Приостановление предварительного следствия: основания, порядок

На 1 января 1994 года остаток приостановленных дел по всем основаниям в России составлял 6,5 миллиона уголовных дел. В 1994 году приостановлено 1212871 уголовных дел, а в 1995 году еще приостановлено 1097033 уголовных дела.

Не изменилось положение и в 2004 году. За 7 месяцев 2004 года раскрываемость составила всего 57,3 %. За период с 2000 года по 2004 год раскрываемость ухудшилась на 18,9%. Анализируя состояние раскрываемости преступлений, заместитель начальника Следственного комитета при МВД России Б.Я. Гаврилов в диссертации на соискание учебной степени доктора юридических наук пишет, что в 2003 году по делам, расследованным следователями МВД России, лица, совершившие преступления, установлены только по 34,0% уголовных дел, тогда как официальные показатель уровня раскрываемости преступлений за 2003 год был обозначен 56,7%. Цифры эти различаются не в пользу процента раскрываемости1.

О состоянии работы органов предварительного следствия МВД Российской Федерации свидетельствуют следующие данные в таблице отражающей динамику приостановления производства по уголовным делам (2000-2004 г.г.)

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о неблагополучном состоянии дел по борьбе с преступностью и соблюдению законности при расследовании уголовных дел и учете преступлений в правоохранительных органах.

Итак, анализ содержания деятельности следователя по приостановленному уголовному делу позволил выявить ряд основных факторов, влияющих на результаты деятельности по обнаружению обвиняемых (подозреваемых). К ним относятся: несвоевременность объявления розыска, отсутствие четкого разграничения компетенции субъектов розыскной работы и их взаимодействия. Недостаточная активность следователей по розыску обвиняемых как до, так и после приостановления дела, отсутствие средств, необходимых для обнаружения разыскиваемого обвиняемого.

В деятельности следователя в рассматриваемом направлении можно выделить три самостоятельных этапа, каждый из которых имеет свои специфические задачи и особенности. Первый этап - это профилактическая работа следователя, направленная на предотвращение возможности лицу, совершившему преступление, скрыться. Начинается эта деятельность с момента возбуждения уголовного дела следователем и заканчивается избранием в отношении обвиняемого (подозреваемого) меры пресечения или отобрания обязательства о явке. Второй этап начинается с момента получения информации об отсутствии обвиняемого в месте проведения предварительного следствия (неявка к следователю по вызову, отсутствие по месту постоянного жительства) и заканчивается (в случае, если он скрылся) объявлением его розыска. Основной задачей следователя здесь является установление факта и причин отсутствия лица, совершившего преступления (обвиняемый или подозреваемый скрылся или его местонахождение неизвестно по иным причинам). Третий этап характеризуется деятельностью по розыску обвиняемого (подозреваемого), который начинается с момента его объявления и продолжается до обнаружения обвиняемого (подозреваемого) либо прекращения уголовного дела по различным основаниям, предусмотренным законом.

По нашему мнению под розыском обвиняемого (подозреваемого) следует понимать деятельность следователя и органов дознания, представляющую собой предусмотренную уголовно-процессуальным законом и другими нормативными актами совокупность следственных и розыскных действий, а также оперативно-розыскных мер, направленных на обнаружение и задержание скрывшегося обвиняемого (подозреваемого), а также обвиняемого (подозреваемого), местонахождение которого неизвестно органам следствия по иным причинам, в целях создания условий для разрешения конкретного уголовного дела. Вместе с этим определяются различия между розыском, осуществляемым до приостановления предварительного следствия и после приостановления производства по делу. В последнем случае деятельность следователя значительно усложняется в связи с сужением круга средств, которыми он располагает для обнаружения обвиняемого. По приостановленному производством уголовному делу, следователь может осуществлять розыск обвиняемого (подозреваемого), используя при этом лишь меры организационно-поискового характера (гласные розыскные действия), но не следственные действия. Гласные розыскные действия следователя отличаются от оперативно-розыскных мер, производство которых находится в строгой компетенции органа дознания в соответствии со ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Розыскные действия и оперативно-розыскные меры различаются между собой формой, методами и средствами их производства, а также возможностью использования полученной в ходе этих мероприятий информации.

Розыскные действия следователя как меры организационно-поискового характера включают в себя организацию всей деятельности по розыску обвиняемого (подозреваемого): взаимодействие с органом дознания, другими подразделениями ОВД, организациями, средствами массовой информации, а также мероприятия, направленные на непосредственное обнаружение разыскиваемого лица. Очертить весь круг розыскных действий следователя, наверное, невозможно, так как любое из них в этом направлении может являться таковым. Эта деятельность может выразиться:

а) в запросах соответствующим учреждениям, организациям, предприятиям, которым может быть что-либо известно об обвиняемом;

б) в установлении контактов с родственниками обвиняемого и другими лицами, которые могут располагать сведениями о его местопребывании;

в) в сообщении о разыскиваемом через средства массовой информации, с целью привлечения населения к его розыску;  г) в других розыскных действиях1.

Деятельность следователя по розыску обвиняемого этим не исчерпывается. Она осуществляется также путем запросов и наведения справок, не произошел ли с обвиняемым несчастный случай, не призван ли в армию, не находится ли на излечении в больнице, клинике или санатории, не арестован ли за какое-либо другое правонарушение.

Поручая в соответствии с ч. 1 ст. 210 УПК РФ розыск обвиняемого  (подозреваемого) органу дознания, следователь в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ имеет право давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Выполнение следственных действий следователь может поручить органу дознания лишь в период производства по делу. То есть, когда предварительное следствие приостановлено в связи с розыском обвиняемого (подозреваемого), процессуального характера оперативные работники, так же как и следователь, проводить не могут. Кроме того, необходимо иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия отнесены законом к исключительной компетенции органов дознания, поэтому получается, что следователь может дать оперативным работникам лишь такое задание розыскного характера, которое требует применения только специальных средств и методов борьбы с преступностью.

Поэтому, прежде чем приступить к составлению поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, направленных на розыск обвиняемого (подозреваемого), следователь должен четко уяснить, какую задачу он ставит перед органом дознания. Руководствуясь этим, орган дознания избирает способы ее решения, исходя из своих возможностей. Однако следует учитывать, что проведение органом дознания каких бы то ни было оперативно-розыскных мероприятий без ведома и согласия следователя может не сообразовываться с его тактическими замыслами и даже в какой-то мере мешать расследованию. Поэтому представляется, что в процессе организации и осуществления розыска обвиняемого (подозреваемого), в том числе по уголовному делу, по которому приостановлено следствие, необходимо четкое, эффективное и своевременное взаимодействие оперативных работников, которым поручено производство розыска, со следователем.

Вместе с тем, задержание разыскиваемого лица, особенно производимое органом дознания не на месте производства предварительного следствия (в другом городе, области), как правило, связано с необходимостью проведения ряда процессуальных действий (задержание, допрос, предъявление обвинения).

Объявляя розыск обвиняемого или подозреваемого, следователь не решает вопроса о виде розыска. Какой вид розыска объявлять, решает орган дознания. Как правило, вначале ведется местный розыск. Если он не дал результата, орган дознания объявляет федеральный розыск. Если и он не дал результата, то при наличии основания объявляется международный розыск. При объявлении международного розыска в отношении обвиняемого согласно ч. 5 ст. 108 УПК РФ может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу .

Приостановленное предварительное следствие возобновляется мотивированным постановлением следователя после того, как отпали основания для приостановления или возникла необходимость производства дополнительных следственных действий. Несмотря на четкие указания закона, в юридической литературе нет ясности в вопросе о производстве следственных действий по приостановленному уголовному делу без его предварительного возобновления.

Н.В. Жогин полагает, что в интересах повышения качества и результативности розыскной деятельности органам розыска целесообразно предоставить право производства следственных действий, которые направлены непосредственно на розыск обвиняемого2. А.Х. Кежоян пишет о необходимости закрепить в законе «сложившуюся практику» совершения следователем тех же следственных действий в тех же целях без возобновления производства . С. М. Кургинян считает неверной точку зрения Н.В. Жогина, поскольку она не основана на законе, и предлагает включить в УПК РФ норму, которая, разрешала бы следователю и органу дознания производить все следственные действия по приостановленному и не возобновленному производством уголовному делу.

Противоположного мнения придерживается Б.Н. Коврижных, отмечая, что «предоставление следователю права производить следственные действия по делу после его приостановления противоречит самому понятию приостановления как в советском праве, так и в русском языке»2.

По нашему мнению, предоставление органам расследования, прокурору и суду права совершения следственных действий по приостановленному уголовному делу противоречит самому понятию приостановления производства. Более того, при подобной постановке вопроса этот институт теряет свой процессуальный смысл.

Таким образом, предоставление органам предварительного расследования права производства следственных действий даже в интересах розыска обвиняемого приводит фактически к «бесконечности» предварительного расследования по уголовному делу, к вне процессуальной деятельности, к противозаконной практике.

При проведении следственных действий без возобновления производства по приостановленному делу органы милиции и следователи допускают отдельные нарушения уголовно-процессуального закона. Сюда нужно отнести задержание граждан при отсутствии оснований, отсутствие в протоколах допросов дат их проведения и некоторые другие.

Трудно выделить следственные действия, непосредственно связанные с розыском лица, совершившего преступление, поскольку все они служат выполнению задач уголовного судопроизводства, используются в целях быстрого и полного раскрытия преступлений, но даже если согласиться с мнением, что некоторые из следственных действий применяются специально для розыска обвиняемого, то и тогда можно сказать, что среди следственных действий, проводившихся по изученным приостановленным уголовным делам, есть такие, которые не направлены «непосредственно» на розыск обвиняемого и с розыском не связаны. К ним относятся экспертиза, воспроизведение показаний на месте, очная ставка и ряд других действий.

По смыслу уголовно-процессуального закона производство обыска можно считать более всего связанным с розыском лиц, совершивших преступления, поскольку в самом УПК РФ имеется указание на то, что обыск производится с целью обнаружения орудий преступления, предметов и ценностей, добытых преступным путем, обнаружения разыскиваемых лиц. Однако проведение обыска, да и других следственных действий вне производства по уголовному делу видится неправомерным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты