Рассматриваемый вид наказания не указан в санкциях статей УК РФ, но согласно содержанию ст. 48 УК РФ он может применяться по 119 статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ. Спектр применения этого вида наказания довольно широк. Суды обычно назначают наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в случаях, когда возникает очевидная несовместимость порицаемого обществом преступления и лица, его совершившего, с одной стороны, и официального признания его заслуг в прошлом, с другой.
Данный вид наказания можно отнести к специальным видам, поскольку применяется он к специальным субъектам – к виновным, которые имеют звания, присвоенные им в связи с профессией, занимаемой должностью, были награждены орденами, медалями, почетными знаками за прежние заслуги.[48]
По своей правовой природе наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не отличается от иных видов уголовных наказаний. Вместе с тем ему присущи определенные особенности.
1) Оно не предусмотрено в санкциях статей Особенной части УК РФ. Следовательно, в каждом случае совершения лицом тяжкого или особо тяжкого преступления суд обязан рассматривать вопрос о целесообразности применения анализируемого дополнительного наказания.
2) Назначение этого наказания, если для этого есть формальные основания, не обязанность, а право суда. При этом судам при рассмотрении дел и вынесении приговора, связанного с назначением данного наказания, следует учитывать обстоятельства дела, все данные, характеризующие личность виновного, и непременно задаваться вопросом, целесообразно ли лишать осуждаемого звания, чина или награды, если преступление совершено вследствие случайного стечения обстоятельств, в условиях нервно-психологических перегрузок, в экстремальной ситуации и т.п. В случаях, когда характер преступления и иные обстоятельства говорят о том, что виновный по своим деловым и моральным качествам не способен исполнять обязанности и занимать должности, которые соответствуют его званию (чину), суды не вправе сохранять звание осуждаемому.
При оценке данных, характеризующих личность виновного, следует учитывать:
а) его социально-демографическую характеристику, то есть пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, наличие постоянного места работы и жительства, социальное и семейное положение и т.п.;
б) его уголовно-правовую характеристику, то есть привлекался ли он ранее к уголовной ответственности; если привлекался, то осталась ли неснятой и непогашенной судимость, характер и степень общественной опасности ранее совершенного преступного деяния и т.д.;
в) его уголовно-исполнительную характеристику, то есть отбывал ли он ранее наказание, если да, то какое именно, поведение во время отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, отношение к труду, обучению, воспитательной работе и др.;
г) его специальный статус, включающий в себя отношение лица к выполнению обязанностей, связанных с использованием специального, воинского или почетного звания или классного чина, продолжительность выполнения этих обязанностей, наличие либо отсутствие взысканий, поведение в быту, отношение к коллегам и другим гражданам, использование почетного звания или государственных наград в корыстных либо иных интересах и т.п.;
д) его правовой статус, подтверждающий, что виновный является лицом, обладающим именно специальным, воинским или почетным званием, классным чином и государственными наградами (в этом отношении, решая вопрос о применении ст. 48 УК РФ, суд должен располагать объективными сведениями и о характере присущих такому лицу звания, чина либо наград);
е) использовал ли виновный свое положение либо свой особый статус в целях совершения преступного деяния.[49]
3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть назначено виновному в дополнение к основному наказанию при осуждении его за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (ст. 48 УК РФ). Согласно ст. 15 УК РФ, тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы, а особо тяжкими – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание;
4) рассматриваемое наказание носит преимущественно «позорящий» характер и связано с морально-психологическим воздействием на осужденного.[50]
5) оно является по своей сути видом государственного депоощрения, то есть состоит в лишении осужденного определенных привилегий и отличий, полученных за прошлую деятельность, как правило, значимых для него.
6) оно влечет ограничения дальнейшей профессиональной деятельности осужденного, если она связана с наличием определенного специального или воинского звания и лишение этих знаков отличия (наряду с судимостью) создает дополнительные препятствия для профессиональной карьеры лица, отбывшего наказание, сохраняет свое негативное воздействие на положение осужденного и после погашения или снятия судимости.
7) это наказание оказывает прямое или косвенное экономическое воздействие на осужденного, так как лишение чинов, наград и званий может привести к потерям различных льгот имущественного характера, установленных для соответствующих категорий лиц (отмена соответствующих льгот, прекращение определенных выплат и т.д.), что также носит более длительный характер, чем собственно судимость.[51]
Данный вид наказания не связан с лишением или ограничением свободы, не связан он и с исправительно-трудовым воздействием. Карательное воздействие данного вида наказаний проявляется в первую очередь в моральном осуждении виновного, однако есть и элементы имущественного воздействия (финансового, экономического), поскольку он лишается всех прав, льгот и преимуществ, которые связаны с соответствующими званиями, чинами или наградами.[52]
Законодатель не определяет конкретного срока отбывания указанного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (его временные рамки), закрепляет его в качестве «бессрочного», что порождает определенные дискуссии в уголовно-правовой науке в отношении законодательной регламентации срока отбывания наказания.
1) Из 14 зарубежных стран, в уголовных законодательствах которых закреплена данная мера ответственности, в качестве пожизненной меры оно применяется только в двух странах – в Бельгии и в Турции.[53] Россию к этим странам причислить нельзя, так как в настоящее время в российском законодательстве разработан институт восстановления указанных прав, в соответствии с которым после исполнения (отбытия) основного вида наказания реальных препятствий (за исключением судимости) для получения вторично осужденным лишенного звания, чина или награды в ряде законодательных актах не предусматривается. Так, в п. 2 ст. 48 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплено, что гражданин, лишенный воинского звания, после снятия и погашения судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом,[54] имеющим право присваивать это воинское звание согласно Положению о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237).[55] Статья 25 Положения определяет, что восстановление в воинском звании может быть осуществлено только по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел РФ и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском звании рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии оснований для восстановления гражданина в прежнем воинском звании военный комиссар оформляет представление о восстановлении гражданина в прежнем воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это звание, в том же порядке, что и присвоение воинского звания. Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными ФЗ и другими нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с восстановленным воинским званием.
Ст. 84 УК РФ предусматривает, что осужденный актом амнистии может быть освобожден от дополнительного наказания (если оно не исполнено на момент амнистии), без уточнения характера дополнительного наказания. Согласно п. 18 Положения о государственных наградах Президент РФ может восстановить гражданина РФ в правах на государственные награды в случае его реабилитации.[56]
2) В силу наличия в действующем законодательстве ряда нормативных актов, позволяющих говорить о возможности восстановления утраченных прав на преимущества и льготы после снятия или погашения судимости, ряд правоведов выражает несогласие в отношении формулировки об отсутствии срока отбывания рассматриваемого наказания. В силу чего, в частности В.П.Мосиенко высказывается за закрепление в уголовном законодательстве конкретного срока лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, что, по его мнению, отвечало бы принципам справедливости и гуманизма, закрепленных в ст. 6, 7 УК РФ.[57]
Согласно п. 15 Постановление Пленума ВС РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного, так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например, при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград).
При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней или небольшой тяжести назначенное на основании статьи 48 УК РФ дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.[58]
Данный вид наказания не может заменяться иными видами наказаний.
Установление соответствующих званий, классных чинов и государственных наград, а также определение порядка их присвоения и награждения, описание правового статуса лиц, обладающих упомянутыми отличиями, регламентируется в специальных законодательных и некоторых подзаконных нормативных актах.[59]
Получение чинов, званий и наград, а также их лишение как виды государственного поощрения и депоощрения, как правило, тесно связаны с государственной службой, так как данные правовые блага зачастую являются производными и от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто стоит на государственной службе.
В соответствии со ст. 3 ФЗ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.[60]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12