Субсидиарной ответственностью является дополнительная ответственность лиц (сторон), которые наряду с должником отвечают перед кредиторами за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором. Так, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, не являющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия наравне с другими участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.
Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Основное хозяйственное общество (товарищество) в случае несостоятельности (банкротства) по его вине дочернего общества несет субсидиарную ответственность по долгам дочернего общества.
Смешанной ответственностью является ответственность, возникающая при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства по вине обеих сторон.
Предприниматель как собственник организации (предприятия) в соответствии с трудовым правом устанавливает материальную ответственность работников за причиненный предпринимателю ущерб по их вине. Материальная ответственность может быть установлена лишь за ущерб, который возник в результате противоправного и виновного поведения работников. Материальная ответственность бывает двух видов: ограниченная (в пределах 1/3 среднего месячного заработка) и полная, устанавливаемая для работников, с которыми заключен договор об индивидуальной или коллективной материальной ответственности. Полная материальная ответственность должна быть установлена при получении работником материальных ценностей (денег) под отчет по разовым документам, а также, если в действиях работника, нанесшего ущерб, содержатся признаки уголовного преступления.
В учредительных документах предпринимательских организаций необходимо в соответствии с трудовым правом устанавливать дисциплинарную ответственность работников как форму воздействия (взыскания) на нарушителей трудовой дисциплины. Применяются следующие дисциплинарные взыскания:
– замечание;
– выговор;
– увольнение с работы.
Административная ответственность предпринимателей и должностных лиц предпринимательских организаций установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Административная ответственность возникает при невыполнении обязанностей в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также при невыполнении обязанностей (обязательств), установленных другими законами. Для предпринимателей основной формой административного наказания (ответственности) является штраф – денежное взыскание, установленное в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в соответствии с КоАП РФ до 5000 МРОТ – в соответствии с федеральными законами [24, 474].
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, административная ответственность возникает в следующих случаях:
– осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве юридического лица;
– осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна);
– осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Основанием уголовной ответственности предпринимателей является совершение деяний, содержащих все признаки состава преступлений, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Под составом преступления понимается совокупность признаков, указанных в уголовном законодательстве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние в качестве преступления, которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Видами наказания предпринимателей, совершивших преступления в сфере экономической деятельности, являются назначаемые по приговору суда следующие:
– штраф;
– лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
– обязательные работы;
– исправительные работы;
– конфискация имущества;
– ограничение свободы;
– арест;
– лишение свободы на определенный срок.
Под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. В случае злостного уклонения от уплаты штраф заменяется обязательными работами, исправительными работами или арестом соразмерно назначенному штрафу в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации для данных видов наказаний.
Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Обязательные работы, устанавливаются на срок от 60 до 240 часов и отбываются не свыше 4-х часов в день.
Исправительные работы устанавливаются на срок от 2-х месяцев до 2-х лет и отбываются по месту работы осужденного, из заработка которого производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20% заработка [24, 479].
Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Ограничение свободы устанавливается судом на срок от одного года до 5 лет.
Арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до 6 месяцев. В случае замены обязательных или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.
Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лишение свободы устанавливается на срок от 6 месяцев до 20 лет. Вид уголовного наказания, размер и срок исполнения устанавливаются судом в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
2 МАЛЫЙ БИЗНЕС КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2.1 Государственное регулирование предпринимательской
деятельности в России
Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических и социальных основ нового общества. В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все более насущней становится потребность в государственном регулировании. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узко корыстных интересах, будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. На сколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И на сколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе.
Основой государственного регулирования является нормативный аспект, то есть разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания, порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например трудового, семейного, жилищного и т. д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт, пример поведения в жизни.
Регулирование экономики является важнейшей функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, в том числе и в области предпринимательской деятельности, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы, которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования, государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.
Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно-правовых актах. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Статья 1 Закона характеризует предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия. Но предпринимательской деятельностью могут заниматься не только различного рода предприятия, но и граждане.
Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность самостоятельных предпринимателей, определение оснований и пределов публичного вмешательства в нее. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усиливают роль государства в становлении рыночной экономики. С учетом конституционного устройства Российской Федерации и функционирования частной, государственной и муниципальной собственности на средства производства и предметы труда можно выделить общее государственное воздействие на предпринимательскую деятельность, осуществляемое независимо от форм собственности, и особенное, когда государство выступает как собственник своего имущества.
Управление муниципальным имуществом строится по той же схеме что и государственным имуществом, но здесь очень велика роль местных органов власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10