Реформаторская деятельность Екатерины II
p> Как уже говорилось, родители были очень озабочены будущим принцессы
Софии. Мысль о необходимости удачно выйти замуж все чаще приходила в голову и ей самой. Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-
Гольштейн, приходится ей троюродным братом. Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником под именем Петра
Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение прибыть в
Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика Ангальт-
Цербстская.

Чтобы стать русской княгиней, Софии предстояло освоить хотя бы основы русского языка, крестится по православному обычаю. Но если русскому она училась с охотой, то переход в православие был крайне болезнен для неё.
Молодая принцесса часто плакала и к ней тайком приглашали пастора, чтобы её утешать. Но, честолюбие брало свое. 28 июля 1744г. София была крещена. Еще через год, 21августа 1745г, состоялась её свадьба с Петром Федорычем, который был провозглашен наследником престола.

За год между обручением и свадьбой Петр успел переболеть оспой и стал, по мнению Екатерины, еще более уродлив; ее мать перессорилась со многими русскими вельможами и вызвала не довольство императрицы; сама Екатерина наделала долгов, получила за это выговор от Елизаветы Петровны и научилась гасить ее гнев, смиренно произнося «виновата, матушка». А кроме того, она твердо решила стерпеть все, но не упустить предоставленный судьбой шанс.

В то же время Екатерина, искренне интересуясь страной, где волею судеб оказалась, начинает интересоваться историей России подобных же книг практически не существовало, и Екатерина, использовала всякую возможность во время путешествий в Москву, Киев, Троице-Сергиев монастырь, чтобы узнать побольше, и расспрашивала всех, кого могла, об обычаях, традициях, истории
России. Так, постепенно у Екатерины сложилось, одной стороны, вполне определенное мировоззрение, основанное на идеях просветителей, и другой — представление о России, где, по ее мнению, эти идеи могли быть использованы с большей пользой. Наблюдая же вблизи процесс управления страной при
Елизавете Петровне, Екатерина со свойственной ей проницательность» замечала удачи и промахи правительства, его успехи и просчеты и пришла к убеждению: окажись власть в ее руках, она бы лучше знала, что и как делать, а результаты ее правления были бы гораздо более основательны.

После рождения ребенка Екатерину оставили в покое. Петр надолго и прочно увлекся фрейлиной Елизаветой Воронцовой, а императрица сочла, что невестка успешно исполнила свое предназначение. Правда, внука она забрала в свои покои, воспитывала так, как находила нужным, и мать допускали к сыну только с разрешения Елизаветы Петровны. Сама Екатерина тогда уже в полной мере освоила искусство придворного поведения и научилась делать то, что ей нравилось умело скрывая это от императрицы и иных любопытных глаз.
Одновременно она очень старалась завоевать симпатии двора: была подчеркнуто набожна, строго соблюдала все обряды православной церкви, преподносила придворным богатые подарки, проявляла о них всяческую заботу. Слухи о ее уме, доброте и религиозности постепенно выходили за стены царского дворца и распространялись по стране.

25 декабря 1761 умирает Елизавета Петровна и на престол вступает Петр
III. Однако за своё недолгое царствование он сумел настроить против себя буквально всех. Духовенство было недовольно секуляризацией церковных земель, от чего рождались слухи о пренебрежении царем основами православия.
Гвардия не одобряла намерение императора отправить её на бессмысленную войну с Данией, промышленники – запрет на покупку крепостных к заводам.
Вскоре сложными стали и его отношения с дворянами. Двор был шокирован пропрусскими действиями Петра, пьянством и безалаберностью. Он вознамерился заточить Екатерину с Павлом в монастырь, жениться на своей фаворитке
Елизавете Воронцовой и объявить себя вассалом Фридриха II. Жизнь сама подвигла Екатерину к действию.

Петр III со всей свитой и любовницей Воронцовой с середины июня 1762 года жил в Ораниенбауме. Ранним утром 28 июня она покидает Петергоф в сопровождении Алексея Орлова и нескольких особо приближенных лиц. В пяти верстах от Петербурга ее встречает Григорий Орлов с новыми лошадьми, и все вместе направляются в Измайловский полк, которым командует ее сторонник, родной брат фаворита Елизаветы, гетман Разумовский. Вслед за Измайловским
Екатерине присягают Семеновский и Преображенский полки. Окруженная гвардейцами, новая императрица направляется к Казанскому собору. В
Казанском соборе Екатерину благословляет архиепископ Санкт-Петербургский
Вениамин. Она направляется в Зимний дворец, где ждут Генералитет, Сенат и
Синод. Все члены этих ведомств единодушно присягают Екатерине.

6 июля 1762 года она получила известие о внезапной смерти мужа, а днем позже из манифеста, изданного ею, народ русский узнал, что Петр III, свергнутый с трона и находившийся под усиленной охраной, скончался от
«геморроидических колик». Хотя большинство историков утверждают, что Петр был убит. Так это или нет нам это не известно. Смерть Петра была Екатерины единственным выходом из сложившегося положения, потому что если бы Петр остался жив, то постоянная угроза её трону сохранялась. Но вероятно также – она была непричастна к убийству мужа и приняла случившееся как угодное Богу дело.

Как бы то ни было 22сентября 1762 года состоялась пышная коронация и
София – Августа - Фредерика стала императрицей Екатериной II

Наказ.

Вскоре после вступления на престол Екатерина обнаружила, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства: сборник законов был издан при Алексее Михайловиче, а жизнь, с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она понимала, что далеко не все применимо к русской жизни. К середине же 1760-х годов
Екатерина окончательно убедилась, что вельможи из ее ближайшего окружения не в состоянии подготовить новое всеобъемлющее законодательство, отвечающее высоким принципам Просвещения. Уж слишком они были консервативны, слишком озабочены удовлетворением нужд сановной верхушки. И тогда у императрицы рождается мысль привлечь к работе над законодательством более широкие слои подданных. Сама идея была не столь уж оригинальна, ибо еще при Елизавете
Петровне собирались созвать выборных депутатов для создания нового уложения. Но Екатерина поставила дело иначе. Прежде всего она принимается за детальную инструкцию для депутатов, где излагает основные принципы нового законодательства. Так появляется на свет знаменитый «Большой наказ»
Екатерины II — один из самых замечательных памятников общественной мысли эпохи Просвещения.

Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового Уложения. Это собрание выборных было названо Комиссией для составления проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших законов.

Комиссия была открыта торжественно в 1767 году самой Екатериной II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых инородцев. Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина для этой Комиссии составила “Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено новое Уложение и которыми должны были руководствоваться депутаты. Стоит отметить, что «Наказ» является образцом литературы эпохи Просвещения, который печатался в качестве такого в Европе. Над “Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах.
“Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.
Екатерина выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей. “Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить преступления - сделайте чтобы просвещение распространялось между людьми.

Также Екатерина казалось необходимым предоставить дворянству и городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать свободу.

Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься различными отраслями законодательства.

Здесь, я считаю нужным процитировать некоторые отрывки из «Наказа» для лучшего понимания всей глубины, проработанности этого документа.

"НАКАЗ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II, ДАННЫЙ КОМИССИИ ДЛЯ

СОСТАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОГО УЛОЖЕНИЯ"

ИЗ ГЛАВЫ VI

41. Ничего не должно запрещать законами, кроме того, что может быть вредно или каждому особенно, или всему обществу...

42. Для нерушимого сохранения законов надлежало бы, чтобы они были так хороши и так наполнены всеми способами, к достижению самого большого для людей блага ведущими, чтобы всяк несомненно был уверен, что он ради собственной своей пользы стараться должен сохранить нерушимые сии законы...

58. Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приготовить. Но чтоб сие не служило отговоркою, что нельзя установить и самого полезнейшего дела; ибо если умы к тому еще не приуготовлены, так приймите на себя труд приуготовить оные, и тем самым вы уже много сделаете.

60. Итак, когда надобно сделать перемену в народе великую к великому оному добру, надлежит законами то исправить, что учреждено законами, и то переменять обычаями, что обычаями введено. Весьма худая та политика, которая переделывает то законами, что надлежит переменять обычаями...

ИЗ ГЛАВЫ Х

178. Где законы ясны и точны, там долг судьи не состоит ни в чем ином, как вывесть наружу действие...

183. Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений, чтоб всяк из граждан мог сказать, что он живет под защитою законов; мысль, которая подает гражданам ободрение и которая больше всех угодна и выгодна самодержавному правителю, на истинную свою пользу прямо взирающему...

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты