Проблема назначения и исполнения наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград

Лицо, лишенное по приговору суда государственной награды, обязано сдать ее вместе с соответствующими документами суду. В ряде случаев награды и документы к ним изымаются в стадии предварительного следствия и хранятся вместе с уголовным делом. В этом случае суд направляет награды и документы должностному лицу или органу, присвоившему звание или награду. Если при уголовном деле наград и документов нет, суд должен принять меры к их обнаружению и изъятию. Эту функцию суд может поручить судебному приставу или судебному приставу – исполнителю. Следует признать ошибочной точку зрения о том, что в подобных случаях суд направляет в органы внутренних дел «распоряжение об обращении приговора к исполнению». Прежде всего, изъятие наград и документов к ним не является исполнением приговора. Исполнение приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды выражается в самом факте лишения звания, чина или награды и лишь оформляется внесением изменений в документы. Изъятие наград является следствием исполнения приговора и само по себе наказанием не является. Поэтому изъятие наград нельзя рассматривать как исполнение приговора. Во-вторых, приговор к рассматриваемому наказанию в соответствии с ч. 6 ст. 16 УИК РФ исполняется судом, и органы внутренних дел не имеют к этому отношения. Наконец, в ст. 11 Федерального закона о судебных приставах от 21 июля 1997 г., регламентирующей права и обязанности судебных приставов, прямо указывается на их обязанность участвовать в совершении исполнительных действий. Изъятие наград можно отнести к числу исполнительных действий.

2) В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК РФ требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ.

В процессе исполнения данного наказания невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного звания, чина или награды, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих звание, чины или награды.

Специального правоприменительного акта о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным на то основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы.[92]

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказание, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения звания, чина или наград. Должностное лицо, внесшее изменения, в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор об его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора.

Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора в отношении осужденного, лишенного по приговору звания, классного чина или награды, в соответствии с пп. «в» п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.

Мосиенко В.П. обращает внимание на то, что в законодательстве нет четкой регламентации вопроса о том, какими документами необходимо оформить исполнение приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Для повышения эффективности исполнения исследуемого наказания большое значение имеет использование судом собранных и проверенных в ходе предварительного следствия сведений о наличии у подсудимого орденов, медалей, почетных грамот, воинского или другого звания.

Если этот вопрос исследован недостаточно полно, суду надлежит принять меры по восполнению пробелов по собственной инициативе. В частности, факт награждения осужденного орденом или медалью либо присвоения ему почетного звания должен быть подтвержден наличием ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию и соответствующими наградными документами к ним (орденской книжкой, удостоверением к медали, удостоверением к знаку и т.п.) В необходимых случаях (например, при отсутствии наград, сомнении в подлинности наградных документов и т.п.) для проверки сведений о награждении данного лица следует направить запрос в орган, производивший вручение награды или присвоивший ее и осуществляющий учет награжденных.

В соответствии с требованиями ст. 308 УПК РФ решение суда о лишении осужденного наград и званий должно быть зафиксировано в резолютивной части приговора, а в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания должны содержаться в описательно-мотивировочной части приговора. Причем в приговоре необходимо отражать как отрицательное, так и положительное решение данного вопроса.[93]

Гарантией повышения эффективности исполнения наказания является более совершенная система контроля за исполнением рассматриваемого наказания. В настоящее время отсутствует необходимый контроль за исполнением данного наказания. Грубо нарушаются требования ч. 4 с. 61 УПК РФ об обязательном уведомлении судов в течение месяца должностными лицами, получившими копию приговора, о выполнении его предписаний.

Задача дальнейшего повышения эффективности применения наказания, несомненно, требует изменения такого положения. Усилению воспитательного воздействия на должностных лиц, не реагирующих на распоряжения суда об исполнении наказания, и повышению его эффективности способствовало бы применение к ним ст. 315 УК РФ, согласно которой неисполнение соответствующим должностным лицом приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при определенных условиях может явиться основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.[94] Но данная мера не применяется из-за отсутствия системы контроля судов, так как одним из квалифицирующих признаков этой статьи является злостное неисполнение судебных решений, а оно предусматривает предупреждение суда, сделанное виновному в письменной форме.

Не способствует повышению эффективности исполнения наказания отсутствие в ныне действующем Положении о государственных наградах Российской Федерации статьи, предусматривающей лишение государственных наград.

Мосиенко предлагает в ст. 61 в Уголовно-исполнительного кодекса определить срок (в течение пяти дней) направления распоряжения об исполнении приговора суда с приложением копии приговора и документов, подтверждающих наличие соответствующих знаков отличия, наград, в орган, наградивший или присвоивший соответствующее звание виновному лицу, с обязательным ответом в суд об исполнении приговора в течение 30 дней.

Дело подлежит сдаче в архив только после получения ответа об исполнении приговора, заключающегося во внесении соответствующих изменений в учетные данные.

Таким образом, исполнение наказания - это взаимодействие двух важнейших отраслей права: уголовно-процессуального и уголовно исполнительного. Обе эти отрасли права реализуют объем наказания, определенный уголовным законодательством.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.



Заключение

На основании изучения и анализа юридических источников, специальной литературы и судебной практики автор работы пришла к следующим выводам:

1. Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград тесно связано с государственной службой России и имеет глубокие исторические корни, восходящие к периоду Киевской Руси.

2. Данный вид наказания в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ является в настоящее время единственным наказанием, которое может применяться только в качестве дополнительного вида.

3. Рассмотренный институт представляет собой самостоятельный вид уголовного наказания, непосредственным объектом которого является лишение правовых благ осужденного, которыми его наделило государство. Сущность наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград состоит в аннулировании юридически закрепленных заслуг (звания, классного чина, наград) осуждаемого, лишении последнего тех льгот и преимуществ, которые связывались с ними. Специфика исследуемого наказания наиболее ярко проявляется в том, что данное наказание применяется не только и не столько с целью достижения целей общей и специальной превенции, сколько устраняет противоречие, состоящее в одновременном наличии судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление (резко отрицательной оценки личности от имени общества) и определенных званий и отличий (положительной оценки этой личности обществом), тем самым сохраняет действенность и стабильность установленной системы поощрений в обществе. Основным элементом в содержании наказания является официальное нравственное порицание осужденного, умаление его прошлых заслуг, чести и достоинства, дополнительным – лишение льгот и преимуществ.

4. В данной работе раскрываются основные понятия, составляющие содержание ст. 48 УК РФ.

По своей правовой природе рассматриваемый вид наказания не отличается от иных видов уголовных наказаний, но вместе с тем ему присущи определенные особенности, которые раскрываются в главе второй.

Исходя из особенностей, характеризующих анализируемый вид наказания, можно дать ему следующее определение. Уголовное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – это дополнительное наказание, не закрепленное в санкциях статей Особенной части УК РФ, которое назначается по усмотрению суда (с учетом данных, характеризующих личность виновного) в отношении лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с морально-психологическим воздействием на осужденного и являющееся по своей сути видом государственного депоощрения, влекущее определенные ограничения как экономического, так и профессионального характера, сохраняющее свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.

5. Автор работы присоединяется к позициям тех авторов, которые предлагают разрешить суду лишать званий лиц, осужденных за нетяжкие преступления, но приговоренных к лишению свободы, если они своим поведением показали, что недостойны носить такое звание. Например, заслуженный врач России отказал в медицинской помощи больному и осуждается по ст. 124 УК РФ. Преступление, предусмотренное статьей 124 УК, не принадлежит к числу тяжких преступлений. Но может ли этот осужденный носить почетное звание заслуженного врача?

6. К недостаткам содержания ст. 48 УК РФ следует отнести отсутствие указаний на сроки действия рассматриваемого вида наказания. Рассматриваемый вид наказания носит достаточно усложненный характер, фактически включает в себя пять видов наказаний. Ввиду чего, необходимо разделить данный вид наказания на пять отдельных видов наказаний с дифференциацией сроков отбывания по каждому из них.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты