Реформаторская деятельность Екатерины II

Реформаторская деятельность Екатерины II

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1274

ИМ. В.В. МАЯКОВСКОГО С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЮГО-ВОСТОЧНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ

По курсу

История России.

На тему

Реформаторская деятельность Екатерины II

ученика 11 класса «Б»

Рахлевского Александра aleksander@mailru.com

Москва, 2001

Вступление.

Минуло много лет, но споры о значении царствования Екатерины и о ее личности, вопреки утверждению многих, так и не утихли. Все новые и новые поколения историков, литераторов, публицистов возвращались к событиям далекого и, казалось бы, хорошо изученного прошлого, всматривались в дела и мысли той, кого современники называли «Семирамидой Севера», пытаясь понять, чем была для России эта необычная женщина, какое место занимает она в судьбе страны, какой след оставила в ее истории. Екатерину и после ее смерти восхваляли и порицали, как восхваляют или порицают живого человека, стараясь поддержать или изменить его деятельность. И Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия — тревожить и ссорить людей после смерти. Ее имя служило мишенью для дискуссии противников и приверженцев ее политического направления. Уронить ее бюст или удержать на пьедестале значило тогда дать то или другое направление жизни.

Я считаю тему «Реформаторская деятельность Екатерины II» достаточно актуальной, потому что в наше политически и экономически нестабильное время очень сложно выбрать верный путь развития страны, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II скрыто руководство к действию будущих правителей.

Её правительство не разрушало все традиции и устои, а пользовалось положительными наработками своих предшественников, тем не менее ведя государство по собственной программе. И значительное место в этой программе занимали не только задачи вытекающие из практических потребностей времени (усиление могущества империи, укрепление государственного строя и позиций в нем дворянства и пр.), но и отвлеченные теории, усвоенные императрицей преимущественно из французской литературы -
Вольтера, Дидро, Монтескье, Д’Аламбера. Это последнее обстоятельство и позволяет характеризовать ее время как период "просвещенного абсолютизма".

Смысл просвещенного абсолютизма состоял в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее одиозные феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли тогдашних "просветителей" выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II. В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей екатерининской эпохи: А.Р. Воронцова,
П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В.
Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других.

Впрочем, надо признать, что многие десятилетия у нас в стране
Екатерина II особой популярностью среди историков не пользовалась. Ни школьник, ни студент не нашли бы на страницах своих учебников сведений о жизни императрицы, о ее личности, образе мыслей, творчестве. С 1907 по 1990 год ни разу не переиздавались «Записки» Екатерины, ее пьесы, статьи, сказки, научные сочинения, законопроекты. Когда-то, еще в прошлом веке, известная детская писательница и педагог А.О.Ишимова, предваряя свое повествование о царствовании Екатерины Великой, предупреждала юных читателей: «Вы будете удивляться делам этой государыни, как удивлялись некогда дети греков и римлян, слушая рассказы о знаменитых подвигах богов и героев своих». Большинству детей XX века слушать и читать истории об императрице Екатерина II не довелось, хотя она была выдающимся политическим деятелем правившей Россией, и люди окружавшие императрицу были так же людьми незаурядными: Суворов, Ушаков, Фонвизин, Державин, Боровиковский и
Баженов. Если имя Екатерины и попадалось им на глаза, то лишь в связи с описаниями ужасов крепостничества, восстанием Пугачева или рядом с не очень понятным, тогда, термином «просвещенный абсолютизм».

Увы, как говорится, «свято место пусто не бывает», и взамен серьезных и добротных исследований любителям истории долго приходилось удовлетворять жажду познания прошлого историческими романами. Буйная фантазия многих авторов чаще всего рисовала Екатерину коварной, жестокой и развратной, главным занятием которой на протяжении трех с лишним десятилетий пребывания у власти было менять любовников. А между тем, книги совсем иного рода, где
Екатерина описывалась, как один из самых выдающихся государственных деятелей в истории России, печатались в Англии, США, Германии, Франции,
Италии. И уже в конце 1980-х годов посещавшие Москву западные историки, увидев обилие на книжных лотках новых изданий о Петре I, с недоумением спрашивали: «Почему Петр? Почему не Екатерина?»

Двухсотлетняя годовщина со дня смерти Екатерины Великой, отмечавшаяся в 1996 году, стала поводом для ученых разных стран вновь вспомнить о той, суждения о которой все это время оставались крайне противоречивыми и неоднозначными. Видимо, это естественно, ведь всякая личность, а крупная личность особенно, всегда противоречива. Но дело не только в этом. Сколько бы десятков самых серьезных, умных и глубоких докладов ни было бы написано, наверное, навсегда останется Загадка Екатерины. Ибо как иначе можно назвать то, что во второй половине XVIII века в России — стране с такими устойчивыми традициями на троне оказалась женщина, да к тому же не имевшая ровно никаких прав на престол, да к тому же свергнувшая с него собственного мужа, законного государя, да к тому же иноземка, до конца жизни говорившая с немецким акцентом? И не просто «оказалась», но в «эпоху дворцовых переворотов», то есть во времена, когда удержаться на троне было не так уж просто, пребывала на нем долгие 34 года, пока не сошла в могилу, оставляя по себе такую память, что даже известный своим мрачным взглядом на русскую историю Петр Чаадаев вынужден был признать: «Излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия».

Как я уже сказал события второй половины XVIII века нам не могут быть безразличны, не только как часть нашей истории, но и потому, что иные проблемы той поры актуальны и сегодня, а многие мысли и суждения Екатерины
II звучат так свежо и современно, будто высказаны только вчера. И лишь архаичное построение фраз и старомодные обороты, непривычные для нашего уха, выдают автора, писавшего почти два века назад.

Жизнь всякого человека в сущности загадка, и даже он сам, к сожалению, не всегда в состоянии объяснить свои поступки. Тем более непостижима жизнь человека, отдаленного от нас веками истории. Ведь, пытаясь разобраться в его судьбе и характере, мы непроизвольно сравниваем его с собой,
«переводим» слова и поступки двухсотлетней давности на современный язык — совсем иной, чем тот, на котором говорил он сам. А значит, мы обречены на ошибку. Но осознание этого парадокса не может служить преградой нашему желанию познать прошлое, и потому стоит попробовать вновь приглядеться к долгой, наполненной яркими событиями жизни Екатерины II, к перипетиям ее судьбы, к мыслям и поступкам императрицы. И тогда, быть может, завеса тайны немного приоткроется, и мы, если не прикоснемся к истине, то, по крайней мере, ощутим, что она близко.

Биография

София Августа Фредерика родилась 21 апреля (по старому стилю) 1729 года в городе Штеттине. Теперь он называется Щецин и находится в Польше, а в ту далекую пору принадлежал Пруссии. Служил прусскому королю и отец девочки, принц Христиан Август Ангальт-Цербстский, имевший чин генерал- майора прусской армии и командовавший расквартированным в Штеттине полком.

Мать Софии, Иоганна Елизавета, была дочерью принцессы Альбертины
Фредерики Баден-Дурлах и принца-епископа Любекского Христиана Августа. Его родной брат, герцог Голштинский Фридрих IV (Фридрих Карл), в свою очередь, был женат на Годвиге, родной сестре шведского короля Карла XII, того самого, что противостоял Петру I во время Северной войны.

Мать Екатерины часто брала в свои поездки по городам Германии старшую дочь, которая, таким образом, с раннего детства не была привязана к дому и привыкала к необходимости вести себя в соответствии с правилами приличий, подчиняя им свои естественные наклонности. Между тем, София росла живой, подвижной девочкой.

Гувернантка принцессы, отмечала в ней независимый нрав, а сама София более всего любила резвиться с другими детьми, предпочитая грубоватые мальчишеские забавы спокойным и чинным играм девочек. Кардель читала своей воспитаннице книги знаменитых французов — Корнеля, Расина, Мольера, благодаря чему девочка рано приохотилась к современной французской литературе, любовь к которой сохранила на всю жизнь. Домашние учителя обучали принцессу Софию тому, чему и надлежало учить девушку ее круга, — истории и географии, немецкому и французскому, музыке и богословию.

Однако не все ответы пастора удовлетворяли принцессу. Так однажды она вступила с ним в жаркий спор, отстаивая право «великих мужей древности», в частности императоров Тита и Марка Аврелия, на пребывание в раю, хотя они и не ведали Божественного Откровения. При этом пастор апеллировал к
Священному Писанию, а его ученица — к принципам справедливости. Другой раз
София во что бы то ни стало, захотела узнать, чем был хаос, предшествовавший мирозданию.

Отношения принцессы с матерью сердечностью не отличались. Считалось, что шансов на удачное замужество у Фике (так называли ее домашние) немного, и принцесса Иоганна Елизавета воспитывала дочь в строгости. В семь лет у
Фике отобрали все игрушки, старались подавлять всякие проявления гордости и высокомерия, нередко заставляя целовать край платья знатных дам, приезжавших к ним в дом. Однако смиреннее маленькая принцесса не стала, скорее наоборот: научилась скрывать свои истинные чувства и притворяться, что очень пригодилось ей впоследствии. Уже в детстве она была склонна к самостостоятельности.

Почти все, что нам известно о детстве Софии, восходит к ее собственным мемуарам. Свидетельств же людей, знавших ее в те годы, очень мало. Но разве можно назвать обыкновенной женщину, уже в детстве отличавшуюся «серьезным, расчетливым и холодным» умом, не склонную к легкомыслию? И разве не именно эти качества столь необходимы политику? Очевидно, что юная принцесса Фике уже в детстве обладала многими из тех качеств, которые и сделали ее
Екатериной Великой. К тому же находились люди, смотревшие на Софию иначе.
Так, некий монах предсказал, что в будущем ее ждут три короны, а шведский вельможа граф Гюлленборг посоветовал принцессе Иоганне Елизавете быть повнимательнее к дочери, заметив: «Ваше высочество, вы не знаете этого ребенка; ручаюсь вам, что он имеет гораздо больше ума и достоинств, нежели вы думаете».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты