Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее банкротство). Из приведенного выше определения видно, что понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются законодателем как синонимы.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним. По моему мнению, в Законе, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий – «несостоятельность» и «банкротство». Несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность, банкротство – это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации.

Что касается критериев и признаков несостоятельности необходимо сказать, что согласно новому Федеральному закону «О несостоятельности (банкротству) от 26 октября 2002г. подход к ним несколько изменился.

Как и прежде, юридическое лицо может быть признано банкротом, если оно неспособно удовлетворить требования кредиторов и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда такие обязательства должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве в отношении юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к нему в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. руб., а также, если имеются признаки банкротства, установленные ст.3 Закона. Заметим, что ранее размер требований зависел от величины минимальной оплаты труда и составлял для юридических лиц 500 МРОТ, что в два раза меньше размера, установленного в новом Законе. Необходимо обратить внимание на то, что при определении наличия признаков банкротства не учитываются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Названные положения Закона о банкротстве постоянно подвергались критике, они рассматривались в качестве одного из основных недостатков, которые якобы позволяют признать банкротом всякого участника имущественного оборота.

В законе «О банкротстве» выделяют следующие процедуры:

Наблюдение

Финансовое оздоровление

Внешнее управление

Конкурсное производство

Мировое соглашение

Наблюдение

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее - Закон) под наблюдением принимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Однако Законом установлен ряд случаев, когда в отношении должника наблюдение как процедура банкротства не применяется.

Кто же может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом? Пункт 1 ст. 7 Закона предоставляет такое право должнику, конкурсному кредитору и уполномоченным органам.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя должнику.

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания суда.

Финансовое оздоровление

Новый федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» расширил правовой инструментарий реабилитационных процедур. Наряду с внешним управлением предусматривается возможность введения процедуры финансового оздоровления.

Оно представляет собой новую реабилитационную процедуру, которая предусматривает возможность для должника, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, получить отсрочку и рассрочку уплаты долгов на срок до двух лет при условии предоставления гарантий кредиторам. Эти гарантии реализуются путем использования способов обеспечения исполнения обязательств — института гражданского законодательства, Таким образом, если не удастся восстановить платежеспособность должника в процессе финансового оздоровления, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет предоставленного обеспечения.

Финансовое оздоровление по общему правилу вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, то есть по их воле.

Внешнее управление

Внешнее управление — восстановительная процедура, меняемая к должнику в рамках конкурсного процесса. сведение мероприятий внешнего управления регламентируется нормами гл. VI Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее —Закон 2002 г. или Закон); известно оно было и ранее действовавшим законам — «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. (далее — Закон 1992г.) и от 8 января 1998 г. (далее — Закон 1998 г.).

Внешнее управление — важнейшая процедура, нацеленная на восстановление платежеспособности сотрудника. Достигается это рядом активных действий внешнего управляющего — перепрофилированием производствa и его структурной перестройкой, взысканием кредиторской задолженности, продажей части имущества лютая бизнес) должника, изменением уставного капитала юридического лица — должника (путем осуществления дополнительной эмиссии, замещения активов), проведением других мероприятий. Поскольку все они нацелены на вывод предприятия из кризиса, то для их уса необходимо создать особые условия для функционирования должника. Это возможно, если установить мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Можно сказать, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов — это одна из основных особенностей деятельности должника в течение внешнего управления, поскольку он продолжает функционировать. Безусловно, мораторий можно рассматривать как значительную льготу, применяемую в целях восстановления платежеспособности должника.

Конкурсное производство

Одна из задач современного института банкротства — оздоровление экономики государства путем ликвидации безнадежно неплатежеспособных предприятий-должников. Реализовать эту задачу позволяет процедура конкурсного производства.

Сегодня это конечная судебная стадия. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.

Данная процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной Законом о банкротстве очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Кроме того, должник, погасив свои обязательства за счет имеющегося имущества и освободившись от долгов, может начать новое дело. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве 2002 г., новый Закон) в ст. 2 дает легальное определение рассматриваемой процедуры.

Итак, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Для открытия конкурсного производства необходимо признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Согласно ст. 53 нового Закона такое решение принимается при установлении в ходе рассмотрения дела о признании должника банкротом признаков банкротства, предусмотренных ст.ст. 3, 214, п. 1 ст. 217, п. 1 ст. 224, ст. 227 Закона.

Мировое соглашение

Согласно ст. 2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» мировое соглашение — это процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Это один из наиболее выгодных для сторон способов прекращения производства по делу, позволяющий урегулировать взаимоотношения наиболее быстро и с наименьшими затратами. Преимущество заключается в том, что должник приобретает возможность продолжить свою деятельность, а кредиторы — шанс получить удовлетворение в полном объеме, предоставив должнику отсрочку или рассрочку платежа.

В теории выделяют судебное и внесудебное мировое соглашение.

В заключении своего выступления хочется сделать основные выводы.

Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:

- законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;

- большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;

- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Таким образом, анализ источников права показывает, что законодательство о несостоятельности объединяет в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности – гражданского, административного, процессуального и иного законодательства

Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.

По моему мнению, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий – «несостоятельность» и «банкротство».

Статью 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложить в следующей редакции:

«Несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность»;

а также дополнить вышеуказанный пункт:

«Банкротство – это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность должника, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации» - далее статья излагается по тексту.

Также в данной работе мы рассмотрели и подчеркнули социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.

Проанализировав мнения ученых и принимая во внимание особенности современного периода развития законодательства, мы выявили аргументы в пользу исключения указания минимальной суммы задолженности из условий принятия заявления и оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве должника-гражданина

На мой взгляд, минимальный размер задолженности, необходимый для возбуждения дела о банкротстве гражданина, не являющего индивидуальным предпринимателем, должен быть исключен как условие принятия заявления о признании должника-гражданина банкротом (ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и возбуждения дела о банкротстве (ст. 6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Следовательно, п.2. статьи 6. «Рассмотрение дел о банкротстве» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

П.2 статьи 33. «Подведомственность и подсудность дел о банкротстве» изложить в следующей редакции: «Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, указанное требование не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должно было быть исполнено, к должнику-гражданину при наличии признаков банкротства, установленных п.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях в России. Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

Таким образом, в силу специфики банкротства для достижения цели данной работы, а именно для определения места института несостоятельности в системе законодательства РФ мы выявили и раскрыли ряд «пограничных» правовых проблем, предложили варианты решения имеющихся проблем путем совершенствования действующего законодательства.

Доклад окончен, спасибо за внимание.



1 ФЗ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

1 Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.:1912

2 Трайнин А.Ф. Несостоятельность и банкротство. С-Пб, 1913

3 Клейнман А.Ф. О несостоятельности частных лиц по советскому процессуальному праву. Иркутск. 1929

[1] Баренбойм П. Правовые основы банкроства. М.: 1994

[2] 3 Васильев Е.А. Правовое регулирование конкурсного производства в капиталистических странах. М.: 1989

[3] Ведомости СНД и ВС РФ, 1993 г., № 1, ст. 6.

2 СЗ РФ, 1998 г., №2, ст. 222

3 СЗ РФ, 2002 г., № 43, ст. 4190.

[4] Вестник ВАС РФ, 2003,№ 4, с. 27.

[5] Сарбаш С.В. Финансовое оздоровление. //Закон, август 2003, №8, с.52.

[6] Попов А.В. Финансовое оздоровление как новая про­цедура банкротства. Законодательство, № 3, с. 35.

[7]  См. п. 7 Обзора практики рассмотрения споров, связан­ных с применением арбитражными судами норм ГК РФ о за­логе. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 ян­варя 1998 г. № 26. Вестник ВАС РФ, 1998 г., № 3, с. 87.

[8]  Комментарий к Федеральному закону «О несостоятель­ности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический. /Под ред. Попопдопуло В.Ф. М., 2003 г., с. 161.

[9]  Однако некоторые авторы ее здесь усматривают. См. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический. /Под ред. Попондопуло В.Ф. М., 2003 г., с. 172.

[10]Попондопуло В.Ф. Закон «О несостоятельности (банкротстве) общая характеристика, комментарии. Комментария к  Закону «О несостоятельности (банкротстве)». СПб, Петрополис ). 1998 г., с, 44.

[11] Ращевский Е. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Хозяйство и право, 2001 г., № 11; Юхнин А.В. В кн.; ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Постатей­ный комментарий./Под ред. Витрянского В.В. М., «Статут», 1998 г., с. 178.

[12] Городов О.А. В кн. Попондопуло В.Ф. Комментарии к За­кону «О несостоятельности (банкротстве)», цит. с. 202.

[13] Постановление Президиума ВАС РФ от 18 июня 2002 г. в 404/01. Вестник ВАС РФ, 2002 г., № 10,

Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999 г., № 7.

[14] Бюллетень Верховного Суда РФ, 1999, № 7.

[15] Семина Н.А. Банкротство. Вопросы правоспособности должника — юридического лица. М., «Экзамен», 2003 г., с. 73-74.

[16] Слабиков Г.В. Факторы и правовое регулирование несосто­ятельности предприятий. Комментарии к закону «0 несостоя­тельности (банкротстве)». СПб, «Петрополис», 1998 г., с. 12.

[17] О возможности в исключительных случаях продления срока конкурсного производства сверх 18 месяцев по Закону 2002 г, пишет Никитина О.Л. в статье «Конкурсное производ­ство». Арбитражная практика, 2003 г., № 6, с. 16.

[18] По Закону 1998 г. конкурсный управляющий, а также со­брание и комитет кредиторов не вправе были принимать реше­ние о создании юридических лиц на базе имущества должни­ка, признанного банкротом банкротства, применяемой в отношении должника.

[19]  Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несо­стоятельности (банкротства). Хозяйство и право, 2003 г., № 1, с. 14. Также см. Бессонова З.Г. Новеллы Закона о бан­кротстве и проблемы их применения. Арбитражная практика, 2003 г., № 1 (январь), с. 4.

[20]  Витрянский В.В. Реформа не состоялась?.. «Экономика и жизнь», 2002 г., № 28. с. 2, 3.

[21] Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий» 1992 г. также устанавливал, что обязательства должни­ка, обеспеченные залогом, удовлетворяются из имущества должника вне конкурса.

[22] Витрянский В.В. Новое в правовом регулировании несо­стоятельности (банкротства). Хозяйство и право, 2003 г., № 1, с. 15.

[23] Литовцева Ю.В. Очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов. Арбитражная практика, 2003 г., № 3 (март), с. 5.

[24] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организа­ций» (п. 1 ст. 49).

[25] Шилохвост О.Ю. Прекращение обязательств. Граждан­ское право России. Общая часть: Курс лекций./Отв. ред. Са­диков О.Н. — М., 2001 г., с. 707.

[26]  Телюкина М.В. Конкурсное право. М., 2002 г., с. 370.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты