Приостановление предварительного следствия: основания, порядок

Производство любого следственного действия вызывает известные ограничения для граждан. Эта ограничения, как и при избрании меры пресечения, наложении ареста на корреспонденцию, чаще всего возникают в связи с проведением обыска. Недаром уголовно-процессуальный закон требует для производства данного действия санкции прокурора, а в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает проведение обыска без санкции прокурора, но с обязательным сообщением ему в суточный срок о производстве и результатах обыска.

Всякое следственное действие является процессуальным не только потому, что оно регулируется и предусмотрено уголовно-процессуальным законом, но и потому, что все эти действия производятся в рамках уголовного судопроизводства - от начала до окончания, приостановления или прекращения дела. Разрешение следователю, органу дознания, прокурору и суду производить следственные действия по приостановленному, но не возобновленному производством уголовному делу уменьшает значение процессуальных гарантий, которые закон предоставляет гражданам от необоснованного привлечения их к уголовной ответственности.

Незаконное производство следственных действий по приостановленному делу вызвано низким качеством, неполнотой произведенного расследования и преждевременным приостановлением производства по уголовному делу. Однако для улучшения работы по раскрытию преступлений имеются другие, не менее эффективные средства, чем следственные действия, и нельзя считать, что отказ от их проведения по невозобновленному уголовному делу ослабит работу по розыску скрывшихся преступников.

В соответствии со ст. 211 УПК РФ предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя после того, как: 1) отпали основания его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. Кроме того, приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также на основании постановления прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой соответствующего постановления следователя.

Что касается второго основания возобновления приостановленного предварительного следствия, указанного в ст. 211 УПК РФ, следует сказать, что в данном случае следственными действиями, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого, должны быть только такие уголовно-процессуальные действия, необходимость производства которых возникла только после приостановления расследования. Анализ практики показывает, что чаще всего основанием для отмены прокурором решения о приостановлении предварительного следствия является невыполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого. Следователи, как правило, выполняют следственные действия, направленные лишь на собирание доказательств, не осуществляя при этом активных мер, в том числе процессуальных, по обнаружению местонахождения обвиняемого. Основанием для производства таких действий может являться информация о возможном месте нахождения обвиняемого (подозреваемого) или о лицах, располагающих такими сведениями, полученная органом дознания в ходе проведения оперативно-розыскных действий.

Вообще, объем следственных действий, которые следует провести к моменту вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия, определяется в зависимости от следующих ситуаций: а) лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; б) обвиняемый скрылся от следствия или временно заболел тяжкой болезнью, когда ему уже было предъявлено обвинение; в) по делу имеются данные для предъявления обвинения, но ввиду болезни подозреваемого или того обстоятельства, что он скрылся от следствия, предъявить ему обвинение невозможно; г) постановление о привлечении в качестве обвиняемого не вынесено, и у подозреваемого в силу вышеуказанных обстоятельств каких-либо объяснений по поводу содеянного не получено.

Для прекращения приостановленного уголовного дела по мотивам истечения срока давности необходимо:

-   чтобы со дня совершения преступления истек установленный в законе срок давности привлечения к уголовной ответственности;

-   чтобы в течение этого срока лицо не совершило нового преступления, за которое может быть назначено лишение свободы на срок свыше двух лет;

- чтобы в течение этого срока лицо не скрывалось от следствия и суда. Исчисление срока давности начинается с момента совершения преступления, а при приготовлении или покушении на преступление - с момента окончания приготовления или покушения1.

Публично-правовая обязанность государства по обеспечению доступа к правосудию состоит в своевременном возбуждении уголовного дела, раскрытии преступления, объективном расследовании и справедливом судебном разбирательстве. В основном это касается досудебных стадий уголовного процесса, где властные полномочия от лица государства осуществляют следователь, лицо, производящее дознание, и прокурор. Они обязаны принять меры к восстановлению нарушенных прав потерпевшего путем его правовой стабилизации, то есть возвращения к тому правовому состоянию, которое было до совершения преступления. Иными словами, государственные органы должны создать условия для восстановления нарушенных прав и интересов потерпевшего. Однако на практике зачастую государственные органы выносят решения, ограничивающие доступ потерпевшим к правосудию. Одним из таких решений является необоснованное приостановление уголовного дела.

В ранее действовавшем УПК РСФСР при приостановлении уголовного дела по любому из оснований интересы потерпевшего игнорировались. Не было предусмотрено даже уведомление потерпевшего о принятом решении, отсутствовало упоминание о его праве на обжалование. Было предусмотрено лишь уведомление прокурора копией постановления о приостановлении уголовного дела в суточный срок. Таким образом, потерпевшему приходилось надеяться только на реакцию прокурора, никаких других возможностей разблокировать возникшую преграду в доступе к правосудию со стороны потерпевшего не было.

Таким образом, можно сделать вывод, что ранее действующее уголовно-процессуальное законодательство в вопросе обеспечения доступа к правосудию потерпевшим от преступления при необоснованном приостановлении уголовного дела не отвечало требованиям Конституции РФ.

Казалось бы, важной гарантией того, что заблокированный доступ потерпевшего к правосудию может быть разблокирован, служит ведомственный контроль (наряду с прокурорским надзором).

Но практика показывает: ведомственный контроль при приостановлении предварительного следствия в ряде случаев малоэффективен. Начальник следственного отдела осуществляет контроль достаточно активно на этапе следствия, а после приостановления дела деятельность следователя им практически не контролируется. Приостановленные уголовные дела проверяются лишь в случаях контрольных инспекций вышестоящими ведомствами или прокуратурой, либо если уголовное дело получило значительную огласку1.

В целях повышения эффективности ведомственного контроля некоторые ученые предлагали установить обязательное визирование начальником следственного отдела всех постановлений о приостановлении предварительного расследования. Это, по их мнению, свидетельствовало бы об ознакомлении начальника следственного отдела с собранными доказательствами и согласии с принятым решением. Но установление в законе такого порядка привело бы к нарушению процессуальной самостоятельности самого следователя.

Изложенное позволяло сделать вывод, что выходом из сложившейся ситуации является введение судебного контроля на стадии предварительного расследования. Инициатором обжалования в суд решения о приостановлении производства по уголовному делу выступает непосредственно потерпевший, гражданский истец (ответчик) поскольку нарушается их конституционное право на судебную защиту.

1.2 Процессуальный порядок приостановления уголовного дела


В соответствии с ч. 2 ст. 208 УПК РФ при наличии одного из оснований приостановления уголовного дела и выполнении всех необходимых условий приостановления следователь может приостановить предварительное следствие по уголовному делу, о чем он выносит постановление, копию которого направляет прокурору.

Постановление следователя должно содержать следующие данные: 1) место вынесения постановления и дата; 2) кем выносится постановление и по какому уголовному делу; 3) что было установлено в ходе проведенного расследования; 4) резолютивная часть, состоит из нескольких пунктов: о приостановлении уголовного дела; о поручении оперативным службам о розыске похищенного и подозреваемого в совершении преступления, о направлении копии постановления о приостановлении уголовного дела прокурору.

Одновременно с вынесением постановления о приостановлении предварительного следствия следователь должен решить вопрос о мере пресечения в зависимости от того, по какому основанию приостановлено уголовное дело. Вместе с постановлением о приостановлении предварительного следствия следователь направляет органу дознания копию постановления о применении меры пресечения, если она будет изменена, а также постановление об этапировании, когда обвиняемому избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При тяжелом заболевании обвиняемого помещении его в медицинское учреждение следователь, приостанавливая уголовное дело, имеет право отменить или изменить меру пресечения, о чем также указывается в постановлении о приостановлении следствия.

Согласно ч.4 ст.208 УПК РФ основаниям, предусмотренным п.п.1 и 2 ч.1 ст.208 УПК РФ, предварительное следствие приостанавливается лишь по истечении его срока. По основаниям, предусмотренным п.п. З и 4 ч.1 ст.208 УПК РФ, предварительное следствие может быть приостановлено и до окончания его срока. То есть в случае тяжелой болезни обвиняемого или невозможности его участия в уголовном деле в силу объективных причин следователь имеет право приостановить уголовное дело до истечения срока, отведённого уголовно-процессуальным законом для предварительного следствия. Когда же лицо, совершившее преступление, не установлено или скрылось от следствия, уголовное дело приостанавливается только по истечении отведённого для расследования срока, то есть по истечении 2 месяцев.

В части 2 ст. 208 УПК РФ указывается, что после приостановления предварительного следствия следователь:

1) в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимает меры по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

2) в случае предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, устанавливает место нахождения обвиняемого, а если он скрылся, принимает меры по его розыску.

При этом после приостановления предварительного следствия производство следственных действий согласно ч.З ст.209 УПК РФ не допускается.

Если место нахождения обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чём указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия, или выносит отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. При наличии оснований предусмотренных ст. 97 УПК РФ, в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случаях, предусмотренных ст. 108 УПК РФ, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу.

О приостановлении производства по делу сообщается обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям.

Согласно ч. 2 ст. 208 УПК РФ копию постановления о приостановлении уголовного дела следователь направляет прокурору. В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 37, ч. 2 ст. 221 УПК РФ прокурор вправе отменить постановление следователя, если найдет его незаконным или необоснованным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты