстве. Но здесь нужно отметить, что государственное управление налогообложением и налоговый контроль как часть государственного управления и финансового контроля в целом отличаются от других форм управления и контроля тем, что их объектом являются различные виды налогов, организация функционирования системы уплаты налогов и налоговые правоотношения в целом.[3]

Для того чтобы  обеспечить себя необходимыми денежными средствами в виде уплаченных налогов, государство осуществляет налоговую деятельность, которая является составной частью его финансовой деятельности.

«Налоговая деятельность – это деятельность государства, выступающего в целом или в лице уполномоченных на то органов, по установлению налогов и обеспечению их поступления в доход государства.

Основными направлениями налоговой деятельности являются:

1)      установление налогов;

2)      формирование налоговой структуры государства и обеспечение ее нормального функционирования;

3)      осуществление контроля за исполнением налоговых обязательств (налоговый контроль);

4)                  обеспечение уплаты налогов, включая их принудительное взимание;

5)                  установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечение к ней лиц, допустивших эти нарушения».[4]

Налоги представляют собой основной источник существования государства и поэтому вполне объяснима его заинтересованность в том, чтобы все его предписания, заложенные в соответствующих актах налогового законодательства, были выполнены надлежащим образом. Это же касается не только налогоплательщиков, обязанных точно и своевременно исполнять свои налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов государства, банков и др.), и конечно же собственных органов (в первую очередь налоговых). Поэтому было бы ошибочным сводить налоговый контроль к контролю за полной и своевременной уплатой налогов. Это понятие как мы видим намного шире. В своём широком значении налоговый контроль – это контроль за исполнением налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства – это общая функция государства, которая распространяется на любые отрасли законодательства. Через данный контроль государство обеспечивает режим законности и правопорядка. А следовательно, контроль за соблюдением налогового законодательства не представляет собой какого-либо исключения по сравнению с любыми другими отраслями законодательства. Осуществляя контроль за соблюдением законодательства в целом, государство выступает в качестве беспристрастного арбитра в случае возникновения спора между ними. В то же время нельзя не заметить и того, что контроль за соблюдением налогового законодательства является средством обеспечения сбора налогов, которые являются имущественным доходом государства. То есть в этом контроле заложен материальный интерес государства, которое одновременно является и стороной налогового правоотношения (в целом или в лице своего уполномоченного органа), и субъектом, осуществляющим правовое регулирование этого отношения, осуществляя деятельность по изданию актов налогового законодательства. Таким образом, если в обычной ситуации государство, регулируя общественные отношения, находится вне его, то в налоговом правоотношении государство находится как бы и одновременно и внутри его (как властвующий субъект этого отношения и одновременно как управомоченная сторона налогового обязательства), и как бы вне его, осуществляя правовое регулирование данного отношения. В итоге налоговый контроль, как правило, является одним из наиболее хорошо организованных видов государственного контроля. Теперь из всего вышесказанного я бы хотела подчеркнуть характерные особенности налогового контроля как вида налоговой деятельности государства и  института общей части налогового права.

«Налоговый контроль характеризуется следующими признаками:

1)                  является разновидностью государственного контроля, то есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим контрольную функцию государства. При этом данный орган наделён этим государством определёнными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

2)                  Налоговый контроль является видом финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля осуществляется реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав этого государства.

3)                  Налоговый контроль относится к специализированным видам государственного контроля. Это выражается в том, что налоговый контроль осуществляется органами, которые специально уполномочены на это. Причём государство, как правило, стремится к концентрации налогового контроля в руках либо вообще одного органа или, по крайней мере, ограничивает их количество, не допуская другие контрольно-надзорные органы к осуществлению такого контроля. Об этом прямо говорит и ст.137 п.1 Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» «Проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других платежей в государственный бюджет республики Казахстан осуществляется исключительно органами налоговой службы».

4)                  Специализированность налогового контроля определяет его функциональность. Это означает, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Что также отмечается в Законе «О налогах…» в ст.142 «налогоплательщик имеет право не представлять информацию и  документы, не относящиеся к налогообложению». Функциональность также проявляется и в том, что его объектом выступают любые, несущие налоговые обязанности, юридические и физические лица, независимо от их формы собственности, вида деятельности и организационно-правовой формы. Налоговый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект контроля, (т.е. кто проверяет), объект (кого проверяют), предмет (что проверяется), цели контроля (для чего проверяется) и методы осуществления контроля (как проверяется)».[5]  Теперь я постараюсь раскрыть содержание каждого элемента. Что касается субъектов, то ими могут быть, как уже отмечалось, пользующиеся исключительным правом на проведение налоговых проверок органы налоговой службы государства. Объектами налогового контроля являются лица, на которых налоговым законодательством возложены юридические обязанности. В их числе можно выделить несколько основных групп: 1) налогоплательщики; 2) налоговые агенты; 3) банки; 4) лица, которые располагают информацией о налогоплательщике. «Предметом налогового контроля выступает исполнение проверяемым лицом обязанностей, возложенных на него налоговым законодательством. Целью налогового контроля является: выявление фактов нарушения налогового законодательства или некачественного исполнения участником налогового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной юридической ответственности; устранение нарушений налогового законодательства; защита материальных интересов государства в виде принятия мер по взысканию недоимки; предупреждение нарушений налогового законодательства».[6]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты