Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

- в случае вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом данный факт более не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения. Указанная первая процедура банкротства может быть введена только по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случая возбуждения дела о банкротстве на основании заявления самого должника, когда наблюдение вводится с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии такого заявления;

- в остальных случаях судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя проводится арбитражным судом не менее чем через 15 дней и не более чем через 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Если до назначенного арбитражным судом заседания на его рассмотрение поступают заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве и должны быть рассмотрены в течение 15 дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд (пп.6,8 ст.42 Закона о несостоятельности (банкротстве)).


Глава. 2 Правовое регулирование процедур несостоятельности (банкротства)


2.1 Правовые особенности наблюдения


В данном разделе работы пойдет речь о самой первой процедуре банкротства — о наблюдении. Сразу оговоримся, что наблюдение вводится арбитражным судом только в отношении юридических лиц. Поэтому в дальнейшем под должником мы будем понимать только эти субъекты правоотношений.

Следует отметить, что самый первый закон о банкротстве — Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 г. № 3929-I[3] — даже не содержал такой процедуры, как наблюдение. Однако впоследствии эта процедура была введена федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ2 (далее — Закон о банкротстве 1998 г.).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ3 (далее - Закон) под наблюдением принимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона. Однако Законом установлен ряд случаев, когда в отношении должника наблюдение как процедура банкротства не применяется. Такое возможно, например, в случае банкротства финансовых организаций (ст. 182 Закона) или отсутствующего должника (ст. 228 Закона). Об этом следует помнить кредиторам при подготовке и подаче в арбитражный суд заявления о признании соответствующего должника банкротом.

Кто же может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом? Пункт 1 ст. 7 Закона предоставляет такое право должнику, конкурсному кредитору и уполномоченным органам. Если понятие «должник» вопросов не вызывает, то на других понятиях следует кратко остановиться.

Под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. При этом под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определённую денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Следовательно, кредитор, имеющий право требовать от должника передачи ему, например, недопосталенных ста тонн комбикормов по договору поставки, не будет включен в реестр конкурсных кредиторов, так как данное требование денежным не является. Выход: взыскать продукцию в судебном порядке и в дальнейшем изменить порядок и способ исполнения судебного акта (ст. 324 АПК РФ).

Под уполномоченными лицами Закон понимает федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» выполнять эти функции уполномочена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).

В настоящее время в арбитражных судах еще есть дела, возбужденные по заявлениям ФСФО и поданные им до 28 октября 2002 г., но в силу тех или иных причин не рассмотренные судом (например, повторное рассмотрение дела после прохождения им кассационной инстанции). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве 1998 г. правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают «уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы». Однако федеральный закон о делегировании ФСФО соответствующих полномочий не принимался. Есть только постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 848 и от 1 июня 1998 г. № 537, аналогичные упомянутому выше постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 100, и, естественно, не являющиеся федеральными законами. Поэтому все указанные заявления, подписанные представителями ФСФО, подлежат оставлению без рассмотрения, как подписанные лицами, не имеющими на это права. Следует отметить, что такое определение суд выносит только в случае соответствующего заявления должника.

В соответствии с ч. 4 ст. 38 АПК РФ и п. 1 ст. 33 Закона заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление кредитора подается в письменной форме и подписывается его руководителем. В заявлении, помимо наименования и адресов арбитражного суда, кредитора и должника, должны быть обязательно указаны:

- размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

- обязательство, из которого возникло требование должника перед кредитором, а также срок исполнения такого обязательства;

- вступившее в законную силу решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику;

- доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

- доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

- наименование и адрес саморегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, и размер его вознаграждения;

- перечень прилагаемых к заявлению документов.

Кроме документов, предусмотренных ст. 126 АПК РФ, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:

- обязательства должника перед конкурсным кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;

- доказательства оснований возникновения задолженности;

иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора.

К заявлению кредитора обязательно прикладываются вступившие в законную силу решения арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требование конкурсного кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам прикладывается решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Таким образом, подготовив заявление кредитора уплатив государственную пошлину в размере одной тысячи рублей, можно направлять заявление в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве должника.

Судья арбитражного суда принимает заявление признании должника банкротом и не позднее пяти дней с даты поступления в суд выносит определение его приеме.

Судебное заседание по проверке обоснованных требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии я явления о признании должника банкротом.

Конституционный Суд РФ постановлением от 21 апреля 2003 г. № 6-П уже сказал свое мнение в отношении добросовестного приобретения имущества физическими лицами. Данное постановление на основании ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) вполне может быть применено и к правоотношениям, возникающим между юридическими лицами.

Судья может отказать в принятии заявления по следующим основаниям:

- требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют менее ста тысяч рублей (п. 2 33 Закона). Следует помнить, что конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должникам обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Свое заявление подписывается всеми конкурсными кредиторами, объединившими свои требования;

- заявление подается в отношении должника, против которого арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства. Статья 43 Закона предусматривает еще одно условие «...наличие оснований для отказа в принятии заявлений, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации». Учитывая, что институт отказа в приеме заявления исключен из АПК РФ, данное положение Закона применению не подлежит.

Кредитор, направляющий в арбитражный суд заявке о признании должника банкротом, также должен помнить, что в случае нарушения им формы и содержания заявления (ст.ст. 37—41 Закона) оно будет возращено судом. На первый взгляд, это действие суда можно расценить как незаконное. Ведь в случае нарушения формы и содержания искового заявления АПК РФ предусматривает оставление его без движения устранения заявителем выявленных судом недостатков указанный в определении срок.

Однако в нашем случае приоритет будет отдан, во-первых, специальному закону, каким является Закон о банкротстве, а во-вторых, закону, который был принят позднее, — опять же Закон, а не АПК РФ. Следовательно необходимо очень внимательно относиться к подготовке заявления о признании должника банкротом.

Ряд арбитражных судов в ситуации с банкротством ликвидируемого должника отказывают кредиторам в принятии заявления о банкротстве должника, мотивируя отказ обязанностью должника самостоятельно подать в суд соответствующее заявление и отсутствием такого права у кредитора. Так, например, арбитражный суд Пермской области по делу № А50-6/2002-Б ввел наблюдение в отношении ОАО «Пермхлебопродукт» только после удовлетворения ОАО Уральского округа соответствующей жалобы кредитора. Таким образом, решение Арбитражного суда противоречит требованиям ст.ст. 7, 11 и 39 Закона.

Судебное заседание арбитражного суда по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится судьей арбитражного суда в порядке, установленном АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. К указанным особенностям следует отнести отсутствие в Законе проведения установленных АПК РФ собеседования со сторонами и предварительного судебного заседания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты