Правовое регулирование налогового контроля

Теперь я считаю необходимым указать, какими основными нормативно-правовыми актами регулируется организация налоговых проверок. Прежде всего, отмечу, что само применение «неналогового законодательства» становится причиной многих конфликтов. Хотелось бы обратить внимание на то, что включение норм о налогообложении в «неналоговые» законы нерационально не только с позиции обеспечения поступлений в бюджет, но и в отношении обеспечения равенства налогоплательщиков. Действенный контроль можно обеспечить лишь тогда, когда элементы налогового механизма будут регулироваться исключительно налоговыми законами. Естественно основным нормативно-правовым актом, регулирующим налоговые правоотношения, является Закон РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.95 г. с многочисленными изменениями и дополнениями,  который определяет виды проверок, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, права органов налоговой службы и налогоплательщиков. Гражданский кодекс Республики Казахстан от 27.12.1994 г. определяет положения по защите прав предпринимателей. Правила определения хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке налоговыми органами, утверждённые приказом МГД РК от 29.10.1999 года, устанавливают порядок отбора хозяйствующих субъектов,  подлежащих проверке налоговыми органами  по  вопросам правильности  исчисления,  полноты  и своевременности уплаты налогов и платежей в бюджет.

Инструкция о порядке рассмотрения ходатайств налогоплательщиков по актам проверок, утверждённая приказом МГД РК от 07.06.99 г., определяет единый порядок рассмотрения ходатайств налогоплательщиков по актам проверок, правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налогов, сборов и платежей в бюджет. Указ Президента РК от 24.04.99г. «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» устанавливает меры по ограничению проверок государственными контролирующими органами и другие меры по защите прав на свободу предпринимательской деятельности. Правила регистрации актов о назначении проверок субъектов предпринимательства государственными органами, утверждённые постановлением Правительства РК от 01.09.99г. №1286, «О введении единого статистического учёта всех проверок хозяйствующего субъекта» предусматривают регистрацию актов о назначении проверок субъектов малого предпринимательства государственными органами. Указ Президента РК от 07.08.99 г. № 205 «Об упорядочении государственных и надзорных функций» определяет меры по упорядочению государственных контрольных и надзорных функций. Постановление правительства Республики Казахстан от 23.08.99 г. №1225 «Отдельные вопросы государственного регулирования контроля предпринимательской деятельности в РК» определяет меры по государственному регулированию предпринимательской деятельности.


III.             Организация проведения налоговых проверок в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с действующим законодательством и выработанной практикой налоговые проверки классифицируются по разным основаниям и соответственно имеют свои собственные порядок и методы организации и проведения. Хотя закон «О налогах…» непосредственно не называет различные виды налоговых проверок, однако их содержание раскрывается в статьях или отдельных пунктов этого закона.

            «По источникам получения информации налоговые проверки принято подразделять на документальную и фактическую. Документальная проверка-проверка, при которой содержание проверяемого объекта и его соответствие регламентированному значению определяется на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных). Фактическая проверка- это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмена, пересчёта, взвешивания лабораторной экспертизы, контрольного запуска сырья и материалов в производство и другими способами аналогичного содержания».[11] В качестве меры обеспечения документальной проверки Закон «О налогах…» предоставляет право органов налоговой службы (ст.171) «производить у юридических …и у физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, проверки всех денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, смет,…деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет и иными финансовыми обязательствами перед государством, а также по полному и своевременному перечислению обязательных пенсионных взносов…, получать от должностных лиц и иных работников организаций, а также граждан справки, устные и письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок…; получать сведения, справки, а также документы о предпринимательской деятельности от других юридических лиц, бирж и граждан исключительно в служебных целях…, по вопросам, связанным с налогообложением проверяемого юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, получать от банков и иных организаций, осуществляющих отдельные виды банковских организаций, сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах, а также имеющиеся сведения о характере и стоимости имущества проверяемого лица, находящегося на хранении в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка…; получат от налогоплательщиков по перечню, утверждаемому Правительством РК, информацию в виде электронных документов по формам, определяемым нормативно-правовыми актами РК».

Содержание фактической проверки раскрывают пункты 1,7,10 данной статьи, которые устанавливают следующие правомочия налоговых органов:  «производить у юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, проверки…наличия денег, ценных бумаг и других ценностей; совершать в торговых и иных организациях, у индивидуальных предпринимателей контрольные закупы товаров (продукции), предоставляемых работ, услуг; обследовать с соблюдением действующего законодательства при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения, производственные, складские, торговые  и иные помещения организаций и граждан».[12]Среди документальных проверок иногда выделяют камеральную проверку, которая производится при представлении налогоплательщиком бухгалтерских отчётов и налоговых расчётов. То есть камеральная проверка осуществляется на стадии предварительного налогового контроля. «При проведении камеральной налоговой проверки работник органа налоговой службы проверяет, все ли необходимые приложения к бухгалтерскому отчёту, а также налоговые расчёты представлены. Затем он проверяет правильность заполнения этих документов, увязку показателей, указанных во всех формах отчётности, в том числе в налоговых расчётах, с показателями бухгалтерского отчёта, выясняет причины расхождения между ними, обоснованность применения налогоплательщиком налоговых льгот, ставок налогов и т.п. Если данные налоговых расчётов, полученные в процессе камеральной проверки, расходятся с данными налогоплательщиками, указанными в расчётах, определяется разница к дополнительной уплате налога или уменьшение суммы, исчисленной налогоплательщиком. В этом случае под документальной проверкой понимается проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно у проверяемого объекта. Документальная проверка является основным методом налогового контроля. Документальная проверка может осуществляться сплошным или выборочным способом. При сплошном способе проверяются все документы, имеющие отношение к налоговому учёту, исчислению. Уплаты налога, его удержание у источника выплаты, проведению кассовых и банковских операций. При выборочном способе проверяется часть документов  в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Если выборочной проверкой устанавливаются серьёзные нарушения налогового законодательства или злоупотребления, то проверка производится сплошным способом, со снятием копий соответствующих документов или - при обнаружении фактов нарушения налогового законодательства – и с их изъятием и вручением плательщику акта с описью изъятого. Способ проверки (сплошной или выборочный) определятся работником органа налоговой службы, проводящим проверку, а при необходимости – руководителем (заместителем этого органа), назначившим проверку. Достоверность финансово-хозяйственных операций, имеющих отношение к налогообложению, устанавливается путём формальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приёмов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливается: правильность заполнения всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок  в тексте и цифр; подлинность подписей должностных и материально-ответственных лиц. В необходимых случаях подпись лица в данном документе сопоставляется с его подписью в других документах, а при возникновении сомнений следует получить личное подтверждение этого лица в форме объяснения по данному факту. При арифметической проверке определяется правильность подсчётов в документах, например, правильность, показанных итогов в первичных документах, учётных регистров и отчётных формах. Достоверность финансово-хозяйственных операций, отражённых в первичных документах, может быть установлена путём проведения встречных проверок в организациях, с которыми налогоплательщик имеет хозяйственные связи. При встречных проверках первичные документы и учётные данные проверяемого налогоплательщика сличаются с соответствующими документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выделены средства и материальные ценности, которые обязательно должны быть подтверждены подписями первых руководителей и главного бухгалтера организации, в которой производится встречная проверка.

            По организационному признаку налоговые проверки делятся на: плановые, (т.е. которые проводятся по заранее утверждённому плану (графику); внеплановые (проводятся по заданию Правительства РК, вышестоящей организации, правоохранительных органов либо при поступлении информации о нарушениях налогового законодательства или имеющих место признаках налогового преступления). Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы. При составлении графиков (плана) следует обратить внимание на налогоплательщиков, имеющих доходы в значительных размерах или систематически допускающих ошибки в исчислении налогов, нарушения в ведении налогового учёта. Также необходимо включать в график проверок отдельные убыточные организации с целью выяснения причин убытков и объявления их банкротами. Налоговая проверка включает в себя несколько стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных правонарушений налогового законодательства. Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным при предыдущей проверке, а также, как правило, в случаях ликвидации или банкротства организации. При необходимости или при наличии постановления следственных органов документальные проверки проводятся за более длительный период. Проведению документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о нарушении налогового законодательства  другой информации, характеризующей работу и финансовое состояние плательщика».[13] До выхода на проверку работник налогового органа обычно знакомится с материалами предшествующей проверки, характером, имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением; выясняет выполнил ли налогоплательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, которые были выявлены предыдущей проверкой; на основании лицевого счёта, имеющегося в налоговом органе, выбирает данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплательщика о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей, а также направляет запросы в таможенные органы для получения сведений о прохождении грузов, товаров через таможню. «Результаты налоговой проверки должны оформляться в следующем порядке: 1) при отсутствии нарушений составляется справка в двух экземплярах с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплательщика, банковского счёта, даты проверки, периоды за который она проводилась, данных о документах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные данные в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером проверяемой организации; 2) при установлении нарушения налогового законодательства и порядка ведения налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных, следует приводит описание допущенных нарушений. Акт документальной проверки составляется в двух экземплярах со всеми приложениями, а в отдельных случаях – актом (протоколом) изъятия документов. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остаётся у проверяющего. Примерная форма «Акта проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет» утверждена Налоговым комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты