- последовательно, объективно, чётко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативные акты;
- текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислением повторяющихся однородных нарушений, которые должен найти отражение в приложениях к акту;
- в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные, документально подтверждённые данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо иного НПА, его статья или пункт, содержание, фамилия и инициалы должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога).
Не допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных, не подтверждённых соответствующими документами. Не следует включать данные о структуре организации, отчётных показателях, имеющихся в периодической и годовой отчётности кроме случаев, когда проверяющим будут обнаружены искажения отчётных данных о финансовых результатах организации. В конце акта проверяющий, с учётом мнения руководителя и главного бухгалтера отражает представления по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исправления. При отказе налогоплательщика от подписи проверяющим в конце акта делается запись: «Налогоплательщик от подписи отказался без объяснений и обоснования мотивов отказа». Объяснения налогоплательщика по акту, в том числе возражения против, содержавшихся в нём выводов, отражаются в акте либо прилагаются к нему. Акт документальной проверки не позднее следующего дня по окончании проверки регистрируется в специальном журнале по регистрации актов, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплён печатью налогового органа. Регистрационный номер в журнале является номером акта и проставляется на нём. Одновременно с регистрацией акта выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер. Уведомление выписывается в двух экземплярах по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или должностным лицом с указаний их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой печатью и направлено или вручено налогоплательщику».[14] Уведомление о начисленной сумме налога должно содержать следующие сведения:
1) фамилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;
2) регистрационный номер налогоплательщика, если налогоплательщику был присвоен такой номер;
3) дату уведомления;
4) объект, к которому относится уведомление и ставку налога;
5) сумму начисленного налога и штрафных санкций;
6) требование уплатить налог и сроки уплаты;
7) место и способ уплаты налога;
8) порядок обжалования;[15]
«После регистрации акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях – начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения. В случае обращения налогоплательщика с жалобой в вышестоящий налоговый органа необоснованное решение (указание) нижестоящего налогового органа по материалам проверки налогоплательщика, необходимо письмо (жалобу) на действия работников проверяющего налогового органа подвергнуть тщательной проверке и составить заключение о перепроверке акта документальной проверки. Заключение, как правило, должно содержать несколько разделов:
а) Описательный раздел. В нём приводятся основания для составления заключения по разногласиям (т.е. запрос вышестоящей инстанции), фамилии, имена, отчества и должности лиц, принимавших участие в составлении заключения. Перечисляются все материалы, предъявленные составителям заключения по результатам проверки, и указывается период, к которому относится данное заключение.
б) Исследовательский
раздел. В нём излагаются конкретные факты по каждому нарушению в
отдельности и анализируются материалы документальной проверки, явившиеся
объектом исследования.
В данном разделе заключения необходимо исследовать, основаны ли на
документах утверждения проверяющих и проверяемых о том, что эти документы и
учётные данные являются полноценными с позиций действующего порядка ведения
учёта объекта налогообложения. Достаточны ли представленные материалы для
выводов проверяющего и проверяемого налогоплательщика о наличии определённых
нарушениях фактов нарушения налогового законодательства и порядка ведения
налогового учёта, а также обоснованы ли выводы проверяющего о привлечении
проверяемого налогоплательщика и его должностных лиц к установленной
ответственности. При составлении данного раздела должны соблюдаться следующие
требования: объективность изложения, краткость и ясность формулировок,
логическая и хронологическая последовательность изложения, документальное обоснование
всех изложенных фактов со ссылкой на листы приложения, номера и даты конкретных
первичных и других документов. Если заключение основывается на конкретных
правилах налогового учёта, то делается ссылка на них. При установлении
нарушения налогового законодательства делается конкретная ссылка на
соответствующий нормативный правовой акт, при этом в обязательном порядке
указывается его название, кем и когда он утверждён, какие статьи, пункты или
подпункты нарушены. В этом же разделе даются ссылки на номера приложений.
в) раздел выводов. В данном разделе по каждому факту нарушений, поставленных на разрешение в данном заключении, даются выводы, представляющие собой конкретные ответы на поставленные вопросы. Выводы составителей заключения должны быть чёткими, краткими, не допускающими различных толкований, ясными, расположенными в той же последовательности, что и в предыдущем разделе. Они должны логически вытекать из анализа исследованных материалов. В выводах излагаются: 1) факты нарушений и другие обстоятельства, явившиеся предметом данного заключения; 2) заключение о том, характеризует ли конкретный факт факт нарушения налогового законодательства, если характеризует, то какого нормативно-правового акта.
г) раздел приложений. В этом разделе даются таблицы, расчёты и иной справочно-цифровой материал, составленный в процессе оформления заключения. Каждое приложение нумеруется и в заключении приводятся их порядковые номера и названия. Все приложения должны быть в обязательном порядке подписаны составителями заключения. Заключение подписывается должностными лицами налогового органа и лицами, принимавшими участие в его составлении. Заключение составляется в трёх экземплярах:
1) вышестоящему налоговому органу, назначившего проведение дополнительной проверки по материалам разногласий и составление заключения; 2)проверяемому налогоплательщику, обратившемуся с разногласиями в вышестоящую инстанцию; 3) нижестоящему налоговому органу, с которым проверяемый налогоплательщик имеет разногласия по материалам проверки.
В случае установления проверяющими фактов нарушения налогового законодательства к налогоплательщикам применяются финансовые санкции, а должностные лица налогоплательщика, виновные в этих нарушениях, привлекаются к административной ответственности.
Все материалы проверок (акт документальной проверки, уведомления и другие) передаются в отдел учёта для проведения записи в лицевом счёте организации о размерах доначисленной суммы с последующим возвратом в отдел, производящим проверку. Если в процессе документальной проверки будут установлены признаки налогового преступления, то материалы проверки передаются проверяющими в подразделения налоговой полиции для принятия соответствующего решения. При этом в налоговую полицию должны быть представлены следующие документы:
а) акт проверки, подписанный проверяющими и руководством проверяемого налогоплательщика с приложением подлинников документов, по которым выявлены нарушения или которые свидетельствуют о нарушении налогового законодательства;
б) объяснения должностных лиц, по вине которых были допущены нарушения налогового законодательства, подпадающие под признаки преступления;
в) заключение по разногласиям, возникшим в ходе проведения налоговой проверки между проверяющим и должностными лицами налогоплательщика;
г) документы, представленные должностными лицами проверенного налогоплательщика в своё оправдание. Вышеуказанные документы необходимо подшить в отдельную папку, пронумеровать, составить опись и с сопроводительным письмом передать в налоговую полицию. При этом копии вышеперечисленных документов должны находится в деле налогоплательщика.
Завершающим этапом налоговой проверки является осуществление систематического контроля за поступлением доначисленных сумм налогов и штрафных санкций и устранением выявленных нарушений налогового законодательства. Контроль осуществляется работниками налогового органа, осуществляющего проверку, путём тщательного рассмотрения письменных сообщений проверенного налогоплательщика о выполнении указания этого органа, зафиксированных в акте документально проверки. Проверка на месте выполнения указаний об устранении нарушений налогового законодательства производится в случаях, если налогоплательщик продолжает нарушать требования этого законодательства и порядка ведения учёта объекта налогообложения».[16]
Закон «О налогах…» в статье 137 п.2 закрепляет, что проверки по одному и тому же виду налога производятся на чаще одного раза в полугодие, а комплексные проверки – не чаще одного раза в год. Внеочередные проверки производятся согласно нормативному приказу Министра государственных доходов Республики Казахстан в отношении конкретного налогоплательщика, а также в случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством».[17] Это положение также подкрепляется статьей 10 Гражданского кодекса РК, в котором говорится, что права предпринимателей, осуществляющих деятельность, не запрещённую законодательством, защищаются: ограничением законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами, кроме того, возможностью привлечения государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установленной законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности.[18] Об этом же указывается и в Указе Президента РК от 27.04.98г. «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»: «В целях устранения препятствий для осуществления свободной предпринимательской деятельности физических и юридических лиц … принять меры по сокращению и упорядочению контрольных и надзорных функций государственных органов и уменьшению их числа». [19]А это также является гарантией защиты их прав. Закон «О налогах …» уточняет, что проводимые проверки не должны повлечь приостановление текущей деятельности этой организации. Однако этот же закон в ст.171 закрепляет достаточно широкие полномочия органов налоговой службы, об их ответственности же говорит лишь скромным указанием на её виды, но не раскрывает содержания и механизма привлечения к этой ответственности.[20]