Поражение прав служебных в тесном смысле состоит в удалении от должностей государственных, церковных, сословных, земских, городских и общественных, как всех в совокупности, так и каждой в отдельности. Кроме того, в числе упомянутых дополнительных взысканий ст. 33 говорит об удалении лиц служащих, а равно духовных лиц инославных христианских вероисповеданий от занимаемой ими должности и притом на определенный срок или навсегда; сюда же относится и лишение духовного сана для духовных христианских исповеданий; в подобных случаях, как главное наказание, может быть назначаема не только тюрьма, но и арест, например, при совершении духовным лицом браков между православными, при совершении над православными духовных треб, неправильном ведении метрик и т.п.
2. Поражение правоспособности служебной совмещает: а) лишение права состоять на государственной, сословной, земской, городской или общественной службе, а, следовательно, и права поступать на таковую; б) занимать церковные должности, следовательно, определяться в таковые; в) состоять на службе в армии и флоте и поступать в таковые по жребию или вольноопределяющимися, соответственно правилам, на этот предмет в Уставе о воинской повинности установленным; г) участвовать в постановлениях и выборах сословных собраний и быть избирателем или избираемым в земских, городских или общественных собраниях; д) быть начальствующим, воспитателем или учителем в общественном или частном учебном заведении, а также пользоваться правами домашнего учителя; е) выбирать промысловые свидетельства на торговые предприятия первых двух, а на промышленные первых пяти разделов; ж) быть опекуном или попечителем; з) быть третейским судьей, а равно членом конкурсного управления или администрации, присяжным попечителем, присяжным заседателем, присяжным поверенным или поверенным по делам, производящимся в государственных сословных, земских, городских или общественных установлениях; и) быть свидетелем при договорах или актах, требующих свидетельской скрепы.
Все эти правопоражения, по общему правилу, имеют силу не только во время отбытия наказания, но и после него, в течение установленных сроков, а именно для приговоренных к каторге или ссылке на поселение в течение десяти лет по освобождении от поселения, для приговоренных к исправительному дому – в течение десяти, а к тюрьме – пяти по освобождении их из заключения.
Объем праволишений определяется основной формулой: преступник, оставаясь личностью, следовательно сохраняя правоохрану своих личных прав, теряет государственное и общественное доверие со всеми правами и прерогативами, с ним связанными. Поэтому правопоражение, прежде всего падает на общественную и служебную сферу деятельности виновного, и при том как по отношению к правам и привилегиям, им уже приобретенным, которыми он пользовался, так и по отношению к самой возможности их приобретения, к его публичной правоспособности. В области служебных прав правопоражение влечет за собой утрату той должности и того звания, которое занимал виновный по службе государственной и общественной, а равно и права поступать на таковые или быть в них избираемым. Вместе с должностью, а для неслужащих и независимо от того, правопоражение влечет утрату всех отличий, полученных по службе, как-то: чинов, орденов, знаков отличия, дипломов, почетных титулов и т.п. Такое лишение распространяется, конечно, на отличия, полученные по службе и деятельности государственной и общественной, но не может распространяться на отличия, полученные, например, вследствие промышленной, ученой, благотворительной деятельности лица, в чем бы такие отличия ни заключались. Спорным является только вопрос о таких званиях и присвоенных им знаках, дипломах и т.п., которые, хотя и основываются на ученых заслугах лица, в то же время создают для него известные преимущества по службе или государственному положению, каковы, например, ученые степени, свидетельства об окончании курса, о выдержании испытания и т.п. Ввиду служебного значения таких документов казалось бы возможным допускать лишение и этих дипломов. Наряду с поражением прав сословных, наступает и потеря сословных почетных титулов, каковы титулы княжеский, графский, баронский.[16]
3) Потерю семейных прав.
4) Поражение прав имущественных.
Таким образом, если к началу XX в. в России действовало два уголовных кодекса – Уложение о наказаниях уголовных и исправительных и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1864 г., то после принятия и введения в действие отдельных глав и статей Уложения 1903 г. в России стало действовать уже три уголовных закона, каждый из которых имел Общую и Особенную части.[17]
Коренной революционный сдвиг в истории развития наказаний и их системы произошел в результате победоносного вооруженного восстания трудящихся масс России в октябре 1917 г. Главным и определяющим для этого периода являлось широкое революционное творчество трудящихся масс, свергнувших во главе с рабочим классом и при руководящей роли Коммунистической партии царизм с его буржуазными порядками и законодательством. Основными из этих органов были местные народные и окружные суды, заменившие собой сложную судебную машину дореволюционной России.[18]
«Руководящие начала по уголовному праву РСФСР», утвержденные 12 декабря 1919 г. с поправками Коллегии НКЮ РСФСР, явились прообразом Общей части уголовного кодекса, они послужили как бы толчком к дальнейшей систематизации советского уголовного законодательства в виде уголовного кодекса.
Лишение (поражение) всех или некоторых гражданских прав как вид наказания упоминается в ряде декретов и постановлений 1917-1918 гг. 5 мая 1921 г. был принят декрет СНК РСФСР «Об ограничении прав по судебным приговорам». В соответствии со ст. 2 декрета ограничение в правах могло заключаться: а) в лишении активного и пассивного избирательного права при выборах в местные Советы, в союзные и другие организации; б) в лишении права занимать ответственные должности; в) в лишении орденов Красного Знамени Трудового Знамени и других знаков отличия и почетных званий. При ограничении прав суд должен был указать срок ограничения, который не мог превышать 5 лет (ст. 3). На основании ст. 4 лица определенных профессий в случае допущенного ими тяжелого нарушения профессиональных обязанностей могли быть приговорены к лишению права заниматься своей специальностью. Условное ограничение прав не допускалось, но досрочное освобождение от правоограничений было возможно на общих основаниях (ст.5).
Уголовный кодекс 1922 г. в системе мер уголовного наказания также предусматривал поражение прав (п. «ж» ст. 32) и в ст. 40 и 41 воспроизводил текст упомянутого выше декрета. Кроме того, ст. 42 УК 1922 г. устанавливала, что поражение прав назначается судом как дополнительное наказание при вынесении обвинительного приговора за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом, если суд признает осужденного опороченным по суду. Постановка вопроса о поражении прав при осуждении обязательна для суда, если в Уголовном кодексе в качестве наказания указывается лишение свободы на срок более 1 года или другая более тяжкая мера.
Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11 августа 1924 г. было установлено, что поражение прав распространяется на осужденных со времени вступления приговора в законную силу, а время пребывания в местах заключения не включается в срок поражения прав, означенный в приговоре суда.
Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г. в перечне мер социальной защиты предусматривали поражение прав (п. «д» ст. 13), каковое могло применяться в качестве как самостоятельной, так и дополнительной меры социальной защиты (ст.14). Следует отметить, что перечень поражаемых прав Основы дополнили правом носить почетные звания.
УК РСФСР 1926 г в перечне мер социальной защиты предусматривал и такую, как «поражение политических и отдельных гражданских прав» (п.»д»ст.20). В соответствии с ч. 2ст.23, эта мера социальной защиты могла назначаться судом как в основной, так и дополнительной. Статья 31УК 1926 г. предусматривала возможность поражения следующих видов прав: а) избирательного права; б) права занимать ответственные государственные должности, исполнять общественные обязанности и носить почетное звание; в) права занимать выборные должности в промышленных или торговых организациях и обществах; г) родительских прав. Поражение прав не могло назначаться на срок свыше 5 лет (ст. 32). Поражение прав, предусмотренных п. «а» - «в» ст. 31, сопровождалось лишением орденов Трудового и Красного знамени (ст.33). Приговаривая осужденного к лишению свободы на срок свыше 1 года, суд обязан был рассмотреть вопрос о его поражении в правах (ст.34). Нормы УК РСФСР 1926 г. с многочисленными изменениями действовали в течение 35 лет, до 1 января 1961 г., когда вступил в силу УК РСФСР 1960 г.[19]
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 октября 1929 г. перечень правопоражений был дополнен родительскими правами, а постановлением ЦИК и СНК от 13 февраля 1930 г. – правом на пенсию, выдаваемую в порядке социального страхования и государственного обеспечения, и на пособие по безработице.
Среди дополнительных наказаний, предусмотренных и Основами 1958 г., и УК РСФСР 1960 г., - конфискация имущества и лишение воинских и других званий, а также орденов, медалей и почетных званий. К лицу, совершившему тяжкое преступление, в соответствии со ст.31 Основ и ст.36 УК РСФСР могло применяться и такое дополнительное наказание, как лишение воинского или специального звания. При осуждении за тяжкое преступление лица, награжденного орденом, медалью, почетной грамотой или имеющего почетное звание, либо воинское или другое звание, суд при вынесении приговора решал вопрос о целесообразности внесения представления в орган, который наградил осужденного орденом, медалью или почетной грамотой или присвоил ему звание, о лишении осужденного ордена, медали, почетной грамоты или почетного, воинского или другого звания (ч.2 ст.31 Основ, ч.2 ст. 36 УК РСФСР).[20] Суд не мог своим приговором лишить орденов, медалей и почетных званий, присвоенных соответствующими органами (Президиумом Верховного Совета СССР или союзной республики). При вынесении приговора суд лишь решал вопрос о целесообразности соответствующего представления в орган, который наградил осужденного орденом или медалью либо присвоил звание. В подобных случаях вопрос и лишении ордена, медали или звания по представлению суда решался тем органом, который наградил орденом или медалью, присвоил звание.
Таким образом, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград как вид уголовного наказания успешно применялся еще в эпоху зарождения Русского государства. Характерно, что этот вид наказания получил свое развитие и успешно применялся в период прогрессивных исторических изменений в экономической, политической и культурной жизни страны. В ныне действующем УК РФ лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград предусмотрено в качестве единственного дополнительного вида наказания.
1.2 Понятие, признаки и социальная сущность дополнительных видов наказаний
наказание лишение звание награда чин
Интерпретация сущностного содержания понятия уголовного наказания основывается на различных типах правопонимания и зависит от уровня развития морального и правового сознания индивидов, общества, правовой культуры, характера экономики, степени развития государственных, политических и иных социальных институтов.[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12