Реформаторская деятельность Екатерины II
p> 194. Человека не можно почитать виновным прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить зашиты своей прежде, нежели будет наказан...

ИЗ ГЛАВЫ XI

230. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка. Надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а с другой стороны предостерегали бы опасности, могущие оттуда произойти...

255. Несчастливо то правление, в котором принуждены установить жесткие законы...

ИЗ ГЛАВЫ XIII

294. Не может быть там ни искусное рукоделие, ни твердо основанная торговля, где земледелие в уничтожении, или нерачительно производится...

ИЗ ГЛАВЫ XX

502. Повреждение всякого правления начинается почти всегда с повреждения начальных своих оснований...

506. Чтоб сохранить начальные основания учрежденного правления невредимыми, надлежит удержать государство в настоящем его величии: и сие государство разрушится, если начальные в нем переменятся основания...

Вскоре обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны, и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно. Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса, переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина перевела Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного его отдела. Екатерина была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в 1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина объявила о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу еще несколько лет.

Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом. Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности реализации теоретических построений европейских философов на русской почве.
Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.
Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины прощанием с иллюзиями в области внутренней политики.

Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии,
Екатерина II издала много важных законов. Сама Екатерина писала, что она
“получила свет и сведения обо всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”. Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.

Секуляризационная реформа.

Одной из проблем разрешением которой занялась Екатерина в первую очередь была связана с церковными имениями. Число крестьян числившихся за духовенством составляло почти миллион человек. Кирилловский монастырь один владел 35 000 душ: Троицке – Сергиевский – 120 000. Факт того, что церковь владела подобными богатствами, не вписывался в екатерининскую концепцию идеального государства, не соответствовал ее взглядам на роль церкви.

Также страна остро нуждалась в деньгах и изъятие у церкви земель позволяло быстро пополнить казну. Наконец, в-третьих, взаимоотношения между крестьянами и монастырскими властями обострились как никогда прежде и государству приходилось вмешиваться, чтобы улаживать конфликты. Этим очень удобным предлогом и воспользовалось государство. Оно как бы говорило церкви: или справляйтесь с крестьянами сами, или отдайте их мне, а на то, чтобы всякий раз посылать для их усмирения воинские команды, средств нет.

У Екатерины необходимость секуляризационной реформы, видимо, никогда сомнений не вызывала, и она лишь собиралась провести ее постепенно, когда улягутся страсти вокруг поспешных преобразований ее мужа. Она создаёт
Комиссию о духовных имениях во главе с Г. Н.Тепловым — человеком деятельным, способным, преданным и довольно циничным. К концу года комиссия
Теплова представила императрице «Мнение о монастырских деревнях». 12 мая
1763 года восстанавливается работавшая при Петре и закрытая Екатериной
Коллегия экономии, но не ради конфискации церковных владений, а формально лишь для того, чтобы их описать. Комиссия между тем работала над проектом реформы, который был готов в начале 1764 года. Екатерина приняла его благосклонно и 26 февраля подписала манифест, по которому все монастырские вотчины вновь оказались в ведении Коллегии экономии, то есть государства. А поскольку монахи теперь перешли на его содержание, все епархии подразделялись на три класса — каждому соответствовало определенное число монастырей и находившихся в них монахов. Лишние монастыри выводились «за штат», - а монахи или переходили в другие монастыри, или доживали свой век, кормясь подаянием. Общее число монастырей сократилось в три с лишним раза.
Иные из них представляли собой историческую или культурную ценность и в результате запустения погибли. Но в XVIII веке о сохранении памятников архитектуры еще не задумывались.

Государство между тем поправило свои денежные дела, обложив около миллиона вышедших из крепостной зависимости крестьян полуторарублевым налогом. Но главное, реформа окончательно лишила православную церковь какого-либо политического влияния, поставив ее в финансовую зависимость от государства. Таким образом появился еще один важный рычаг регламентации духовной жизни общества. Ограничивая жесткими рамками количество подданных, имеющих право посвятить себя Богу, государство тем самым определяло и место церкви в социально-политической системе. Секуляризация церковных земель означала продолжение секуляризации общества в целом. Духовенство же окончательно превращалось в один из отрядов чиновничества. Именно в этом видела его роль и Екатерина и впоследствии, занимаясь созданием в России полноценных сословий, она никогда не пыталась сделать таковым духовенство.

Избранная Екатериной тактика постепенных реформ принесла плоды: секуляризация, начатая еще при Петре I, так дружно принятая в штыки при
Петре III, теперь почти не вызвала в обществе протеста: поведение императрицы не давало повода заподозрить ее в пренебрежительном отношении к православию.

Первые преобразования.

ВЭО.

Из числа первых преобразований Екатерины хотел бы отметить, что в 1765 году интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое общество (ВЭО).
Главой его избирается фаворит императрицы Григорий Орлов, что является одним из доказательств степени внимания уделявшегося Екатериной ВЭО. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество (вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было учреждено в
Петербурге. Землевладельцы стремившиеся в условиях роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство, повысить производительность крепостного труда. Остальные же через ВЭО хотели найти точки понимания с властью или занимались политическим лоббизмом. Стоит отметить, что основание ВЭО было одним из проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность объявлением конкурсных задач, изданием
“Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280 томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца (крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. С помощью этого «пробного камня» Екатерина хотела выяснить общественное настроение. Сама постановка этого вопроса была для того времени поистине революционным событием и, хотя каких-либо практических последствий конкурс не имел, крестьянский вопрос именно с тех пор стал предметом общественного обсуждения. Из 160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было сочинение правоведа А.Я.
Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861 года было объявлено
243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2) сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в сельском хозяйстве.
Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.
Еще стоит отметить, что впервые в России власть и бизнес начали вести цивилизованный диалог. ВЭО существовало в России более 150лет. В члены ВЭО обсуждали широкий круг вопросов касающихся не только экономики, но и политики, социальной сферы, государственного устройства. Благодаря этому в
19 веке ВЭО становится центром либерального движения, откуда вышла целая плеяда известных политических деятелей, таких как Петрункевич Иван Ильич,
Шаховской Дмитрий Иванович.

Комиссии опекунства иностранных граждан.

Еще до основания Вольного экономического общества, в июле 1763 года
Г.Г.Орлов получил и другой важный пост: главы вновь созданной Комиссии опекунства иностранных граждан. Несмотря на скромное название этого учреждения, само назначение в него фаворита было многозначительным и подчеркивало его важность в глазах императрицы. И действительно, еще 4 декабря 1762 года был издан манифест Екатерины о приглашении иностранных колонистов, по которому за последующие два года в Россию прибыли около 30 тысяч поселенцев, осевших главным образом в Саратовской губернии. Им предоставлялись свобода вероисповедания, ограниченное самоуправление, кредиты на обзаведение хозяйством и большие земельные наделы, избавленные на определенный срок от налогов и рекрутских наборов. В отличие от иностранцев, приезжавших в Россию при Петре I и его преемниках, новые переселенцы собирались вести здесь крестьянскую жизнь, возделывая землю. В результате осваивались территории (позднее также земли Новороссии), на которые у русского- правительства не хватало средств, и одновременно демонстрировалась эффективность свободного труда.

Екатерине в связи с её реформаторскими планами нужен был сильный законодательный орган, поэтому в 1763 году по проекту Панина была осуществлена сенатская реформа. Необходимость коренной реорганизации
Сената, этого детища Петра Великого, назрела давно. Преемники царя- реформатора то низводили его до ничтожного состояния, то вновь подымали. В результате указы Сената на местах практически не исполнялись, дела рассматривались годами, а сами сенаторы давно перестали ощущать себя коллективным alter ego (второе я — лат.) государя, какими хотел их видеть
Петр. В ходе реформы 1763 года Правительствующий Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями у каждого. Возглавили департаменты обер-прокуроры, подчинявшиеся генерал-прокурору. В ведение каждого департамента передавались определенная сфера государственного управления и конкретные государственные учреждения. Сенат по-прежнему сочетал административную, контрольную и судебную функции, хотя номинально лишился функции законодательной. В результате он стал работать оперативнее и квалифицированнее. На некоторое время необходимость более основательной реформы центрального управления потеряла былую остроту. И лишь в последнее десятилетие своей жизни Екатерина вновь вернулась к идее реорганизации
Сената, подготовила обширный проект, но реализовать его так и не успела Тем не менее реформа укрепила центральную власть и создала предпосылки для превращения России в унитарное государство, что было реализовано Екатериной в Губернской реформе, о которой я расскажу чуть позже.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты