Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов завершается с окончанием внешнего управления. Закон конкретизирует момент окончания начисления процентов по ставке рефинансирования — в силу ч. 6 п. 2 ст. 95 Закона эти проценты начисляются до даты вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами определенной очереди, либо до самого удовлетворения требования в ходе внешнего удовлетворения, либо до момента признания должника бантом, Следует отметить, что в силу норм ст. 122 Закона, вынося определение о начале расчетов с кредиторами определенной очереди, суд устанавливает срок их назначения, который не может быть более двух месяцев.

Если в течение этого срока расчеты не окончены, то на невыплаченную сумму начинают начисляться проценты по ставке рефинансирования (в порядке, определенном п. 2 ст. 95 Закона). Проценты начисляются с момента вынесения определения о начале расчетов и до момента удовлетворения требования. Порядок (очередность) выплаты этих процентов Закон не определяет — с одной стороны, они очевидно являются санкцией, с другой — возникают в рамках конкурсного процесса, то есть могут рассматриваться в качестве текущего требования.


2.4 Правовые особенности конкурсного производства


Одна из задач современного института банкротства — оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.

Данная процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве 2002 г., новый Закон) в ст. 2 дает легальное определение рассматриваемой процедуры.

Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 нового Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст.ст. 3, 214, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 224, ст. 227 Закона.

Конкурсное производство по Закону о банкротстве 2002 г. в целом не претерпело кардинальных изменений: алгоритм действий остался прежним (признание должника банкротом и открытие конкурсного производства, назначение конкурсного управляющего, формирование конкурсной массы, установление и внесение в реестр требований кредиторов, реализация имущества с торгов и удовлетворение требований кредиторов, утверждение отчета конкурсного управляющего, вынесение арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства).

Согласно Закону о банкротстве 2002 г. (п. 2 ст. 124) конкурсное производство вводится сроком на один год. Он может продлеваться по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего не более чем на шесть месяцев. В силу несовершенства законодательной техники эта норма в очередной раз стала камнем преткновения. С новой силой разгорелась дискуссия между сторонниками и противниками установления предельного срока конкурсного производства.

Сторонники жесткой регламентации сроков поторопились заявить, что максимально допустимый срок конкурсного производства теперь составляет восемнадцать месяцев. Однако формулировка «может продлеваться» позволила их оппонентам сделать вывод о возможности неоднократного продления арбитражным судом годичного срока, то есть с превышением полутора лет. К слову, подобное толкование п. 2 ст. 124 нового Закона содержалось и в проекте постановления Пленума ВАС РФ, посвященном Закону о банкротстве 2002 г.

В окончательной редакции позиция высшей судебной инстанции сформулирована более расплывчато. Пленум ВАС РФ в п. 16 постановления от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что по истечении установленного годичного срока конкурсное производство может быть продлено судом в исключительных случаях с целью завершения данной процедуры по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. Тем не менее, полагаю, что говорить об установлении максимально возможного срока конкурсного производства в настоящее время не приходится. Решение этого вопроса оставлено на усмотрение арбитражного суда[17].

Определение о продлении срока конкурсного производства может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение четырнадцати дней со дня его вынесения. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции в двухнедельный срок принимает окончательное постановление (п. 3 ст. 61 нового Закона).

Закон о банкротстве 2002 г. предоставляет должнику, его участникам (учредителям), собственнику, иным третьим лицам дополнительные возможности спасти бизнес от разорения. Это и более жесткие условия возникновения у конкурсного кредитора или уполномоченного госоргана права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 7), и проверка обоснованности требований заявителя к должнику (п. 6 ст. 42), и появление новой процедуры финансового оздоровления, и т.д.

Кроме того, законодателем учтены потребности правоприменения и в ст. 146 закреплена долгожданная возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Для ее реализации необходимо соблюсти ряд условий: 1) в отношении должника ранее не вводились финансовое оздоровление и (или) внешнее управление; 2) у конкурсного управляющего появились достаточные основания, в том числе подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена;

3) наличие у должника имущества, необходимого для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Вопрос о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению решается арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов.

Здесь же следует упомянуть новеллу Закона о банкротстве 2002 г., допускающую замещение активов должника (то есть создание на базе его имущества одного или нескольких акционерных обществ) в рамках конкурсного производства (ст. 141)[18]. В данном случае реорганизация в форме преобразования возможна при наличии согласия собрания кредиторов, в том числе всех кредиторов-залогодержателей. Поскольку порядок и условия такой реорганизации закреплены в ст. 115 Закона, где замещение активов должника рассматривается как мера, направленная на восстановление платежеспособности последнего, можно заключить, что и в рамках конкурсного производства это позволит не только удовлетворить требования кредиторов, но и спасти бизнес должника.

Введение любой из процедур банкротства, и конкурсное производство не исключение, влечет наступление специфических правовых последствий, затрагивающих права и законные интересы не только лиц, участвующих в деле и в арбитражном процессе по делу о банкротстве, но и третьих лиц. Статья 126 нового Закона в этой части практически без изменений воспроизводит соответствующие положения ст. 98 прежнего Закона. Поэтому комментарии здесь, как говорится, излишни. За исключением такого последствия, как прекращение отнесения сведений о финансовом состоянии должника к категории признанных конфиденциальными или составляющих коммерческую тайну.

Содержание данного последствия не изменилось, а вот явное умаление его правового значения произошло. Судите сами, в силу п. 3 ст. 26 Закона 1998 г. не допускалось опубликование или разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Теперь же ст. 28 нового Закона (п. 3) прямо предписывает обязательно публиковать сведения о введении наблюдения. Если же количество кредиторов должника превышает сто или их количество не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат сведения о начале каждой процедуры

Что касается потенциальных контрагентов или инвесторов, то и для них подобное нововведение погоды не сделает. В гражданском обороте презюмируются должная осмотрительность и надлежащая степень заботливости предпринимателя при совершении сделки. Если хозяйствующий субъект, заключая договор, не удосужился проверить платежеспособность своего партнера, он самостоятельно несет связанные с этим риски.

Продолжая тему опубликования сведений в ходе банкротных процедур, необходимо сказать несколько слов об изданиях, где размещаются соответствующие объявления, а также об источниках финансирования таких публикаций.

В соответствии с п. 6 ст. 231 нового Закона с 3 декабря 2002 г. (дата вступления его в силу) опубликование сведений, которые согласно настоящему Закону подлежат опубликованию, производится в «Российской газете», а после определения Правительством РФ официального издания — в этом издании. Опубликование указанных сведений предусмотрено также в электронных СМИ в порядке, определенном все тем же Правительством РФ (п. 1 ст. 28 нового Закона). На данный момент каких-либо указаний на сей счет от Правительства не поступало.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 8 апреля 2003 г. № 4 разъяснил, что публикации в названных изданиях осуществляются как по делам, по которым подлежит применению Закон о банкротстве 2002 г., так и по делам, где еще применяется Закон 1998 г. (п. 6). Напомню, что в бытность действия Закона 1998 г. официальными изданиями выступали два «Вестника» — Высшего Арбитражного Суда РФ и ФСФО России.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрен многоступенчатый порядок изыскания средств на публикации. По общему правилу вышеназванные сведения публикуются за счет имущества должника. При отсутствии у него денежных средств оплату производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника (п. 1 ст. 54). Да и как иначе обеспечить оперативность и соблюсти процедурные сроки? Наконец, при отсутствии у должника имущества, достаточного для возмещения расходов на опубликование, оно осуществляется за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении в отношении должника дела о банкротстве (п. 2 ст. 28). Ну что ж, ради достижения поставленной цели можно и раскошелиться.

Одним из основных этапов конкурсного производства считается формирование конкурсной массы и реализация имущества должника (обращение в наличные деньги). По Закону о банкротстве и 1998 г., и 2002 г. конкурсную массу составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе данной процедуры.

Это по общему правилу. Но, как известно, нет правил без исключений. В конкурсную массу традиционно не включаются: имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на лицензии, и вызвавшие немало проблем так называемые социально значимые объекты (дошкольные и иные образовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 16 мая 2000 г. № 8-П, передача социально значимых объектов предполагает выплату их собственникам — несостоятельным должникам разумной компенсации. Здесь следовало, в частности, применять ст. 506 ГК РФ: в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику таким актом, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты