Советский период. На переломе 20-30-х был разгром. Созданный руками
мусульманского духовенства порядок жизни в Дагестане был разрушен, а оно
само почти уничтожено и, соответственно, лишено своей роли и влияния. К
восьмидесятым на 2 миллиона дагестанцев приходилось 27 мечетей.
Деисламизация в Дагестане проводилась не менее круто, чем дехристианизация
в России.
Духовенство играло большую упорядочивающую роль, и одним из результатов
разгрома стало резкое увеличение числа людей, которые вообще ни к чему не
относились и оказались без упорядочивающего начала. Они стали
упорядочиваться советским режимом и государством. Это был тоже этнический
процесс, причем интенсивный и усиленный режимом: заселение равнинного
Дагестана, развитие урбанизированных промышленных центров и заселение их и
проч., только лидером было не духовенство, а номенклатура. В результате
выросла масса фактически деэтнизированного населения, в котором влияние
норм Ислама было сведено до минимума. Само духовенство стало одним из
компонентов внутри этой массы людей и его было мало.
В революцию наиболее активными сторонниками новой власти стали кумыки.
Был даже особый кумыкско-чеченский реввоенсовет. Победа советской власти
сопровождалась установлением гегемонии кумыков в равнинном Дагестане,
которые подавили остальные этнические процессы на равнине. И в дальнейшем
они в отличие от чеченцев от большевиков не отошли. Поначалу, до 60-х, их
тандема с режимом хватало, чтобы поддерживать свое лидерство и держать
Дагестан в таком, надо сказать устойчивом, состоянии.
Горцы в это время не особенно стремились на равнину, потому что испытывали давление государства и верховенство кумыков. Только даргинцы имели относительно ровные отношения с ними, и достаточно охотно переселялись, главным образом в города. Там они становились интеллигенцией.
Особым центром стала Махачкала. Она стала центром, в котором были собраны столицы всех этнических компонентов Дагестана. Взаимодействия этносов прежде всего выстраивались как взаимодействия этих столиц и достаточно легко контролировались.
В это время Дагестан был четко расколот на несколько этнических кусков,
слабо связанных друг с другом и де-факто представлял из себя конфедерацию.
Процессы на интеграцию идущие с начала XX века интенсивно разрушались, но
каждый из его элементов набухал энергией и в определенный момент все должно
было поменяться.
Выстраивание современного Дагестана. К 60-ым годам в горах наступило сильное перенаселение, так, что возникла угроза обыкновенного голода и неконтролируемого оттока части горцев на равнину.
Режим взялся все упорядочить и... лучше бы он этого не делал. Была
разработана программа развития равнинного Дагестана. В ходе ее реализации
был разрушен вмещающий ландшафт кумыков, чем подорвана основа их мощи и
устойчивости, и они вынуждены были стать городским по преимуществу этносом.
В горах переселение организовывалось насильственно и с такими разрушениями
какие не всякая война даст, в результате был нарушен традиционный уклад
жизни во многих районах, а это в свою очередь только усилило
неконтролируемость самих миграций. С другой стороны на равнине были
выделены места для расселения отдельных этносов, но таковых было мало, да и
давление идеологической доктрины про "новую историческую общность -
советский народ" не позволяло с полной серьезностью подойти к вопросу
расселения и предотвращения возможных в будущем межэтнических столкновений.
Еще фактор: главными были экономические приоритеты, а они давая быстрые
результаты не обращают внимания на этнические различия и только
способствуют перемешиванию разных этносов. В результате вышло так, что
население равнинного Дагестана перемешано всеми возможными способами, и
здесь повторилась ситуация начала века, только многократно усиленная.
Мощь репрессивного аппарата советского режима к 1960-м в силу ситуации в
России была серьезно ослаблена. Государственный режим хоть и контролировал
ключевые для себя позиции, но в целом был не в состоянии упорядочить все
стороны жизни. А в дальнейшем только сдавал позиции и совсем сошел на нет к
началу девяностых. В результате на равнине стали выстраиваться и
разрастаться аварское влияние и связанное с ним упорядочение, даргинское и
проч., а также исламское.
Разрушение вмещающего ландшафта кумыков было для режима полезно, потому что кумыки не стали, да и не смогли бы по большому счету отторгать переселявшееся население. Вместо этого им было предложено играть лидирующую роль в равнинном Дагестане, а это в этот период стало приводить к быстрому обогащению. Здесь их клановая и этническая спайка позволяла держать централизованный контроль за ситуацией и сохранять стабильность. Но в целом шаг за шагом они уступали лидирующие позиции.
С этого же времени идет восстановление мусульманства в Дагестане.
Несмотря на внешний разгром принципы мусульманского общежития в Дагестане
сохранились гораздо лучше, чем в России. Здесь большую роль сыграло то, что
часть мусульманского влияния приходилась на суффийские ордена. А им гораздо
легче спрятаться, сохранив свою структуру и полноту, чем духовенству как
сословию. В горах жизнь 70-90 лет не такая уж большая редкость, поэтому
разрыва традиций не было. Восстановление роли Ислама в ее "традиционной"
дореволюционной форме - один из самых сильных этнообразующих процессов в
современном Дагестане. Дагестанцы-"почвенники" - это прежде всего такие
"восстановители". И нужно признать, что этот процесс сделал наибольшие
успехи по сравнению со всеми остальными. (NB Выражение "восстановление"
дореволюционных форм - достаточно условно, речь идет о том, что понимал
Гумилев под выпрямлением "зигзага истории", т.е. о восстановлении
внутренней логики и полноты нарушенных в свое время этнических процессов.)
Здесь нужно отметить, что в Дагестане население равнины велико по численности, а обвал влияния государства был слишком быстрым, поэтому большая его доля оказалась никем не упорядочиваемая. Преступный мир получил достаточно большую возможность для укрепления. И с другой стороны возникла возможность проникновения и развития мусульманских экстремистких течений, типа ваххабизма.
Современная ситуация
Облик современного Дагестана складывается из нескольких процессов. Часть
из них локализуется на части его территории, но есть и общие. Сначала о
вторых. За последние 8 лет в Дагестане определился этнос-лидер. Это аварцы.
Так, что современный Дагестан в шутку называют Аварстаном. Аварская
экспансия как я уже говорил по Дагестану носит стихийный характер. Это и
расселение и занятие лидирующих позиций в различных сферах деятельности, от
властных структур до преступности. Сейчас аварцы уже претендуют на
гегемонию в Дагестане, а добиваются ее они привычными для них способами.
При реализации оной гегемонии в ее идеальном варианте в современном
Дагестане ключевые посты займут аварцы и со временем подменят существующий
государственный аппарат аварским государственным аппаратом с жестким
централизованным управлением, в котором сами управленческие структуры будут
нести этнообразующие для аварцев функции. По меркам Дагестана это мощный
силовой процесс. Но до его завершения еще далеко.
У аварцев много соперников. Это прежде всего более слабые этнические процессы. Несогласие в Дагестане всегда порождает противостояние, а значит необходима сила, которая будет выполнять функции разводящего. В этом смысле даргинцы очень нужны всем противоборствующим сторонам. А они очень умно это делают и по сути противопоставляют аварскому напору все остальные этнические процессы, включая даже казаков и лезгинов, навязывая им против их же воли смысл в Дагестане. Но, играя на таких противоречиях, даргинцы сами же становятся лидирующей силой.
В настоящее время чрезвычайно быстро эволюционирует ислам. Уже сейчас
необходимо говорить о возникновении первичных этнических консорций, для
которых главной доминантой становится какое-нибудь из религиозных течений.
Ваххабизм, например. В целом они являются частью процесса исламизации
захлестнувшего все слои дагестанского общества и уже выстраивающего свои
собственные приоритеты. Выстраивание этого процесса с начала 90-ых годов
проводилось в согласии и с поддержкой государства, оно и деньги давало и
людей и проч., поэтому главной составляющей и лидером этого процесса
выделилось и пока так и является духовенство как организованная сила. Эта
сила действует в среде мусульман именно как единое целое и рассматривает их
как материал для упорядочивания, в котором этнические различия не играют
существенной роли. Результатом станет превращение духовенства в субэтнос,
но, пока этого не произошло, оно прекрасно понимает, что зависит от быстро
меняющейся обстановки в республике и неустойчиво, поэтому ревниво относится
к новым исламским влияниям и как может пресекает их или пытается взять под
контроль. Взаимоотношения внутри духовенства выстраиваются на договорной
основе, оно само разбито на толки и в общем то правильно не позволяет
занять доминирующую позицию никому из них. Духовенство сейчас работает на
объединение Дагестана и долго еще будет работать.
Через руки дагестанской диаспоры в России и внутри самого Дагестана
прокручиваются средства несравнимые с его численностью. В силу этого одной
из главных сил внутри Дагестана становятся те, кого раньше называли
купечеством, а в советские времена спекулянтами. Торговля становится одной
из главных упорядочивающих видов деятельности в Дагестане, в нее необходимо
включить так же и контрабанду и икряной и нефтяной бизнесы. Торгуют в
Дагестане лучше остальных даргинцы и лакцы, но последних мало. Публикуются
цифры, что Дагестан самая нищая республика, а между тем, попадя в Дагестан,
вы даже если захотите не найдете ни одного нищего или бомжа. Потому, что их
там нет, хотя просто очень бедные люди, сидящие на хлебе с водой - есть.
Поэтому можно считать, что этот вид деятельности худо-бедно, но кормит
Дагестан. Для даргинцев этот процесс один из способов сохранения своего
лидерства.
У этого процесса есть изнанка по пословице: "купец да тать ближе родных братьев". Рост криминала и сращивание его с национальными или религиозными движениями - нормальное явление. Так, что его даже и криминалом назвать нельзя. Криминалу сопутствует еще распространение наркомании. Ситуация похожая на общероссийскую. В целом весь криминал можно смотреть как отдельную влиятельную силу.
Терские казаки жили исторически на среднем и нижнем течении Терека. Во
время революции они все целиком поддержали белое движение, а потом было
просто расказачивание. В общем, им хорошо досталось. А потом, чтобы
избежать антисоветских эксцессов с их стороны, власти разделили места их
компактного проживания между тремя республиками. Из Чечни их выдавили, в
Ставрополье их земли мелиорировали и в общем разрушили их способ
хозяйствования, а в Дагестане они сохранились относительно хорошо.
Сейчас аварцы давят на терских казаков, но получают с их стороны такой
отпор как нигде в Дагестане: вооруженных столкновений там нет только
потому, что оружие есть у аварцев, и совсем нет у казаков. Это понятно:
разрушение казачества на Тереке равносильно гибели терского казачества
вообще, поэтому там казаки держаться будут до последнего. В связи с этим
они превращаются в главную этнообразующую базу всего казачества на Северном
Кавказе (Ставропольское казачье войско влилось в 1999 г. в состав Терского
реестрового Казачества). Казаки со всего региона часто наезжают в эти
места. Они чувствуют, что здесь нужны, что им самим нравится, видны
перспективы развития казачества, заодно формируются ударные отряды, которые
будут в случае чего воевать.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10