Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА,СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ
Дипломная работа
на тему: «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ»
Выполнил
Студент ДО, гр.12-54 С.В. Булдаков
Руководитель: В.А.Чернышев
Ижевск 2005 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Возникновение и развитие института несостоятельности (банкротства)
1.1 Анализ развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)
1.2 Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Правовое регулирование процедур несостоятельности (банкротства)
2.1 Правовые особенности наблюдения
2.2 Правовые особенности финансового оздоровления
2.3 Правовые особенности внешнего управления
2.4 Правовые особенности конкурсного производства
2.5 Правовые особенности мирового соглашения
Заключение
Список использованной литературы
Доклад
Введение
Современная система права существенно усложняется, все новые и новые сферы деятельности попадают в сферу правого регулирования. Реформирование российской экономики в процессе ее перехода к рыночным отношениям с особой остротой выдвинуло на первый план задачу формирования системы антикризисного управления несостоятельными предприятиями.
Актуальность и объективная необходимость внедрения, совершенствования антикризисного управления предприятиями на базе института банкротства связана прежде всего с тем, что оно является неотъемлемым инструментом развитой рыночной экономики
К сожалению столь частая смена одного законодательного акта другим, а также небольшой срок действия последнего закона обусловили необходимость исследования многих вопросов, связанных с порядком рассмотрения арбитражными судами дел о несостоятельности, в частности, специфики этой категории дел, особенностей осуществления защиты прав и законных интересов граждан и организаций в производстве по делам о банкротстве и по ряду других вопросов. Важность института банкротства заключается также в том, что теоретический анализ неразрывно связан и переплетен с прикладными вопросами.
Целью данной работы является определение места института несостоятельности в системе законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач. Это прежде всего:
раскрыть понятия «несостоятельность» и «банкротство»;
актуальность введения института банкротства граждан.
Проблемы антикризисного управления являются предметом размышлений не одного поколения правоведов. В нашей стране есть классическая литература по данной тематике, которая и на нынешнем витке развития законодательства вполне востребована. Речь идет о работах Г.Ф. Шершеневича, В.Л. Исаченко, П.П.Цитович и других ученых. В частности, необходимо отметить такие как Г.Ф. Шершеневича «Конкурсный процесс», П.П. Цитовича «Очерк основных понятий торгового права», А.Ф. Трайнина «Несостоятельность и банкротство», К.И. Малышева «Исторический очерк конкурсного процесса».
Для осмысления современной проблематики конкурсного производства нам помогают работы ведущих юристов современности. К ним, прежде всего можно отнести П. Баренбойм, который является одним из разработчиков «Закона о несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992года. Комментарии В.В. Витрянского и М.В. Телюкиной к Федеральным законам «О несостоятельности (банкротстве)» 1998г. и 2001г. помогают выявить пробелы в законодательстве, а также найти пути их решения. Прикладные и учебные пособия по основам банкротства под редакцией ведущих юристов страны, такие как В.Ф. Попондопуло, В.С. Белых, А.А. Дубинчич, М.Л. Скуратовский способствуют развитию нормативной базы в данной области. Журналы «Юрист», «Законодательство», «Арбитражный процесс», «Вестник Арбитражного Суда» и многие другие современные издания содержать в себе интересные работы и статьи по банкротству, позволяют увидеть перспективы развития этого научного направления в нашей стране.
Глава 1. Возникновение и развитие института несостоятельности (банкротства)
1.1 Анализ развития законодательства о несостоятельности (банкротстве)
Нормы, регулирующие проблему несостоятельности в русском дореволюционном законодательстве прошли длительную эволюцию, во многом сходную с развитием аналогичного законодательства стран Западной Европы. Зачатки норм о несостоятельности встречаются еще в «Русской Правде» - законодательном источнике, возникшем и действовавшем в Древней Руси XI-XII веков. Все увеличивающиеся с развитием торговли случаи банкротства купцов побудило русское государство создать специальную систему норм, образующих конкурсное право. Концентрированное выражение эти нормы получили в так называемом «Банкротском Уставе», принятом 15 декабря 1740 года. Однако жизнь показала, нормы, включенные в Устав, оказались недостаточными для более детального регулирования проблемы несостоятельности. Поэтому 19 декабря 1800 года в России был принять новый «Устав о банкротах», в основе которого было положено несколько проектов, разработанных в 17-м столетии и, в частности, проект 1768 года.
Следует отметить, что, несмотря на относительно подробную регламентацию проблем несостоятельности, содержащуюся в «Уставе о банкротах» 1800 года, в течение ХХ столетия он неоднократно дополнялся и изменялся. Такие изменения были внесены «Уставом о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 года и другими нормативными актами. Кроме того, вносились ряд проектов, статьи которых, по свидетельству русского юриста Г.Ф. Шершеневича были построены «настолько сложно, что могут затруднить не только торговых лиц, но и опытных юристов».
Русское законодательство определяло и круг лиц, которые могли быть объявлены несостоятельными. Прежде всего, лица, неспособные по закону быть купцами, не могли быть объявлены несостоятельными. Но оно допускало возможность объявления несостоятельными малолетних, состоящих под опекой. Это мотивировалось тем, что по закону не только были обязаны сохранять имущество малолетних, но и «приводить его в лучшее положение», они вправе не только увеличивать размеры предприятия, доставшееся малолетнему по наследству, но и «учредить таковые вновь, употребляя на него капиталы малолетних».
Женщина могла быть объявлена несостоятельной наравне с мужчиной, независимо от того, производит ли она торговлю или нет.
Наряду с физическими лицами субъектами несостоятельности могли быть и юридические лица. В частности, несостоятельными могли быть объявлены акционерные банки, торговые товарищества, железнодорожные компании, торговые дома, представляющие собой разновидность товарищества.
По русскому законодательству конкурсное производство могло быть начато по заявлению должника, по ходатайству кредиторов и по усмотрению суда.
Указанные заявления подавались в коммерческие суды, а в местностях, где такие суды отсутствовали – в окружные суды, в округе, которого должник имеет постоянное местожительство.
После получения заявления должника суд вызывал известных ему кредиторов и отдавал распоряжения составить опись и оценку всего движимого и недвижимого имущества должника. Если после рассмотрения оценки имущества должника суд находил, что имущества оказалось недостаточно для удовлетворения всех кредиторов, суд выносил решение о признании должника несостоятельным.
Дело о несостоятельности могло быть возбуждено и по просьбе кредиторов. Подача заявления об открытии дела о несостоятельности определялась теми же правилами о подсудности, которые действовали при подаче заявления должником.
Каждый кредитор обязан был представить суду доказательства:
что он является кредитором;
что должник не в состоянии удовлетворить его требования.
Суд проверял названные доказательства и найдя их достаточными и убедительными, вызывал кредиторов и должника в этот же день, если суд коммерческий и в первый присутственный день, если суд окружной. Если должник не мог доказать необоснованность предъявленных ему требований, он объявляется несостоятельным.
Если долги превышали стоимость имущества, суд вызывал должника, отбирал от него подписку о невыезде без разрешения суда с места постоянного жительства, отдавал распоряжение об описи и оценке всего движимого и недвижимого имущества. После рассмотрения всех материалов суд, найдя, что пассив имущества должника превышает его актив, объявлял должника несостоятельным.
Объявление должника несостоятельным оформлялось вынесением определения суда и влекло за собой важные последствия как для должника, так и для кредиторов. Должник лишался права управления своим имуществом, поскольку такое право переходило назначенному судом присяжному попечителю, а сам должник по постановлению суда подвергался аресту. О признании должника несостоятельным и об открытии конкурсного производства делалось троекратное объявление в С.-Петербургских и Московских ведомостях и в Сенатских объявлениях. Кроме того, об этом вывешивались объявления на бирже и в суде. После этих публикаций и объявлений кредиторы и должники несостоятельного обязаны были в определенный срок предъявить суду свои требования и обязательства. Должнику запрещалось продавать и отдавать в залог все движимое и недвижимое имущество.
Судебное определение о признании должника несостоятельным могло быть обжаловано путем подачи апелляции в судебные палаты и в Правительствующий Сенат. Так же как в западных странах в дореволюционной России объявление должника несостоятельным прекращало течение процентов по требованиям кредиторов по отношению к имуществу, включенному в конкурсную массу.
В русском конкурсном праве был детально разработан вопрос об органах, осуществляющих конкурсное производство. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что суд являлся высшей инстанцией по отношению к конкурсному управлению. Поэтому его рассмотрению подлежали жалобы на действия конкурсного управлению, а также на действия присяжного попечителя, который осуществлял функции, аналогичные функциям, которые в западных странах выполняет куратор.
На обязанности конкурсного управления лежало распоряжение имуществом несостоятельного. Однако, конечной целью его деятельности являлось распределение имущества должника между кредиторами соответственно заявленным ими требованиям. Исполнение обязанностей председателя и членов конкурсного управления осуществлялось за вознаграждение в виде определенного процента со всей вырученной на торгах суммы.
Как и в других странах, законодательство царской России уделяло значительное внимание составлению актива и пассива несостоятельного должника. Для правильного их соотношения, прежде всего, необходимо было определить, какое имущество могло быть включено в актив и составлять конкурсную массу.
Для установления точного объема конкурсной массы управление было обязано принять меры по розыску имущества должника, находившегося в обладании или владении других лиц, а также по взысканию по обязательствам, данным несостоятельному должнику другими лицами.
Расчет долгов несостоятельного, составленных конкурсным управлением, утверждался «окончательным» общим собранием кредиторов.
Заключительным моментом конкурсного производства по русскому законодательству являлось определение свойства несостоятельности. Иными словами, конкурсное производство должно было установить, имела ли место несчастная, неосторожная или злонамеренная несостоятельность.
Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13