Правовое регулирование налогового контроля

Рейдовые проверки проводятся налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими отдельных требований законодательства а именно:

1)        постановки налогоплательщиков на регистрационный учёт в налоговых органах;

2)        правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

3)        наличия лицензии и иных разрешительных документов;

4)        соблюдения правил производства, хранения и реализации подакцизной продукции”.[27]

Существует также хронометражное обследование, которое проводится налоговыми органами с определённой целью – установление фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Этот вид проверки должен проводится в порядке, утверждённом уполномоченным государственном органом. Каков будет этот порядок не известно, так как эта разновидность налоговых проверок является новеллой в Налоговом кодексе, а  его достоверность также вызывает сомнения. Но здесь возникает вопрос, не будет ли эта проверка органами налоговой службы обременительной для налогоплательщика, не будет ли она нарушать его права и ст.26 п.4 Конституции “каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности”[28] бесконечными проверками. Не будет ли это ещё одним из поводов для создания препятствий в осуществлении свободной предпринимательской деятельности.

Налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью: комплексные- не чаще одного раза в год, а тематические не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другому обязательному платежу в бюджет. Но эти ограничения могут и не распространяться в следующих случаях: при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуалного предпринимателя, а также в случае снятия с учёта по налогу на добавленную стоимость на основании заявления налогоплательщика; при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование; при проведении встречных проверок; при проведении тематических проверок, проводимых на основании заявления налогоплательщика на предмет достоверности сумм налога на добавленную стоимость, предъявленного к возврату; при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки; при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан. Однако  сами случаи издания  такого приказа  кодексом не указываются, что может повлечь нарушение  налогового законодательства, создания препятствий в осуществлении свободной предпринимательской деятельности. Участниками налоговой проверки являются  должностные лица органов  налоговой службы и налогоплательщик.  Основанием  для проведения налоговой проверки является предписание, в котором указывается : 1) дата и номер регистрации предписания в налоговом органе, 2)наименование налогового органа, вынесшего предписание, 3) полное наименование налогоплательщика, 4) его регистрационный номер, 5) вид проверки, 6) должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, 7) срок проведения проверки, 8) проверяемый налоговый период при документальных проверках. При проведении рейдовых проверок указывается также проверяемый участок территории, вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, однако не указываются пункты 3), 4), 7). В предписании к тематическим и встречным проверкам указывается проверяемый вид налога и другого обязательного платежа в бюджет.  Это предписание подписывается первым руководителем органа налоговой службы или  лицом, его замещающим, заверяется гербовой  печатью и регистрируется в специальном журнале. Налоговая проверка должна быть проведена в срок непревышающий 30 рабочих дней с момента вручения предписания.  При  проведении проверки юридического лица, которое имеет структурное подразделение, срок проведения  проверки может быть продлен налоговым органом до 60 рабочих дней. В случае, если при проведении проверки обнаруживаются особые сложности, срок может быть увеличен вышестоящим налоговым органом налоговой службы до 50 рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурного подразделения, и до 80 рабочих дней  для юридического лица, имеющего структурное подразделение. Причём вопросы особой сложности должны подтверждаться обоснованным письменным решением вышестоящего налогового органа, вручаемым налогоплательщику. В случае продления сроков проверки оформляется дополнительное предписание, в котором указывается номер и дата регистрации предыдущего предписания.

            Началом проведения  налоговой проверки является момент вручения налогоплательщику (налоговому агенту)    предписания. Должностные лица, которые  будут проводить  проверку,  обязаны  предъявить налогоплательщику  или налоговому  агенту  служебное   удостоверение. Отказ от  получения предписания не является основанием для отмены налоговой проверки. Налогоплательщик должен допустить должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию  или в помещение, используемые  для получения дохода, либо на  объекты налогообложения и объекты, связанные с  налогообложением, для обследования. При воспрепятствовании   доступа должностных  лиц  на   эти территории или помещения (кроме жилых) составляется протокол, который подписывается должностными лицами органа налоговой  службы, проводящими налоговую проверку,           и налогоплательщиком (налоговым агентом).  При отказе от подписания данного протокола  налогоплательщик   (налоговый  агент) обязан дать письменное объяснение о причине такого отказа. Но существуют также случаи, когда налогоплательщик (налоговый агент) может  и не   допустить на территорию или в помещение  для проведения налоговой проверки должностных лиц органа налоговой службы: когда предписание не вручено либо не оформлено  в установленном порядке; сроки проверки,  указанные в предписании, не    наступили  или истекли; данные лица не указаны в предписании; запрашивается документация, не относящаяся  к проверяемому налоговому периоду.

            Завершается налоговая  проверка составлением должностным лицом органа налоговой службы акта налоговой проверки, в котором указываются следующие сведения: 1) место проведения налоговой проверки, дата составления акта;

2) вид проверки;

3) должность, фамилии, имя и отчество должностных  лиц органа   налоговой службы, проводивших налоговую проверку;

4) должность, фамилии, имя и отчество либо полное наименование  налогоплательщика (налогового агента);

5) местонахождение, банковские реквизиты налогоплательщика (налогового агента), регистрационный номер;

6) фамилия, имя, отчество руководителя и должностных лиц налогоплательщика (налогового агента), ответственных за ведение налоговой и бухгалтерской отчётности и уплату налогов и других обязательных платежей в бюджет.

7) сведения о предыдущей проверки и принятые меры по устранению ранее  выявленных нарушений налогового законодательства;

8) проверяемый налоговый период и общие сведения о документах, представленные налогоплательщиком (налоговым агентом) для проведения проверки;

9) подробное описание  налогового нарушения со ссылкой на соответствующую норму налогового законодательства РК;

10) результаты налоговой проверки.

День завершения налоговой проверки –день вручения налогоплательщику акта  налоговой  проверки.

Если же по результатам налоговой проверки не были обнаружены нарушения налогового законодательства, то  в  акте налоговой    проверки делается соответствующая пометка об этом.  Акт  налоговой проверки  составляется  в количестве  не менее   2 экземпляров и  подписывается должностными  лицами органа налоговой службы,  проводившими налоговую   проверку. Данный акт обязательно регистрируется в  специальном журнале   актов налоговых проверок и уведомлений. Один экземпляр акта вручается налогоплательщику (налоговому агенту), при получении которого налогоплательщик или налоговый агент делает об этом соответствующую отметку.

            В соответствии со ст.533 по завершении налоговой проверки на основе отражённых результатов в акте налоговой проверки органом налоговой службы выносится уведомление о начисленных суммах налогов и других обязательных платежах в бюджет, пени и штрафов, которое направляется налогоплательщику (налоговому агенту). В уведомлении о начисленных суммах налогов и других обязательных платежах в бюджет, пени и штрафов должны содержаться следующие реквизиты:

1)      дата и номер регистрации уведомления и акта налоговой проверки;

2)      фамилия, имя, отчество либо полное наименование налогопалтельщика;

3)      регистрационный номер налогоплательщика;

4)      сумма начисленных налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов;

5)      требование об уплате и сроки уплаты;

6)      реквизиты соответствующих налогов и других обязательных платежей в бюджет, пени и штрафов;

7)      сроки и место обжалования.

Налогоплательщик, получивший уведомление о начисленных сумма налогов и других обязательных платежах в бюджет, пени и штрафов обязан исполнить его в сроки, указанные в уведомлении, если налогоплательщик не обжаловал результаты налоговой проверки. В случае, если по завершении налоговой проверки нарушения налогового законодательства не установлены, уведомление по результатам налоговой проверки не выносится.[29]


Заключение.


Государство вводит жёсткие критерии для проведения проверок государственными структурами. Выходят законодательные акты об ограничении количества проверок государственными органами, обладающими контрольно-надзорными функциями, об обязательной регистрации актов о назначении проверок. Однако в адрес ассоциаций предпринимателей и других общественных объединений продолжают поступать жалобы о неправомерных действиях контролирующих органов. Более того, в некоторых случаях происходит слияние общественных и государственных институтов, возложение на общественные организации контрольно-надзорных функций государственных органов. И пока эта проблема существует, нарушаются права налогоплательщиков, создаются препятствия для свободной предпринимательской деятельности, нарушаются нормы Конституции и налогового законодательства. В связи с чем, иногда проводятся акции, целью которых является проверка деятельности контролирующих органов, приём жалоб и предложений, проведение семинарских занятий для предпринимателей, ревизия нормативно-правовых актов и выработка предложений.

Существует также мнение о необходимости введения процессуального налогового права, так как на сегодняшний день процессуальные взаимоотношения между государством и налогоплательщиком являются достаточно сложным вопросом. Возможно также изменение некоторых положений Гражданского кодекса, его Особенной части, других законов, регулирующих отдельные сферы хозяйственной жизни. В еженедельной газете «Налоговые вести» также говорилось о вероятных изменениях процедуры апелляции. Проблемы при разрешении налоговых споров в судах возникают чаще всего из-за неготовности, и даже невозможности судей быть специалистами одновременно во всех областях гражданского законодательства. Судей- специалистов по налоговому законодательству весьма мало. Существует идея о введении налогового арбитражного суда в виде третейского суда или суда присяжных заседателей. Возможно, принятие и введение в действие проекта налогового кодекса даст свои положительные и продуктивные результаты. Об этом со временем покажет практика, как и выявит его недостатки.


























Список использованной литературы.


1.         Петрова Г. В. «Налоговое право» Учебник для ВУЗов  Издат.  группа НОРМА-ИНФРА. М Москва 1999г.

2.         Химичева Н.И. «Финансовое право» Москва «Юристъ» 1999г.

3.         Указ Президента РК от 07.09.1999г. №205 «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций»

4.         Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.

5.         Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95.года № 2235

6.         Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994г. №268-ХIII

7.         Указ Президента РК от 27.04.98г. №3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»

8.         Правила регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами. Утверждены постановлением Правительства РК от 01.09.1999г. №1286

9.         Правила определения хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке налоговыми органами. Утверждены приказом Министра государственных доходов РК от 29.10.1999 г. №1308

10.       Инструкция о порядке рассмотрения ходатайств налогоплательщиков по актам проверок. Утверждена приказом Министра государственных доходов от 7 июня 1999 г. №629

11.       Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

12.              Проект Налогового кодекса Республики Казахстан.

13.              Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1999  года N 1631 «О внедрении государственного мониторинга крупных налогоплательщиков».

14.              Приложение 1  Утверждено Министром  государственных доходов  Республики Казахстан  от 4 мая 2000 года N 406.



[1] Петрова Г. В. «Налоговое право» Учебник для ВУЗов  Издат.  группа НОРМА-ИНФРА. М Москва 1999г.


[2] Химичева Н.И. «Финансовое право» Москва «Юристъ» 1999г.

[3] Петрова Г. В. «Налоговое право» Учебник для вузов Изд. «Норма-Инфра.М» Москва 1999 г.

[4] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[5] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[6] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[7] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[8] Указ Президента РК от 7 .09.1999г. «Об упорядочении государственных контрольных и надзорных функций»

[9] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.

[10] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[11]  Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[12] Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95.

[13] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.


[14] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.

[15] Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»

[16] Худяков А. И. «Налоговое право Республики Казахстан» Алматы «Жеты жаргы» 1998 г.

[17] Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95

[18] Гражданский кодекс Республики Казахстан (Общая часть) от 27.12.1994г.

[19]  Указ Президента РК от 27.04.98г. «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»

[20] Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 24.04.95

[21] Правила регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами. Утверждены постановлением Правительства РК от 01.09.1999г.

[22] Правила определения хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке налоговыми органами. Утверждены приказом Министра гос. доходов РК от 29.10.1999 г. №1308


[23] Инструкция о порядке рассмотрения ходатайств налогоплательщиков по актам проверок. Утверждена приказом Министра государственных доходов от 7 июня 1999 г. №629

[24] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

[25] Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 октября 1999  года N 1631 О внедрении государственного мониторинга крупных налогоплательщиков

[26] Приложение 1  Утверждено Министром  государственных доходов  Республики Казахстан  от 4 мая 2000 года N 406


[27] Проект Налогового кодекса Республики Казахстан

[28] Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.

[29] Проект налогового кодекса Республики Казахстан.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты