Структура органов муниципального управления

Элементами системы местного самоуправления выступают непосредственные (референдум, выборы, сход граждан) и представительные (органы местного самоуправления) формы его организации и население, как особый субъект.


Под структурой понимается (от лат. structura - строение, расположение, порядок) способ связи элементов объединенных единством цели, взаимодействующих на основе реализации общих функций управления.

Структура института местного самоуправления включает в себя комплекс взаимосвязанных подсистем, обеспечивающих реализацию населением прав на местное самоуправление.


Структура МСУ обычно является иерархической. Иерархия поострена по линейному принципу. Высшим уровнем иерархии является население – как базисный системообразующий элемент.  Вторым уровнем являются избранные населением депутаты, которые образуют Муниципальный Совет. Третьим уровнем являются органы местного самоуправления, образованные по решению Муниципального Совета.




§ 1.3. Нормативные основы организации структуры органов муниципального образования в РФ


Структура органов муниципального образования (МО) определяется на основании следующих нормативных актов:


1. Конституция РФ. Глава 8 Местное самоуправление. Статьей 131 Конституции Российской Федерации установлено, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно[1].


2. В Федеральном законе № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен закрытый перечень вариантов структуры органов местного самоуправления.

В муниципальных образованиях может быть установлен один из следующих вариантов структуры органов местного самоуправления:

Вариант № 1.

Представительный орган городского и сельского поселения формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию. Председатель представительного органа муниципального образования избирается на его заседании.

Вариант № 2.

Представительный орган городского и сельского поселения формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и является его председателем.

Глава местной администрации назначается представительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на основе контракта, который подписывается главой муниципального образования. Кандидатуру на должность главы местной администрации представляет комиссия, назначаемая представительным органом поселения.

Вариант № 3.

Представительный орган сельского поселения формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах или из состава представительного органа, является его председателем и возглавляет местную администрацию.

Вариант № 4.

В поселениях с числом избирателей менее 100 человек представительный орган не формируется. Полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Глава муниципального образования избирается сходом граждан и является главой местной администрации.

Вариант № 5.

Представительный орган муниципального района формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации. Председатель представительного органа избирается из состава представительного органа.

Вариант № 6.

Представительный орган муниципального района формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и является его председателем.

Глава местной администрации назначается представительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на основе контракта, который подписывается главой муниципального образования. Кандидатуру на должность главы местной администрации представляет комиссия, формируемая из представителей, одна треть членов которой назначается представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а две трети – представительным органом муниципального района.

Вариант № 7.

Представительный орган муниципального района формируется из депутатов и глав городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района. Глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, избирается на его заседании из числа членов представительного органа. Глава местной администрации назначается представительным органом местного самоуправления и осуществляет свои полномочия на основе контракта, который подписывается главой муниципального образования. Кандидатуру на должность главы местной администрации представляет комиссия, формируемая из представителей, одна треть членов которой назначается представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а две трети – представительным органом муниципального района.

Вариант № 8.

Представительный орган городского округа формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа и является его председателем.

Глава местной администрации назначается представительным органом и осуществляет свои полномочия на основе контракта, который подписывается главой муниципального образования. Кандидатуру на должность главы местной администрации представляет комиссия, формируемая из представителей, одна треть членов которой назначается представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а две трети – представительным органом городского округа.

Вариант № 9.

Представительный орган городского округа формируется из депутатов, избранных на муниципальных выборах. Глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию. Председатель представительного органа городского округа избирается из числа депутатов.


Кроме того, в структуре органов местного самоуправления может быть предусмотрено формирование контрольного органа муниципального образования (контрольно-счетной палаты, ревизионной комиссии)[2].


3. Закон Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»  (с изменениями на 24 января 2008 г.). Статья 25. Органы местного самоуправления:

     Структуру органов местного самоуправления составляют муниципальный совет муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация муниципального образования, контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
          Наличие в структуре органов местного самоуправления муниципального совета, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.


4. Устав муниципального образования «Кронверкское» - глава 4 «Органы местного самоуправления МО».
     

§ 1.4. Порядок определения структуры органов муниципального образования


Назначение и обеспечение проведения местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются: 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления; 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

При отсутствии предусмотренной Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются Уставом муниципального образования.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случае найма на контрактной основе главы администрации муниципального района (городского округа).


В выборе структуры органов управления МО основополагающим является принцип соответствия субъекта управления управляемому объекту, который зависит от его основных параметров (состав и величина территории, количество и социально-демографические  особенности  населения, состав объектов муниципальной собственности, структура муниципального хозяйства, экономическая структура муниципального образования в целом и т.д.).

Существует два основных подхода к построению структур местных администрации - функциональный и программно-целевой.

Функциональный подход применяется при разработке структуры, обеспечивающей текущее управление муниципальным образованием. При этом подходе выявляются функции, исполняемые местными администрациями, и   их структура формируется  таким образом, чтобы выполнение каждой из функций обеспечивалось соответствующей структурной единицей.

Программно-целевой подход применяется при формировании структуры, обеспечивающей реализацию программ, в частности программ развития муниципальных образований, как комплексных, так и целевых. Отличие этого подхода от предыдущего состоит в том, что в основу построения структуры положены не функции, а цели, задачи, их ранжирование по приоритетам, способы достижения, формы и механизмы реализации, определенные программами развития, и учитывается динамика изменений в процессе реализации программ. В остальном,  в этих подходах применяются одинаковые принципы.

В действительности не может существовать муниципальных образований, в которых осуществляется исключительно текущее управление или реализуются только программы развития. И то, и другое присуще каждому муниципальному образованию, поэтому при построении структур местных администраций в различных долях применяются оба названных подхода. Конечно, это создает определенные сложности, но именно учет всех функций, целей, задач, приоритетов, ресурсов и ограничений позволяет оптимизировать структуры местных администраций[3].


Глава 2. Элементы и организационные модели органов МО

§ 2.1. Элементы структуры органов местного самоуправления


Структуру органов местного самоуправления составляют:

Представительный орган муниципального образования –  коллегиальный орган местного самоуправления, представляющий интересы населения муниципального образования и обладающий исключительной компетенцией по принятию ряда решений от  его имени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты