Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) по законодательству РФ

В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» порядок и последствия пересмотра определений об утверждении мировых соглашений, а также основания и последствия расторжения мировых соглашений устанавливаются Законом независимо от того, что соответствующие мировые соглашения утверждались в условиях действия Федерального закона 1998 г.

В п. 4 ст. 156 Закона содержится положение о праве конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа, голосовавших за мировое соглашение, а также учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия исполнить в полном объеме и в денежной форме обязательства должника или предоставить должнику денежные средства, необходимые для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения соглашения или не принимавших участия в голосовании, в том числе для уплаты процентов, а также сумм неустоек (штрафов, пеней). В этом случае конкурсный кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника, а должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств. К лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора.

Возможность исполнения гражданско-правовых обязательств должника третьим лицом и обязанность должника принять такое исполнение вытекают из ст. 313 ГК. Поскольку обязательства перед конкурсными кредиторами при банкротстве носят денежный характер, они могут в принципе быть исполнены третьим лицом. Определенные особенности имеет уплата обязательных платежей. Поскольку они должны производиться должником, правило предписывает ему использовать предоставленные средства только на соответствующие цели. Особенность и в том, что указанные средства считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.

Заключение


Исторические памятники русского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной ситуации. С учетом зрения института банкротства для современной российской экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, государственному или муниципальному служащему, да и всем гражданам полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.

Проанализировав систему источников, а также отраслевую принадлежность института несостоятельности, можно сделать следующий вывод:

- законодательство о несостоятельности носит материальный и процессуальный характер, входя в систему и частного, и публичного права;

- большей частью нормы о несостоятельности находятся в гражданском материальном и арбитражном процессуальном праве;

- основным источником, регулирующим отношения несостоятельности является ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также специальные федеральные законы, регулирующие производство дел о несостоятельности в отдельных сферах деятельности.

Таким образом, анализ источников права показывает, что законодательство о несостоятельности объединяет в себе нормы самой различной отраслевой принадлежности – гражданского, административного, процессуального и иного законодательства

Новый Федеральный закон олицетворяет третий этап развития правового регулирования отношений, связанный с банкротством организаций и граждан. Он может быть охарактеризован как продолжение и развитие реформы законодательства о несостоятельности, начатой в 1998 году. Ему присущи детализация и конкретизация основных положений указанного законодательства о одновременным концептуальным изменении в правовом регулировании отдельных институтов несостоятельности. Значительной детализации подвергнуты известные процедуры несостоятельности: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. К числу концептуальных изменений правового регулирования несостоятельности могут быть отнесены следующие законоположения: об основаниях возбуждения дел о банкротстве; о требованиях, предъявляемых к арбитражным управляющим, порядке их назначения и контроле за их деятельностью; о новой реабилитационной процедуре финансового оздоровления; об очередности удовлетворения требований кредиторов в конкурсном производстве; об особенностях несостоятельности (банкротстве) стратегических организаций и субъектов естественных монополий.

По мнению ведущих ученых-юристов понятия «несостоятельность» и «банкротство» определяются по-разному. На мой взгляд, мнение Батариной А.А. является наиболее правильным, то есть понятия «несостоятельность» и «банкротство не являются тождественными. Банкротство предприятия является частным случаем его неплатежеспособности (несостоятельности) и, следовательно эта разница будучи законодательно закрепленной должна повлечь различные правовые последствия для несостоятельных и банкротов, разное отношение к ним.

По моему мнению, а именно в ст.2 следовало бы дать определение двух различных понятий – «несостоятельность» и «банкротство».

Статью 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) изложить в следующей редакции:

«Несостоятельность – это признанная арбитражным судом неспособность своевременно и в полном объеме погасить перед кредиторами, имеющуюся задолженность»;

а также дополнить вышеуказанный пункт:

«Банкротство – это признанная арбитражным судом абсолютная неплатежеспособность должника, состояние при котором деятельность предприятия нецелесообразна и предприятие подлежит ликвидации» - далее статья излагается по тексту.

Также в данной работе мы рассмотрели и подчеркнули социальный аспект необходимости введения института банкротства граждан. Ведь освобождение от обязательств не только справедливо и человечно по отношению к самому должнику, но и представляет государственный интерес: не оставлять навсегда должника в рабской зависимости из-за его долгов, а восстанавливать его активность в социальной и экономической жизни.

Проанализировав мнения ученых и принимая во внимание особенности современного периода развития законодательства, мы выявили аргументы в пользу исключения указания минимальной суммы задолженности из условий принятия заявления и оснований для возбуждения производства по делу о банкротстве должника-гражданина

На мой взгляд, минимальный размер задолженности, необходимый для возбуждения дела о банкротстве гражданина, не являющего индивидуальным предпринимателем, должен быть исключен как условие принятия заявления о признании должника-гражданина банкротом (ст. 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») и возбуждения дела о банкротстве (ст. 6. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Следовательно, п.2. статьи 6. «Рассмотрение дел о банкротстве» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изложить в следующей редакции: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 настоящего Федерального закона.

П.2 статьи 33. «Подведомственность и подсудность дел о банкротстве» изложить в следующей редакции: «Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, указанное требование не исполнено в течение трех месяцев с даты, когда оно должно было быть исполнено, к должнику-гражданину при наличии признаков банкротства, установленных п.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом».

Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях в России. Результаты проводимых процедур существенно влияют на эффективность реформирования и перенастройки на цивилизованные рыночные условия работы предприятий реального сектора экономики.

Столь частая смена одного законодательного акта другим, а также небольшой срок действия последнего закона обусловили необходимость исследования многих вопросов, связанных с особенностью осуществления защиты прав и законных интересов граждан и организаций в производстве по делам о банкротстве и по ряду других вопросов. Важность института банкротства заключается также в том, что теоретический анализ неразрывно связан и переплетен с прикладными вопросами. Именно потому, что проблема имеет существенное теоретико-прикладное значение, а количество научных исследований по банкротству явно недостаточно, так важно установить и предложить варианты решения имеющихся проблем в этой сфере.

Таким образом, в силу специфики банкротства для достижения цели данной работы, а именно для определения места института несостоятельности в системе законодательства РФ мы выявили и раскрыли ряд «пограничных» правовых проблем, предложили варианты решения имеющихся проблем путем совершенствования действующего законодательства.


Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты

1.Конституция РФ. 12.12. 1993.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января 2003 г.);

3.Арбитражный процессуальный кодекс РФ от24.07.2002г. № 95-ФЗ;

4.Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ;

5.Федеральный закон от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

7.Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.);

8.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса";

9.Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.);

10.Федеральный конституционный закон от 15 декабря 2001 г. N 5-ФКЗ "О внесении дополнения и изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";

11.Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации";

12. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (п. 1 ст. 49).

13.Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 апреля 2002 г.) (утратил силу);

14. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. также устанавливал, что обязательства должника, обеспеченные залогом, удовлетворяются из имущества должника вне конкурса.

15.Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (утратил силу);

16.Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. N 202 "О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению";

Научная литература

1. Бай Н.И., Мелихов Н.В. О проблемах, возникающих при определении арбитражными судами признаков банкротства / Вестник ВАС РФ 2002 № 10;

2.Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М.: 1994;

3.Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М., 1995. С.33;

4.Белых В.С, Концепция банкротства: законодательная модель и реальность / Российский юридический журнал, 1995. № 3;

5.Батарина А.А. Проблемы совершенствования законодательства о банкротстве / Управление собственностью. 2001. № 1 с.55-60;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты