Проблема назначения и исполнения наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград

Изменение вышестоящей судебной инстанцией квалификации содеянного виновным с тяжкого на менее тяжкое преступление влечет необходимость исключения из приговора указания о лишении осужденного специального звания или государственных наград.[84]

К недостаткам содержания ст. 48 УК РФ следует отнести отсутствие указаний на сроки действия рассматриваемого вида наказания.

В целях реализации указанных принципов справедливости и гуманизма при назначении и исполнении данного наказания стоит расширить рамки его индивидуализации, но не посредством установления единого срока для всех осужденных, а с учетом специфики целей рассматриваемого наказания – дифференцированных сроков его отбывания. На основании вышесказанного Зимина А.М. предлагает:

Во-первых, установить сроки, в течение которых осужденный не может быть восстановлен в утраченных правах, исчисляемых в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности виновного, с сохранением при этом установленных восстановительных процедур, возможность применения которых поставлена в зависимость от того, достигнута ли основная цель – исправление осужденного. Что особенно актуально в свете нарастающей необходимости расширения применения этого наказания посредством его назначения и за иные категории преступлений (небольшой и средней тяжести), так как умышленное совершение любого из них зачастую в не меньшей степени дискредитирует специальное, воинское или почетное звание, классный чин и государственные награды, которыми обладает преступник.[85]

Во-вторых, рассматриваемый вид наказания носит достаточно усложненный характер, фактически включает в себя пять видов наказаний: 1- лишение специального звания; 2- лишение воинского звания; 3- лишение почетного звания; 4- лишение классного чина; 5- лишение государственных наград), отличных во многом по правовым последствиям их применения и как следствие степени воздействия на осуждаемых. Ввиду чего, считаем необходимым разделить данный вид наказания на пять отдельных видов наказаний с дифференциацией сроков отбывания по каждому из них.

Реакция государства на нарушение установленного им запрета по своему характеру должна быть соразмерной, соответствующей характеру и степени общественной опасности преступления и особенностям личности виновного, а значит, установление сроков отбывания наказания более чем обоснованно, и нами данным исследованием была определена их качественная характеристика. В то же время закрепление данных сроков на законодательном уровне, определение не только качественной, но и их количественной составляющей, на наш взгляд, невозможно без реформирования уголовного закона посредством разделения рассматриваемого наказания на отдельные самостоятельные виды наказаний в силу их специфики и требует скорейшего нормативного реагирования.

И так, по своей правовой природе рассматриваемый вид наказания не отличается от иных видов уголовных наказаний, но вместе с тем ему присущи определенные особенности, которые раскрываются выше.


2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Порядок исполнения этого наказания в общих чертах регламентирован ст. 61 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. 1) Часть 3 ст. 16 УИК РФ определяет, что наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор.[86]

Решение суда о применении того или иного наказания, в том числе и рассматриваемого нами, к подсудимому находит свое выражение в приговоре. Приговор при наступлении определенных условий вступает в законную силу и приобретает такие качества, как обязательность, неопровержимость, исключительность.

Исполнение уголовных наказания признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

Для исполнения некоторых уголовных наказаний специальные государственные органы не создаются. Функция, исполнения наказания для них дополнительная. Исполнение наказаний в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возложено на суды.

Сущность исполнения рассматриваемого вида наказания заключается в лишении осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственных наград и к тому же оно связано с лишением осужденного прав и льгот, вытекающих из наличия у него названных регалий.

Исполнение любого уголовного наказания, в том числе и рассматриваемого нами, помимо норм уголовно-исполнительного законодательства, тесно связано со стадией уголовного процесса - "исполнение приговора". В ней реализуются те властные предписания суда, которые изложены во вступившем в законную силу приговоре. Содержание данной стадии составляет процессуальная деятельность суда по обращению приговора к исполнению и разрешению вопросов, возникающих в ходе его реального претворения в жизнь. Помимо того, в этой стадии суд в установленных законом пределах осуществляет контроль за правильным и своевременным исполнением приговоров и непосредственно реализует отдельные свои решения по: а) обращению приговора к исполнению; б) контролю за приведением приговора к исполнению; в) разрешению вопросов, связанных с приведением приговора в исполнение.

Таким образом, исполнение наказания - это взаимодействие двух важнейших отраслей права: уголовно-процессуального и уголовно исполнительного. Обе эти отрасли права реализуют объем наказания, определенный уголовным законодательством.

Исполнение любого вида наказания состоит из двух этапов: обращение приговора к исполнению и приведение приговора в исполнение.

Под обращением приговора к исполнению следует понимать деятельность суда (судьи, председательствующего в судебном заседании или председателя суда) по выдаче распоряжения об исполнении приговора, вступившего в законную силу.

Под приведением приговора в исполнение понимается деятельность надлежащего органа или должностного лица по осуществлению начала реального исполнения приговора. Сюда же следует отнести контроль за приведением приговора в исполнение.[87]

Рассматривая вопрос обращения приговора к исполнению, нельзя не отметить, что указанный срок в размере пяти суток в законодательном порядке не установлен.

Регулирование вступления приговора в законную силу и обращение его к исполнению осуществляется ст. 390 УПК РФ, в части четвертой которой говорится о том, что приговор обращается к исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.[88]

В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время.

Срок обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ – в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

В некоторых случаях предусматривается немедленное исполнение приговоров.[89]

О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных лиц, пребывающих в запасе, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного.

Наиболее подробно вопросы исполнения исследуемого нами наказания изложены в руководстве по делопроизводству в военных судах, утвержденном приказом начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов № 40 от 28 ноября 2003 г.(с изм. от 16 мая 2007 г. № 12).

Суд, постановивший приговор, направляет распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора вместе с документами, указанными в ст. 393 УПК РФ (копией обвинительного приговора, а в случае изменения приговора суда первой инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке и копией определения суда кассационной инстанции) администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, для его исполнения.

В распоряжении об исполнении приговора указывается наименование учреждения или органа, на который возложена обязанность привести приговор в исполнение, название суда, постановившего приговор, время постановления приговора, фамилия, имя и отчество осужденного, год и место его рождения, дата вступления приговора в законную силу и предписание о приведении приговора в исполнение. Этот документ подписывается судьей, председательствовавшим по делу или председателем суда и секретарем судебного заседания.

Суд, постановивший обвинительный приговор, обязан проконтролировать учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания. Об исполнении приговора указанный орган (учреждение) извещает военный суд.

Для обращения к исполнению приговора о лишении осужденного воинского, специального или почетного звания, классного чина, государственных наград исполнительные документы, указанные в пункте 9.2.3. Руководства, направляются в орган, принявший решение о награждении, присвоивший звание, классный чин (в случае его упразднения – в равнозначный орган), с приложением наград и документов к ним (если они приобщены к делу).

На офицеров, прапорщиков и мичманов, лишенных по приговору суда воинских званий, исполнительные документы направляются в управления (отделы) кадров по подчиненности частей, где проходили службу осужденные.[90]

Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров, указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах.

Направляемые на исполнение копии приговоров выдаваемые судом заверяются подписями судьи - председательствующего по делу, а в случае его отсутствия - заместителем председателя или председателем суда и уполномоченным на то работником аппарата суда и скрепляются гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.

Контроль за обращением к исполнению приговоров суда осуществляется председателем суда, его заместителями и судьями, под председательством которых рассматривались дела.[91]

Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот, преимуществ, которые связаны с соответствующим званием, чином или наградой (например, льготы по налогообложению, имеющиеся у Героев Советского Союза). Поэтому суд должен информировать о назначенном наказании те учреждения или органы, которые предоставляют льготы, предусмотренные для лиц, удостоенных награды или звания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты