4. «Партия Мира и Демократии» (тур. «Barış ve Demokrasi Partisi»). Основана в 2010 году[299]. Идеология – социал-национализм. Лидер – Нуреттин Демирташ.
5. «Демократическая Левая Партия» (тур. «Demokratik Sol Parti»). Основана в 1985. Идеология – социал-демократия, кемализм. Лидер – Масум Тюркер.
6. «Демократическая Партия» (тур. «Demokrat Parti»). Основана в 1983[300]. Идеология – либеральный консерватизм. Лидер - Хусаметтин Джиндорук.
Таким образом, можно говорить о преобладании в Турции консервативной (социальный консерватизм ПСР, ультра-национализм ПНД, социал-национализм ПМД и либеральный консерватизм ДП) и либеральной (официально пропагандирующейся как «социал-демократической») идеологий.
Помимо вышеперечисленных партий в партийно-политической системе Турции «варятся» и другие партии, которые, впрочем, даже при изменившейся системе (снижение «проходного балла» с 10% до 5%) не сумели пока попасть в парламент. По политическому спектру их можно разделить на несколько групп:
1. Ультралевый фланг («Турецкая Коммунистическая Партия», «Революционная Социалистическая Рабочая Партия»[301], «Рабочая партия»)
2. Левый фланг («Демократическая Левая Народная Партия», «Партия Равноправия и Демократии»[302], «Партия Свободы и Солидарности», «Социал-демократическая Партия» «Социал-демократическая Народная Партия», «Партия Социалистической Демократии»)
3. Центр: Либералы, консервативные либералы, кемалисты («Независимая Республиканская Партия», «Либерально-демократическая Партия», «Партия Народного Восхождения»)
4. Ультра-правый фланг: Консерваторы-традиционалисты / исламисты / националисты[303] («Партия Счастья», «Партия Великого Союза», «Партия Родины», «Независимая Турецкая Партия», «Национальная Партия», «Новая Партия», «Партия Прав и Равенства», «Рабочая Партия»[304], «Партия Освобождения»[305], «Партия Молодёжи»)
5. Прокурдский фланг («Партия Прав и Свобод», «Рабочая Партия Курдистана», «Партия Мир и Демократия»)
6. Другие («Зелёный союз»)
На конец 2000-х годов можно говорить о полном разброде среди политических предпочтений турецкого населения. Ключевое слово остаётся за центристами и умеренными правыми; но сбрасывать со счетов оппозицию, как слева, так и справа не стоит. Во всяком случае, позиции двух главных оппозиционных Белой партии сил – НРП и ПНД усиливаются с каждыми выборами, что наглядно иллюстрируется в таблице, предложенной Г. Зиганшиной[306]:
Таблица 1
Партии/Годы выборов |
2004 |
2007 |
2009 |
ПСР |
41,8% |
46,5% |
38,8% |
НРП |
18,1% |
20,8% |
23,2% |
ПНД |
10,4% |
14,2% |
16,1% |
В 2007 году у политических партий был шанс реально лишить ПСР власти: им было необходимо объединиться вокруг одного кандидата, чтобы иметь хоть какие-то шансы на победу. Однако вокруг выборов развернулся политический кризис, который привёл к досрочным выборам в меджлис. Сосредоточив основные усилия на запугивании избирателя исламизацией вместо того, чтобы предложить турецкому населению реальные программы по улучшению положения во всех сферах жизнедеятельности, оппозиция вряд ли могла противостоять ПСР. В итоге, «турецкий избиратель проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший процесс роста заработной платы и пенсий, будучи уверенным, что в случае действительной угрозы светским устоям, их всё же отстоит армия»[307].
Другая возможность для оппозиционеров из числа политических партий – экономическая катастрофа. Нельзя не согласиться с мнением бывшего американского посла в Анкаре М. Абрамовицем: «ПСР возвысилась благодаря экономическим успехам, она и падёт вместе с экономическим провалом. Только серьёзное ухудшение экономики приведёт, наконец, к появлению политических партий, которые будут способны бросить ей вызов»[308].
В 2010 году в турецкой политике ярче всего «горят звёзды» двух вопросов: подготовки к выборам и новой конституции («Копенгагенской»).
Причём, что характерно, вполне реальна возможность, при которой выборы состоятся уже в конце 2010 года, правда, правящей партии они не выгодны, так как её рейтинги постепенно падают (что можно связать с экономическим кризисом). Впрочем, в Турции «практика проведения внеочередных выборов не является чем-то экстраординарным»[309].
Что характерно, рейтинги партийных предпочтений блещут огромной разницей в числовых данных. 8-16 марта 2010 года газета «Заман» провела опрос в 26 провинциях Турции[310] среди 5,5 тысяч человек. Как оказалось, 54,4% респондентов против досрочных выборов, а 56,6% - «за» новую, «гражданскую» конституцию. Что касается собственно политических предпочтений, то Белая партия получила бы 40,6% голосов, тогда как основные её соперники – НРП и ПНД получили бы 21,4% и 14,6% соответственно[311]. Похожие данные продемонстрировало исследование, заказанное ПСР: за эту партию готовы проголосовать 39%, а за НРП и ПНД 19% и 17% соответственно[312].
А вот агентство СОНАР предоставило совсем другие цифры согласно опросу, проведённому в январе 2010 года в 15 провинциях Турции среди 3 тысяч граждан. Если бы выборы состоялись тогда, то за ПСР проголосовало бы 29,5% респондентов, НРП и ПНД получили бы 27,11% и 20,41% соответственно. Причём представители агентства заявили, что «возможная погрешность исследования составляет всего 1,73%»[313].
Имеет смысл обратить внимание на региональность данных исследований. Первое исследование имело более широкий охват, тогда как второе «захватило» в основном крупные города; как известно, ПСР очень популярна в сельской местности. Таким образом, имеет смысл предположить, что на грядущих выборах Белая партия получит 35-40% голосов. Возможно и увеличение популярности партии, чему могут поспособствовать три фактора: оживление экономики; внешнеполитические скандалы, по-имперски объединяющие нацию (связанные, прежде всего, с ЕС, Арменией и Израилем); а также ошибки оппозиции.
Оппозицию ослабляет невозможность заключения союза и формирования коалиции, так как ведущие партии являют собой политических антагонистов. Впрочем, вполне возможны коалиции с другими партиями, которые могут принести НРП или ПНД победу над Белой партией. Среди ошибок оппозиции наиболее опасными можно считать дискуссию об исламизме, так как до настоящего времени все реальные возможности для свержения Эрдоана и ПСР обычно играли на руку партии власти.
Так, в 2008 году генеральный прокурор Турции Абдуррахман Ялчынкая передал «дело ПСР» в Конституционный суд. Материалы, подготовленные прокурором заняли 162 страницы[314]; оппозиция, таким образом, надеялась «убить двух зайцев» одним выстрелом – не только лишить власти сверхпопулярную ПСР и Эрдоана, но и вынести предупреждение исламистам. Ялчынкая потребовал запретить Белую партию, а 71 члену партии (в том числе Эрдоану и Гюлю) запретить политическую деятельность в течение пяти лет.
В ответ представители ПСР заявили, что настоящее дело – «нападение на демократию»[315]. Как и ожидалось, партию поддержали представители ЕС, в частности, комиссар по расширению ЕС Олли Рен, заявивший, что «такие споры должны решаться при помощи референдумов, а не судов»[316].
В итоге, благодаря грамотной политике, ПСР стала первой крупной партией в Турции, которой выдвигались обвинения в нарушении светских устоев Турции и которой удалось избежать запрета[317]. Для успеха противников ПСР необходимы были как минимум 7 голосов из 11, но «за» запрет партии проголосовали «лишь» 6 человек. Правда, на Белую партию наложили штраф в размере 50% её годового бюджета[318]. Председатель Конституционного Суда Хашим Кылыч пояснил, что партии вынесено «серьёзное предупреждение» и заявил, что он надеется на то, что «члены партии правильно поймут это «послание»[319]. Министр труда Турции Фарук Челик[320] назвал решение суда «победой демократии»[321], а Белая партия официально легитимизировала своё правление в рамках светского государства.
Именно с угроз о новом судебном разбирательстве и начались слухи о досрочных выборах. На встрече с депутатами ПСР 8 февраля 2010 года Эрдоан предложил им готовиться к выборам, несмотря на то, что Турция – не США с их помпезными предвыборными шоу и подготовкой к выборам в течение пары лет, а следующие «регулярные» выборы должны состояться летом 2011 года.
Одним из основных вопросов в турецкой внутренней политике первой половины 2010 года является, безусловно, вопрос конституционной реформы. Заместитель председателя фракции ПСР в ВНСТ Бекир Боздаг подготовил соответствующий пакет конституционных поправок на рассмотрение депутатов. Имеет смысл говорить о революционности данных изменений, ведь Белая партия планирует ввести поправки в 22 статьи ныне действующей Конституции 1983 года (10, 20, 23, 41, 51, 53, 54, 69, 74, 84, 94, 125, 128, 129, 144, 145, 146, 147, 148, 149, 156, 166)[322]. Обсуждение реформ в меджлисе началось 7 апреля 2010 года.
Вокруг законопроекта сразу же стали вестись споры. В частности, председатель Кассационного суда Турции Хасан Герчекер назвал эти поправки в действующую конституцию «антиконституционными», депутаты оппозиционных партий уже заявили, что не поддержат эти поправки; таким образом вполне вероятно, что вопрос реформы будет вынесен на общенациональный референдум, который в соответствии с правовой практикой должен состояться до лета 2010 года[323], благодаря реформе избирательной системы, утверждённой 3 марта 2010 года, согласно которой сокращается период, в течение которого должен быть проведён референдум (с 120 до 60 дней)[324].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20