Поддержка малого бизнеса

Помимо форм прямой финансовой поддержки малому предпринимательству предусмотрены организационная, информационная и образовательная поддержка.

Эффективное использование финансовых средств для ведения предпринимательской деятельности тесно взаимосвязано со знанием законодательства и нормативных документов. Поэтому с целью расширения информационного обеспечения предпринимательского сообщества о возможностях получения государственной поддержки, изменениях в законодательстве и многих других вопросах в течение 2006 года были проведены выездные обучающе-информационные семинары в городских округах и муниципальных районах области.

Темы семинаров включали в себя самые различные вопросы: государственную поддержку малого бизнеса, налогообложение, изменения в законодательстве, социальные проблемы, защиту прав и интересов предпринимателей, создание кредитных кооперативов.

Для оказания методической помощи субъектам малого предпринимательства издаются и бесплатно распространяются на семинарах методические рекомендации и информационные материалы по вопросам ведения предпринимательской деятельности, применения законодательства в сфере малого бизнеса, взаимодействия с контролирующими органами и многое другое. Все материалы размещаются в электронном виде на официальном сайте Администрации Ростовской области в разделе «Методические рекомендации».

Для грамотного ведения бизнеса необходимо владеть знаниями «как это делать?». С целью повышения образовательного уровня предпринимателей из бюджета области выделены средства на подготовку кадров для сферы малого бизнеса. Помимо уже доказавшей свою эффективность Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для сферы малого бизнеса, будут и уже внедрены обучающие программы по основам малого предпринимательства в учреждениях среднего профессионального образования области, профинансированы предпринимательские проекты учреждений профессионального образования по созданию мастерских, предприятий торговли, ателье и др. центров по обслуживанию населения; разработаны и внедрены типовые учебные планы профессиональной подготовки кадров по рабочим профессиям с элементами основ малого предпринимательства. Предусмотрено выделение средств на организацию обучающих программ для кредитных кооперативов, других микрофинансовых организаций, объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, а также организацию образовательных курсов для объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, содействующих проведению примирительных процедур.

Ежегодно проводимые социологические опросы предпринимателей говорят о том, что проблема отсутствия информационно-консультационной поддержки стоит перед предпринимателями, особенно из отдаленных районов области, по-прежнему остро. В целях решения данной проблемы в Ростовской области ежегодно расширяется сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе благодаря выделению средств областного бюджета на эти цели. Но не только растет число объектов инфраструктуры. Серьезное внимание уделяется количеству и качеству предоставляемых услуг. Данные организации оказывают услуги по регистрации предприятий различных организационно-правовых форм, оказывают помощь в оформлении, переоформлении лицензий, внедряют комплексный аудит и услуги по бухгалтерскому сопровождению деятельности. Начинающим предпринимателям предлагается разносторонняя помощь – от бесплатных консультаций по всем вопросам регистрации собственного бизнеса до полной разработки учредительных документов. За 2005 год субъектам малого предпринимательства в муниципальных образованиях области оказано более 11 тыс. консультаций агентствами поддержки малого и среднего бизнеса, более 30 тыс. – сельскими информационно-консалтинговыми центрами.

Анализ состояния и прогноз развития малого предпринимательства в Ростовской области как субъекта Российской Федерации показывает, что принятая Губернатором Программа внесла в экономику существенные изменения. Целью Программы является развитие малого предпринимательства в Ростовской области. Для этого необходимо принятие мер по выравниванию условий для его развития в городских округах и муниципальных районах. С 2006 года реформа местного самоуправления охватила все территории области. Количество муниципальных образований увеличится до 463, в том числе наиболее крупными из них будут городские округа – 12 единиц и муниципальные районы – 43 единицы.

Для достижения цели намечается решить следующие задачи:

– повышение роли малого бизнеса в борьбе с бедностью, в обеспечении занятости населения, создании качественных рабочих мест и повышении доходов населения;

– обеспечение тесного взаимодействия бизнеса и власти на всех уровнях, привлечение предпринимательских кругов к решению вопросов социально-экономического развития Ростовской области;

– наполнение регионального рынка товарами и услугами малых предприятий, в том числе инновационного характера;

– повышение уровня заработной платы работников в малом секторе экономики;

– увеличение числа субъектов малого бизнеса;

– увеличение количества рабочих мест;

– увеличение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней;

– рост объема инвестиций в сфере малого бизнеса (см рис.1).



Рисунок 1– Объем инвестиций в основной капитал региона


Особое внимание в Программе уделено будущим предпринимателям из числа учащейся молодежи, начинающим предпринимателям из числа социально незащищенных слоев населения. Кроме того, с целью повышения уровня доходов и обеспечения занятости населения, продолжится практика комплексной поддержки безработных граждан, желающих организовать собственное дело.

Реализация цели и задач будет осуществляться за счет комплексного выполнения настоящей Программы и муниципальных программ развития малого предпринимательства, их взаимного дополнения. Для увеличения объемов финансирования Ростовская область в лице уполномоченного органа – министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области будет участвовать в конкурсах, проводимых Правительством Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки субъектам малого предпринимательства.

На момент разработки программы развития малого предпринимательства в Ростовской области на 2006-2008 годы в малом секторе экономики Ростовской области сложилась следующая ситуация. Всего действует около 150 тысяч субъектов малого предпринимательства, в том числе 29 тысяч малых предприятий и 103,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также 15,7 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств в форме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Выстраивается система взаимодействия органов власти с предпринимателями, формируется инфраструктура поддержки малого бизнеса.

В 39 муниципальных районах и городских округах из 55 созданы и действует более 100 объектов инфраструктуры. В их числе микрофинансовые организации – это кредитные кооперативы, фонды поддержки малого предпринимательства и местного развития, другие объекты инфраструктуры, выдающие займы субъектам малого предпринимательства (далее – микрофинансовые организации); информационные, консультационные организации и учебно-производственные площадки для начинающих предпринимателей – это агентства поддержки малого и среднего бизнеса, информационно-консалтинговые центры по обслуживанию малого бизнеса, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, инновационно-технологические центры и бизнес-инкубаторы.

Растет банковская сеть, предлагающая малому бизнесу различные программы кредитования – от краткосрочных займов до долгосрочных инвестиционных кредитов. Активизировалась деятельность лизинговых компаний.

В городских и муниципальных районах разработаны и реализуются муниципальные программы развития малого бизнеса.

Ежегодно рассчитываемая доля объема продукции малых предприятий в структуре валового регионального продукта имеет тенденцию к росту, и по состоянию на 1 января 2005 года составила 27,8 процента.

Основные показатели деятельности малых предприятий в 2005 году следующие:

– оборот малых предприятий – 122,5 млрд. рублей;

– доля малых предприятий в объемах отгруженных товаров собственного производства и выполнении работ и услуг собственными силами по полному кругу предприятий промышленных видов деятельности – 20 процентов;

– доля оборота малых предприятий оптовой торговли – 63,5 процента;

– доля оборота малых предприятий розничной торговли –33,2 процента;

– среднемесячная заработная плата на малых предприятиях – 3846 рублей (см рис. 2);

– доля инвестиций в основной капитал в общем объеме инвестиций, использованных на развитие экономики области – 10,9 процента.

Рисунок 2 – Динамика роста среднемесячной заработной платы на малых предприятиях Ростовской области


Также можно пронаблюдать интенсивный рост объема выпуска продукции и увеличение количества малых предприятий за период 2004-2006 годов (см приложения В, Г).

Субъекты малого предпринимательства привлекаются к выполнению государственных и муниципальных заказов, получают финансовую поддержку из средств областного и муниципальных бюджетов, финансово-кредитных учреждений и лизинговых компаний в форме кредитов, субсидий, гарантий, лизинга оборудования.

С целью развития инвестиционной и инновационной деятельности малых предприятий на региональном уровне сформирована законодательная база, реализуются мероприятия, нацеленные на привлечение инвестиций в различные виды деятельности, в том числе в инновационной сфере. Так, в 2007 году планируется создание фонда, осуществляющего финансирование инновационных проектов субъектов малого предпринимательства. Содействие развитию данного фонда будет осуществляться на условиях долевого софинансирования из средств федерального и областного бюджетов.

За последние 2,5 года увеличены масштабы образовательного и информационного обеспечения предпринимательской деятельности. Разработаны учебные программы и типовые планы, позволяющие повышать уровень квалификации начинающих и действующих предпринимателей. Регулярно проводятся семинары по актуальным вопросам предпринимательской деятельности, издается справочная и методическая литература.

Создание и организация работы Советов по малому предпринимательству, специализированных межведомственных комиссий укрепило взаимодействие с предпринимательским сообществом, его доверие к органам законодательной (представительной), исполнительной власти и местного самоуправления, а также позволило принимать оперативные и оптимальные решения.

Развитие межрегионального сотрудничества открыло доступ субъектам малого предпринимательства к рынкам других регионов, позволило наладить взаимовыгодный товарообмен.

Проведение социологических опросов, маркетинговых и статистических аналитических исследований позволило своевременно определять остроту и количество нерешенных проблем, реагировать на них, внося соответствующие изменения в программные мероприятия. Кроме того, результаты социологических опросов легли в основу формирования мероприятий государственной поддержки и нашли отражение в методических рекомендациях администрациям муниципальных образований по разработке муниципальных программ развития малого предпринимательства на 2006-2008 годы.

В то же время, несмотря на улучшение правовых и финансово-экономических условий не решены проблемы:

– снижения излишнего администрирования, оказания помощи при «вхождении» в бизнес новым участникам рынка;

– повышения образовательного и информационного уровня предпринимателей;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты