Особенности политического языка и использование их в политической агитации в избирательной компании

Речи лидера российских коммунистов Геннадия Зюганова выдержаны в простом, безыскусном стиле, памятном его главной аудитории еще с советских времен.

Для создания имиджевого портрета Зюганова были отобраны его девять объемных интервью и ответов на вопросы за 2007 год. Общий объем материала (вопросы ведущих и слушателей в анализ не включались) составил около 70 тыс. знаков.

Весь материал исследовался многоаспектно. С помощью метода контент-анализа был составлен частотный словарь политика; затем проводилась классификация слов и группировка их в смысловые блоки.

Также изучалась грамматическая организация высказываний, стилистические средства, в том числе средства выразительности и способы аргументации.

Простой народ

Я вот недавно был на совете, Путин же проводил. Я говорю: скажите, почему ваш министр сидит сейчас Фурсенко, он остался. 2,5 миллиона детей не пошли в школу 1 сентября

Мюнхенская речь Путина, я бы под ней подписался. Но если бы он ее произнес 7 лет назад, а не вот здесь в конце

Когда эмоции достигают особого накала, даже осуществляется, мы бы сказали, символическое переключение на "ты": "Когда ты зависишь от того же Запада на 46% по продовольствию, ты можешь любые речи произносить, но ты ешь чужой хлеб, чужое мясо, а это не воля. Поэтому ты должен выстраивать внешнюю политику, укрепляя внутри страны все. Тогда тебя будут слушать и на мировой арене".

При этом адресат обладает достаточно большим жизненным опытом и здравым смыслом, а также конкретным мышлением, поэтому не доверяет рассуждениям о законах экономики, о конъюнктуре, о свободах и правах.

Ему нужна конкретика, свидетельство того, что понимаются именно его проблемы, и указание способов их решения. Словесные эксперименты, предложения испробовать новые формы политических, экономических отношений для такого адресата - чужды, альтернативные варианты решения проблемы, требующие самостоятельности и мобильности, также вызывают настороженность.

В этой связи речевые штампы - тот язык, который понятен им более всего. Что касается штампов советской поры, то они напрямую указывают на самого благодарного адресата речей Зюганова, - это пожилые люди.

Для анализа была взята стенограмма вышеизложенных речей В.В. Жириновского.

Однокоренными со словом «публицистический» являются слова «публицистика» (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и «публицист» (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову «публика», имеющему два значения: 1) посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступления на радио, телевидении, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерно страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Проанализируем выступление Жириновского с точки зрения принадлежности публицистическому стилю.

Примеры из речи В. Жириновского, соответствующие сути публицистики:

- образность: (Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях).

«Ходим в первый класс, окончим университеты, пост диспетчера, с оружием в руках бороться против собственной страны»

- эмоциональность: (Эмоциональный - 1) насыщенный эмоциями, выражающий их (эмоциональное высказывание), эмоциональность оратора вызывает ответную реакцию в виде чувств и эмоций у слушателей. Чем эмоциональнее речь оратора, тем более возможности у него завлечь мысли слушателя в интересующую его сторону, завлечь своей точкой зрения и идеей).


К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, почерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады. Жанром в данной речи и является устное выступление.

«Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на собраниях, а может быть с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искусстве ораторов и лекторов. Не стоит здесь повторять все, что известно в ораторском искусстве. Скажу лишь одно, самое простое: чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно, выступать. Ему должно быть интересно, изложить свою точку зрения, убедить в ней, материал лекции должен быть для него самого привлекательным, в какой-то мере удивительным. Выступающий сам должен быть заинтересован в предмете своего выступления и суметь передать этот интерес слушателям - заставить их почувствовать заинтересованность выступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще: в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея, одна мысль, которой подчиняются другие. Тогда выступление не только заинтересует, но и запомнится.

А по существу, всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное выступление всегда должно быть с общественных позиций». (Д. Лихачев)

Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко используются разговорная лексика, простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обращения, реже употребляются причастные и деепричастные обороты, они заменяются придаточными предложениями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпитеты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении используется и общеупотребительная лексика, и разговорная, и общественно-политическая. Если выступление на научную или техническую тему, то используется и некоторые широко употребляемые термины.

Итак, публичное выступление требует от оратора живости, эмоциональности, увлеченности тем, о чем говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

Соответствуют:

Жанр - устные выступления, речи, доклады, выступления на собраниях. В. Жириновский умеет заинтересовать в предмете своего выступления, умеет передать этот интерес слушателям. В его выступлениях чаще всего доминирует одна идея, которой подчиняются другие. Жириновский умеет вести общение, доносить информацию до слушателя, доказывать свою точку зрения.

- разговорная лексика:

«Войны и революции это все испоганили; села в парламент; мы исправили перекосы советского режима»

- простые конструкции предложений:

Их немного: «Это не война; у меня осталась одна минута; мы не являемся членами НАТО»

- неполные вопросит. и воскл. предложения:

Почти все предложения восклицательные по интонации, вопросительные отсутствуют.

«Все выходите из зала! Нет больше различий по между гражданами по социальному положению!»

- обращения:

«Вас, коммунисты, мало держали в тюрьмах! Господин Чубайс!…»

- прич. и д/п об.:

«Новые члены НАТО, вступающие в эту организацию…; учитывая, что парламент не готов еще…»

- придаточные предложения:

«И я бы очень хотел, чтобы…ГосДуму, которая состоится…; Мы не требуем…, ибо…»

- однородные члены:

«Вот для вас война - это крушение России, уничтожение русских;… за два дня поставило на уши всех министров, всю планету»

- фразеологизмы:

«Поставить на уши, машет рукой»

Не соответствуют:

Выступления Жириновского происходят не с общественных позиций в том смысле, что он всегда явно выступает против какой-либо идеи, не стремится строить речь как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с ним. Он очень категоричен.

1 Политический язык представляет собой «особую подсистему национального языка, предназначенную для политической коммуникации: для пропаганды тех или иных идей, эмотивного воздействия на граждан страны и побуждения их к политическим действиям, для выработки общественного консенсуса, принятие и обоснование социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе».

2 Политический язык отличается от обычного тем, что в нем: «политическая лексика» терминологична, а привычные нам, не специальные «политические» языковые знаки употребляются не всегда так же, как в обычном языке; специфичная структура дискурса – результат иногда очень своеобразных речевых приемов; специфична и реализация дискурса – звуковое или письменное его оформление.

В каждой политической статье, написанной на любую тему и любым автором, можно выделить комплекс идей, с помощью которых автор осмысляет действительность, а также набор лексических и риторических средств, с помощью которых автор оформляет свои рассуждения. Так, либеральный комплекс идей в политических статьях обслуживают вполне определенная лексика (клише, лозунги) и вполне определенные стилистические, риторические средства. То же самое и с фашистской, и со всякой другой идеологией. Идеи и формальные средства неразрывно связаны, и мы можем говорить об особом феномене политического текста – идейно-стилистическом комплексе.

Возросла частотность употребления людьми грубой и нецензурной лексики, в определенных социальных слоях формируется привыкание к подобной лексике, и она утрачивает характер табуированной, что не может не вызывать беспокойства. Резко упала культура речи и общая культура работников средств печати, радио и телевидения. В прямом эфире допускаются многочисленные речевые ошибки, грубые отклонения от норм культуры речи. Ставшее модным раскованное поведение в эфире в языковом плане приводит к повышенной громкости, убыстренному темпу речи, повышенной напряженности артикуляции и чрезмерной эмоциональности диалога со зрителем, а также нередко к использованию ненормативной лексики, рискованных речевых эпитетов и метафор, сомнительных речевых приемов поддержания внимания.

Язык рекламы оказывает заметное влияние на общество - рекламные лозунги и призывы

Важное место в изучении политического языка занимает монография О.А. Семенюка "Язык эпохи и его отражение в сатирико-юмористическом тексте" [2001]. Автор исследует язык сатирико-юмористических произведений, которые, на его взгляд, "становятся сегодня заметной воздействующей силой в политической борьбе". В качестве основного материала исследования О.А. Семенюк использовал тексты различных жанров - от социально-сатирического романа до литературного анекдота, а также газетно-публицистические тексты и тексты политической рекламы. Такой оригинальный материал позволил лингвисту сделать интересные наблюдения над языком конца ХХ в., связанные с изменениями в лексико-фразеологической, грамматической и стилистической системах. Анализируя эти трансформационные процессы, О.А. Семенюк делает вывод о том, что социальные процессы 1990-х, в отличие от 1920-1930-х, активизировали пополнение лексики обоих славянских языков не столько за счет неологизации, сколько благодаря актуализации лексических единиц: "…возвращение к историческому фонду языков, к традициям национальной культуры… сочетается с огромным потоком иноязычных лексических единиц…". Политический текст 1980-1990-х, по мнению автора, отличается сложностью и неопределенностью содержания, избыточной терминологичностью, эвфемизацией и особой метафоричностью - все это находит свое отражение в сатирических текстах. Пародируя дискурс политики, иронизируя над политическим текстом, социум, с одной стороны, нейтрализует или уменьшает его негативное давление, а с другой - косвенно обозначает наиболее распространенные дефекты текста. Не ограничиваясь лексико-семантическим анализом сатирических текстов, О.А. Семенюк предлагает дискурсивное описание коммуникативных моделей, отмечая при этом определенную трансформацию языкового вкуса общества, связанную с формированием нового поколения носителей языка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты