Особенности политического языка и использование их в политической агитации в избирательной компании

В последнее время активизировались разговоры и кризисе в PR-отрасли. Разговоры в принципе, не новы, просто уровень, на котором подняты проблемы, заставляет и меня затронуть эту тему. Можно отметить, что обсуждается кризис достаточно активно, как с точки зрения участников, так и с точки зрения информационных площадок. Есть ли кризис и когда он начал свое развитие? Не претендую на «истину в последней инстанции», всего лишь выражаю свою точку зрения. Речь не будет идти о том, элитна или все же элитарна профессия PR –специалиста – это не тема для обсуждения, а попытка некоторых «специалистов» просто уйти от обсуждения насущных проблем. Достаточно сложно говорить о PR в целом, все же, для полного понимая происходящих процессов, придется разделить на коммерческий PR и политический PR.

Коммерческий PR

Что было?В данной статье не имеет смысла говорить о зарождении PR – отрасли в России. Это все тема ля других исследований. Просто попробуем рассмотреть тенденции. Можно с уверенностью утверждать, что расцвет развития коммерческой PR – отрасли пришелся на середину-конец 90 –х годов.

Во-первых, клиентам «легко» можно было «объяснить» зачем им необходим PR. Еще не было кредитной истории, поэтому клиент свято верил в магическое слово PR. Но по прошествие некоторого времени, клиенты так и не смогли решить свои проблемы и сильно разочаровались в PR. Безусловно, сыграло в этом и наличие так называемых псевдопиарщиков. Но это не сколько не умоляет того, что достаточно существенная часть клиентов раз и навсегда «завязала» с PR.

Во-вторых, на указанный выше период приходится активные действия в экономике России. Приватизационные процессы, формирование российских ФПГ – все это приводило к постоянным информационным войнам, как на федеральном так и на региональных уровнях. Все это позволяло достаточно существенному количеству PR-специалистов находить себе работу. Рынок PR был действительно огромен. Места хватало всем. Но промышленные, торговые холдинги сформировались, приватизация закончилась – делить стало нечего! Отпала необходимость решать проблемы с помощью информационных войн. Тогда в качественном PR-обслуживании новые собственники предприятий оказались не заинтересованы. Безусловно, в каждой структурной единице был образован PR-отдел, или PR-департамент, которые худо – бедно решали проблемы заказчика (собственника). Тратить огромные финансовые ресурсы на привлечение PR-специалистов со стороны не имело смысла.

Что сейчас?С отставкой Б.Ельцина, началась новая эра развития PR-отрасли. Процесс, который происходит и сейчас почему-то упорно никто не хочет замечать. Государство начинает играть все более и более активную роль в экономической жизни России. Так по разным оценкам, новая команда в той или иной степени контролирует от 10 до 12% ВВП (в данном случае Валового Внутреннего Продукта России). В частности речь идет о консолидации акционерного капитала в руках государства: ГАЗПРОМ, АЛРОСА, АВТОВАЗ, «СИЛОВЫЕ МАШИНЫ», РАО ЕЭС, СИБНЕФТЬ и т.д. PR-отрасль сократилась, потому что ГОСУДАРСТВО не является заказчиков PR-услуг. Если ранее эти предприятия активно использовали PR-технологии, то сейчас они используют другие метода в решении своих проблем. PR, как инструмент решения проблем, уже не рассматривается ими как таковой. Следует заметить, что ранее PR-специалисты активно использовали в своих целях различные медиа активы, в основном телевидение. Но изменения коснулись и этого инструментария. Так федеральные телеканалы приведены к «общему знаменателю», опять же главным игроком на этом рынке стало ГОСУДАРСТВО. Региональные медиа стали полностью управляемы и зависимы как от государства (региональных и муниципальных бюджетов), а также различных ФПГ. Что опять же серьезно сократило инструментарий PR-отрасли.

Что в будущем?На фоне этих изменений никто и не заметил, как серьезно сократился PR-рынок. Учитывая, что практически каждый ВУЗ готовит PR-специалистов, то на рынке PR стало просто тесно. Если предположить, что государство и далее будет активно влиять на экономическую жизнь России, путем дальнейшего поглощения активов, то рынок PR сократится еще больше. Не стоит забывать и про то, что на российский рынок активно приходят иностранные игроки. И доля их растет с каждым днем. Россия все равно вступит в ВТО, и количество иностранных игроков будет еще больше. Поэтому выходы из сложившейся ситуации следующие:

1.                 необходимо встраивать PR-отрасль в систему усиливающейся государственной власти. Введение в обязательном порядке во всех муниципалитетах (субъектах РФ) должность специалиста «по связям с общественностью», причем на конкурсной основе. В муниципалитетах с численностью более 100 000 жителей создание отделов по «связям с общественностью». Не стоит забывать и про структуры УВД, МЧС, Пожарной службы и т.д.

2.                 Запретить, либо ограничить (рамки запрета - вопрос открытый) на территории России деятельность иностранных PR-агентств (филиалов иностранных PR-агентств). Почему банкиры и страховщики (как продавцы услуг) всячески ограничивают деятельность банковских и страховых иностранных групп на территории России, а PR-щики молчат?

3.                 Сокращение количества ВУЗов, занимающихся обучением по специальности «связи с общественностью» и лицензирование ВУЗов. Лицензирование ВУЗов. Все – таки 200 ВУЗов (в потенциале 300) это все-таки много для российского PR-рынка. Плодить безработных PR-щиков не имеет смысла. Но и не стоит забывать о преемственности, ротации, конкуренции на PR-рынке.

4.                 Лицензирование всех PR-агентств на территории России в течение 3 лет. За различные нарушения (вопрос открыт) – лишение лицензии на PR-практику на период до 5 лет. Кто-то заявит, что PR-отрасли не нужны никакие ограничения. Но позвольте, господа, если все PR-специалисты так профессиональны и порядочны, то откуда тогда эти разговоры о «черных пиарщиках»?

Политический PR

В какой то степени, изменения произошедшие в политическом PR, схожи с коммерческим.

Что было?Опять же расцвет политического PR приходится на середину 90-х, начало 2000 годов. В середине 90-х годов политические авантюризм и романтизм толкали в политику многих. PR-специалисты делали обычный чёс. Когда был колоссальный дефицит PR-специалистов кандидаты платили любые деньги за «победу». Можно с уверенностью говорить, что это был «золотой» период развитии PR-отрасли. Кандидаты могли выдвинуть свою кандидатуру после «разговора с женой или друзьями». Избиратели свято верили в свое право выбора «честного» кандидата. Политические партии и блоки плодились, как грибы после дождя.

В дальнейшем не мене активное участие в выборных процессах приняли участие и сформировавшиеся (или еще находившиеся в стадии формирования) ФПГ. Правда, уже необходимо было провести согласование «единого кандидата» от ФПГ. Но избирательный процесс все же был достаточно активным.

Что сейчас?Как и в экономическом PR, в начале нового тысячелетия изменения затронули и политический PR. Отмена губернаторских выборов, изменения законодательства в отношении политических партий, что привело к резкому сокращению политического предложения. Резкое сокращение общего количества участников политического процесса и доминирование на политическом поле «Единой России» привели к резкому сокращению политического сегмента PR. Скандал с ЮКОСОМ привел даже не к распаду нефтяной империи Ходорковского, а снижению притязаний политических элит. Сейчас уже мало смельчаков, которые выдвигают свои кандидатуры на выборах с «шашкой наголо». Сейчас уже просто чтобы выдвинуть свою кандидатуру на выборах необходимо пройти множество различных согласований на самых разных уровнях. Активность лидеров политических партий резко снизилась. Совсем не видно Явлинского, Зюганова, СПС находится в стадии реформирования и внешней смены лидерства, что также сказывается на её электоральных позициях. Партия Пенсионеров в поиске новой стратегии после смены лидера. Рогозин проявляется лишь эпизодически. Можно конечно перечислить еще несколько партий, которые в потенциале могут претендовать на место в Государственной Думе, но общее количество партий, реально что-то представляющих не превысит и 10. В дальнейшем весь политический процесс будет сводится к избирательному бюллетеню, в котором будет 5-6 политических партий.

Возможно, что выборы по одномандатным округам и выборы губернатора будет восстановлены, но когда это произойдет никто сказать не сможет…

Что в будущем?В нынешних избирательных кампаниях есть два непременных атрибута: административный ресурс и «черный PR». И то и другое необходимо убирать из избирательных кампаний. Хотя бы для чистоты PR. Выход из этой ситуации простой – увеличить наказание за применение данных технологий, вплоть до уголовной ответственности. Решение проблемы административного ресурса позволит вернуть доверие со стороны избирателей к институту выборов и усилит конкуренцию в PR-сообществе, что непосредственно скажется на уровне избирательных кампаний, который за последние годы начал падать. Решение же проблемы «черного PR» приведет к чистоте кампаний и более предсказуемым результатам. Что в итоге будет сводится не к конкуренции имиджей, а конкуренции политических программ.

Второе, необходимо объединять усилия всего PR-сообщества в вопросе внесения поправок в действующее законодательство, допустим по вопросу увеличения фонда кандидатов. Нынешние избирательные фонды настолько малы, что кандидаты (в том числе и PR-команды) проводить финансирование кампаний помимо избирательного фонда. Все это даст прозрачность, что опять же позитивно скажется на PR-сообществе. Можно рассмотреть вопрос об отмене процедуры сбора подписей и уменьшении избирательного залога, «паровозов» в избирательных списках. Хотя в целом, вопросов требующих решения множество.


РАСО

Теперь вроде бы все понятно. Что было, что есть и что будет? Вопрос в другом – а кто все это будет реализовывать? Опять же много споров по вопросу кто будет возглавлять и какова должна быть структура РАСО? По большому счету, РАСО – единственная организация, которая может начать лоббировать интересы PR-сообщества. РАСО именно та площадка, которая может привести интересы PR –щиков к «общему знаменателю». И вопрос с председателем здесь совсем не главный. Но существенный. И так, вначале выбирается некий «совет директоров» РАСО, состоящий из 9 членов. При этом 5 (пять) мест отдается регионам. 3 (три) места отдается московским PR-менам. И одно отдается представителю питерской школы PR. И уже этот «совет директоров» выбирает на конкурсной основе председателя РАСО. Председатель и «совет директоров» выбираются на 2 (года), без возможности дальнейшего продолжения нахождения на посту. В случае неисполнения своих служебных обязанностей, члены «совета директоров» и председатель РАСО исключаются из организации с возможностью восстановления в РАСО не ранее чем через 5 (пять) лет. Взаимная порука как раз тот самый эффективный инструмент, который позволит более эффективно решат проблемы РАСО.

Я высказал всего лишь свою точку зрения на развитие PR-отрасли. Возможно, что действия окажутся другими. Возможно, что цели окажутся другими. Но одно все таки стоит решить любому руководству РАСО – необходимо объединять всех заинтересованных PR-специалистов в единую команду. Если посмотреть каким общим медиаресурсом обладает PR-сообщество, то это представляет собой реальную силу. Так, только по примерным оценкам, PR-сообщество контролирует порядка 2 000 web-сайтов. Если предположить, что информационная кампания будет проведена на всех площадках, то это может дать необходимые результаты.


В данный момент (да и на протяжении своего существования) РАСО не имела никакой ценности, и роль её ник чему не сводилась! Вот и ответ на вопрос – а надо ли реформировать РАСО и весь PR рынок в целом.

Все это позволит реформировать PR –рынок. Через несколько лет не будет разделения на московские и региональные PR агентства. Будет другое понимание процесса: ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ PR-агентства. Если же этого не произойдет, то говорить о существовании российского PR можно будет с большой осторожность.


[1] Федотова, Л. М. Социология рекламной деятельности / Л. М. Федотова. -  М.: Прогресс, 2002. – С. 70.

[2] Стрелец, В. Анализ политического текста: теория и практика/ Режим доступа: #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Воробьева, О.И. Политическая лексика. Ее функции в современной устной и письменной речи / О.И. Воробьева. -  М.: БЕК, 2000.  – С. 57-58.

[4] Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. – СПб.: 2004. – С. 127.

[5] Соловьев, А.И. Политическая коммуникация: К проблеме теоретической идентификации / А.И. Соловьев // Политические исследования. -2002. -  № 3. – С. 25.

[6] Левкин, А. П. Язык политики: место и формы существования // А. П. Лёвкин / Апология. – 2009. - № 9. – С. 81.

[7] Тимонов, А. СМИ и выборы / А. Тимонов // Со-Общение. - 2003. -  № 10. – С. 36.

[8] Алтунян,  А. Г. Анализ политических текстов / А. Г. Алтунян.  – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – С. 147.

[9] Рекламные лозунги Медведева / Режим доступа:  #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] Доленко, Д. В. Развитие рекламы в политике // Д. В. Доленко / Апология. – 2008. - № 4. – С. 43.

[11] Петров, А. Владимир Жириновский: «Все предложения избирателей я стараюсь донести до верхов» // Комсомольская правда – 29.02.2008. – Режим доступа: #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Нагорных И., Фаризова С., Чернега Ю. Мозговые штурманы // Коммерсантъ Власть, №41 (544), 2003.

[13] Чудинов, А.П. Метафорическая мозаика в современной политической коммуникации [текст]  / А.П. Чудинов. – Екатеринбург: ПРО, 2003. – С. 12.

[14] Соловьев, А.И. Политическая коммуникация: К проблеме теоретической идентификации [текст] / А.И. Соловьев // Полис. -2002. -  № 3. – С. 25.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты