"размывание" централизованных основ национального рынка труда и условиях нарастания кризиса крупной промышленности и нарушения традиционных хозяйственных связей. Во-вторых, все в большей мере проявляется стремление к самодостаточности, что приводит к изолированности региональных рынков труда, установлению избирательных, отвечающих специфике региона направлений регулирования экономической активности населения. Подобная автаркия - своего рода следствие усиления неравномерности социально-экономического развития регионов страны.
Начиная с 1994-1995 гг. резко возросла дифференциация региональных
рынков труда. Наиболее низкий уровень общей безработицы (4-6 %) отмечен в
16 регионах страны, в основном в тех, где размещены предприятия топливно-
энергетического комплекса (Татарстан, Башкортостан, Тюменская область), в
Москве, Калужской, Тульской, Воронежской и Самарской областях. В 39
регионах уровень безработицы значительно (в 2 и более раз) превосходит
среднероссийский, в том числе в Ингушетии - в 5 раз, в Дагестане - почти в
4,5 раза. Предложение рабочей силы существенно превышает спрос на нее в
Ивановской, Владимирской, Псковской, Кировской областях, республиках Марий
Эл, Чувашия, Калмыкия, Удмуртия. Здесь число зарегистрированных безработных
в расчете на одну вакансию составляет от 20 до 117 человек (1996 г.).
В переходной экономике рынок труда наряду с имманентными ему регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной сфере). По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное содействие занятости, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда.
Переход от системы полной занятости к рынку труда означает отказ от
прямых директивных методов управления трудовыми ресурсами и использование
преимущественно экономических рычагов регулирования трудовой активности.
Основная их часть принимает форму косвенного, индикативного воздействия на
процессы перемещения рабочей силы по отношению к рабочим местам, управление
занятостью приобретает черты целенаправленного предоставления
государственных гарантии безработным и поддержания рабочих мост для
работников, находящихся под угрозой увольнения. Одновременно наблюдаются
процессы децентрализации регулирования социально-трудовых отношений и
деконцентрации фондов содействия занятости, обусловленные регионализацией
рынков труда. Институциональное усложнение системы регулирования объективно
отражает многомерность и структуризацию рынка труда, особенности
трансформационных процессов в системе занятости.
Главным институциональным элементом инфраструктуры рынка труда
является специальная государственная служба занятости. В 1992-1997 гг. ее
деятельность была направлена прежде всего на поддержание занятости на
действовавших предприятиях на основе сохранения и перепрофилирования
существующих рабочих мест, на предотвращение массового высвобождения
работников и борьбу с постоянно возраставшей безработицей путем
трудоустройства и профподготовки (переподготовки) зарегистрированных
безработных. Вместе с тем по мере углублявшегося кризиса
неплатежеспособности предприятий и деструктуризации рынков труда цели
политики занятости постепенно становились самодовлеющими в социально-
трудовой сфере. В 1995-1996 гг. более половины средств по федеральным
программам содействия занятости было обращено на поддержание рабочих мест и
другие мероприятия, относимые к активной политике занятости, но из года в
год снижалась эффективность их использования. Так, из предусмотренных
программой 260 тыс. дополнительных рабочих мест к 1996 г. было создано 38
%, а компенсации заработной платы получили лишь 14 % работников, формально
охваченных соответствующими мероприятиями. В результате рост безработицы не
был приостановлен, а в ряде регионов страны возникла хроническая
задолженность по выплате пособий зарегистрированным безработным.
62
2.4 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ
В развернутом виде региональная политика занятости как реальность управления социально-экономическим развитием предстает в качестве автономной, корректируемой субъектом РФ системы действий на достаточно компактном рынке труда, сложившемся на собственной основе.
Большую роль в разработке регионального подхода к политике занятости играет Москва - субъект Федерации с наиболее продвинутыми с точки зрения критериев рыночной экономики структурами занятости, емким и диверсифицированным рынком труда, развитой рыночной инфраструктурой. Здесь сконцентрирован и реализуется огромный социально-демографический, научно- производственный, трудовой, образовательный, торгово-промышленный, финансовый и интеллектуально-культурный потенциал. Более того, выполнение функций столицы государства придает специфику системам регулирования социально-трудовых отношений, занятости, рынка труда и миграции населения в этом крупнейшем в стране и Европе мегаполисе.
Москва традиционно остается центром экономической активности и
трудовой миграции населения, что является определяющим для развития
структур занятости и рынка труда, отражая ее связи с субъектами РФ.
Особенно высока степень ее интеграции с рынком труда Московской области и
других прилегающих регионов. В Москве раньше и последовательнее, чем в
других регионах, начали осуществлять политику занятости, которая стала
одной из наиболее важных сфер управления на уровне субъекта Федерации.
Поэтому исследование политики занятости с учетом уникального и во многом
пионерного опыта Москвы имеет особую значимость.
С начала 90-х годов рынок труда Москвы находился в состоянии перехода
от асимметричного к диверсифицированному, от жестко регулируемого планово
распорядительными рычагами управления к саморегулируемому, социально
ориентированному механизму реализации экономической активности населения.
При этом существенно расширилась экономическая свобода участников социально-
трудовых отношений - предпринимателей и самозанятых, работников наемного
труда.
Проведенная работа по изучению структур и форм трансформации
занятости во взаимосвязи с развитием рынков труда, в частности, сплошное
обследование состава безработных, зарегистрированных на Московской бирже
труда, дала следующие результаты. Доля экономически активного населения в
1997 г. по сравнению с 1992 г. возросла с 83 до 93 %, численность занятых в
негосударственном секторе экономики - в 2,2 раза и составила 57 % занятых.
Во все большей степени движение рабочей силы происходит на регулируемом
рынке труда. Если в 1993 г. лишь около 7 % общего числа работников,
выбывших с предприятий и организаций, регистрировались в службе занятости
по вопросу трудоустройства, то в 1994 г. - 13, а в 1996 г. - около 25 %.
На фоне общей тенденции сокращения учтенного спроса возрастало
предложение рабочей силы, зарегистрированной на рынке труда. Эта динамика
отражала изменения в экономической активности населения в условиях перехода
к рынку труда. Общая потребность в рабочих и служащих, заявленная в службу
занятости за 1992-1996 гг., сократилась с 104 тыс. до 55 тыс. (в 1,9 раза)
единиц, хотя в целом за этот период общее число заявленных вакансий было
больше, чем число зарегистрированных граждан, искавших работу (в 1,3-1,6
раза). В 1996 г. предложение па регулируемом рынке труда превысило
заявленный спрос (на 16 %). За 1992-1996 гг. практически вдвое увеличилось
число граждан, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства,
- с 95,8 тыс. до 181,3 тыс. человек.
В структуре предложения рабочей силы за рассматриваемый период снизилась доля женщин - с 68.4 до 54,7 %, но существенно возросла доля учащихся, желающих работать в свободное время, - до 13,0 % (в 1992 г. эта величина была незначительной), а также пенсионеров и инвалидов, вынужденных искать доходные занятия, - с 3,2 до 6,6 %. Среди обратившихся в службу занятости произошло относительное сокращение доли лиц, не занятых трудовой деятельностью, - с 89,7 до 70,5 %, и возрос удельный нес занятых, но искавших новую работу, - с 7,5 до 17,7 %.
В то же время на рынке труда Москвы, особенно в последние 2-3 года, четко обозначился и усилился ряд негативных процессов. В результате дисбаланса спроса и предложения воспроизводятся различного рода неравновесия, включая появление и рост вынужденной безработицы, неукомплектованность рабочей силой большого числа свободных рабочих мест. В условиях диверсифицированного рынка труда эти явления частично компенсируются трудовой мобильностью и миграцией работников, ростом занятости в малом бизнесе и в саморегулируемой экономике. Кроме того, реализация политики занятости, направленной на трудоустройство незанятых и безработных в соответствии с доступными для них вакансиями, создание дополнительных рабочих мест в экономике и бюджетной сфере способствовали сдерживанию роста официальной безработицы.
Проведенный анализ регистрируемой безработицы начиная с ее легализации в 1991 г. показал следующее. Первоначально безработица в Москве принимала институционально-маргинальную и фрикционно-структурную формы, которые отражали процессы демократических рыночных преобразований в системе собственности и в социально-трудовой сфере. В этой ситуации сформировался ее преимущественно женский "интеллигентный облик" (инженерно-технический и гуманитарный но образованию), во многом обусловленный повышенным уровнем женской занятости в дореформенный период и возможностью женщин-домохозяек зарегистрироваться в качестве безработных. При этом вынужденная безработица высвобожденных работников приобретала в основном краткосрочный и временный характер при наличии достаточного числа вакансий н возможностей переобучения но новой специальности (профессии) в процессе трудоустройства.
Одновременно в структуре безработных стала "откладываться" долгосрочная (хроническая) безработица малоподвижных в профессиональном отношении работников, нс приспособленных к наемному труду, социально уязвимых слоен населения, принимавшая рецидивный характер: одни и те же граждане после снятия с учета в службе занятости вновь регистрировались в качестве безработных.
В дальнейшем по мере сокращения высвобождения работников и интенсивной текучести кадров, вызванной тяжелым финансовым положением предприятий вследствие углубления экономического кризиса, безработица все больше переходила в структурно-циклическую форму с постепенным увеличением се продолжительности в результате "накопления" застойной безработицы среди работников старших возрастов, не востребованных на рынке труда не имеющих права на досрочную пенсию. При этом в структуре безработицы возрастала доля молодежи до 30 лет в связи с трудностями при устройстве на работу вследствие снижения спроса на работник без профессиональной квалификации и производственного опыта.
В течение 1991-1996 гг. наблюдалось выравнивание асимметрии регистрируемой безработицы по ее социально-демографическим и образовательно- профессиональным "осям": сокращалась доля женщин и служащих с высшим образованием и соответственно возрастала доля мужчин с более низким уровнем образования, снижался удельный вес инженерно-технических работников и повышалась доля рабочих индустриальных отраслей. При этом стабилизировались пропорции краткосрочной и средней по продолжительности безработицы при уменьшении доли временной формы безработицы и росте застойной, предопределенной растущей неконкурентоспособностью не адаптированных к рынку труда групп безработных. В их числе находились работники с высокой семейной нагрузкой, предпенсионного возраста, пониженной трудоспособностью, для обеспечения занятости которых необходима разработка особых мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15