- организацию деятельности службы занятости как части единого регионального органа управления трудом, занятостью и трудовой миграцией; развитие ее структур исходя из оценки эффективности политики, проводимой на рынке труда.
Особое место в регулировании рынка труда занимает проблема соотношения спроса и предложения рабочей силы. В условиях роста безработицы ее решение может достигаться не только на основе мер, обеспечивающих соразмерное увеличение экономических рабочих мест, но и спонтанного движения свободной рабочей силы к лучшим условиям занятости. Кроме того, реализация активных действий, направленных на повышение конкурентоспособности работников и эффективности занятости, в том числе проведение в необходимых случаях протекционистских мер, может стимулировать спрос на труд.
Активная политика занятости должна способствовать уменьшению структурных перекосов на рынке труда в результате повышения мобильности работников, их профессиональной адаптации к заявленному спросу и содействия трудовой миграции в регионы с благоприятной конъюнктурой. Повышение трудовой мобильности становится важным средством сдерживания роста безработицы в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Одно из важных направлении регулирования безработицы - выработка новых подходов к решению данной проблемы в переходной экономике при проведении политики занятости. Результатом регулирования безработицы объективно является ее "сепарирование" на мобильный резерв рабочей силы и его активизацию на локальных рынках труда с помощью службы занятости, а также на неконкурентоспособную и немобильную ("балластную") части, то есть тех безработных, которые рассчитывают главным образом на социальные гарантии. Практика показывает, что с возрастанием хронической маргинальной безработицы повышается нагрузка на бюджет фондов занятости в связи с выплатами пособий и оказанием материальной помощи, а также увеличиваются затраты пассивной политики поддержки доходов безработных.
Однако маргинальная безработица может "удаляться" с регулируемого рынка труда вследствие передачи хронических безработных, снятых с учета в центрах занятости как утративших связь с трудом, в органы социальной опеки неимущих. Особенно актуальным такое направление регулирования безработицы становится для регионов с критической ситуацией и для тех из них, где среди клиентов службы занятости велик удельный вес безработных "со стажем". Тем не менее этот подход не должен предусматривать усиления административных мер по борьбе с безработицей путем бюрократических процедурных ужесточений регистрации безработных.
Эффективной формой регулирования безработицы может стать переход к системе социального страхования работников наемного труда, организуемой на принципах социального партнерства и используемой в целях материальной поддержки безработных на период трудоустройства в соответствии с их участием в страховых схемах (отраслевых, профессиональных, основных, дополнительных и др.). В известной мере система социального страхования должна заменить приходящие в упадок государственные внебюджетные фонды занятости, перешедшие под контроль исполнительной власти. Их фактическое огосударствление свидетельствует о провале проводимой политики занятости, подрывающей систему наемного труда в результате социальной опеки безработных и поддержки неэффективных производств.
Изучение политики занятости на этапе перехода к рынку и в условиях федерализации общественных отношений позволило выявить основные элементы новой парадигмы рынка труда", представленные в следующей схеме.
Современная парадигма рынка труда
Федеральная (общегосударственная) политика занятости.
Региональная (на уровне субъекта РФ) политика занятости.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
- унитарная, проводимая на национальном (общероссийском) рынке труда;
- активная по отношению к условиям занятости (рабочим и учебным местам),
высвобождаемым работникам и незанятому населению;
- пассивная по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы;
- самодостаточная по отношению к социально-трудовой сфере;
- финансируемая за счет внебюджетных фондов занятости, формируемых на
принципах «социального налога» на занятость и перераспределяемых в
соответствии с приоритетами государственной политики занятости;
- регулируемая законом о занятости населения РФ как частью социального
законодательства, который является законом прямого действия; осуществляемая
под контролем службы
- региональная на уровне субъекта РФ, учитывающая особенности локальных
рынков труда;
- активная по отношению к структурам рынков труда и системе экономической
активности населения;
- избирательная по отношению к условиям занятости;
- интегрированная с социально-трудовыми отношениями;
- финансируемая за счет системы социального страхования от безработицы и
инвестиционных программ, реализуемых па региональном уровне;
- регулируемая основами законодательства РФ о труде и занятости, законами
прямого действия, принимаемыми на уровне субъекта Федерации;
- осуществляемая на принципах социального партнерства и в пределах
компетенции региональных органов труда и занятости;
занятости как части системы органов исполнительной власти РФ;
- соответствующая этапу становления цивилизованного рынка труда с системой
гарантий при безработице.
- соответствующая этапу федерализации социально-экономических отношений и
формированию автономных рынков труда в регионах.
2. ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Занятость населения в РФ. Региональный рынок труда субъекта РФ.
З. ЦЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Поддержание полной занятости; сдерживание безработицы на социально
допустимом уровне, борьба с массовой безработицей; развитие трудовых
ресурсов;
предоставление гарантий занятости и поддержание доходов безработных.
Согласование спроса и предложения рабочей силы; развитие трудовой и
профессиональной мобильности работников в соответствии с конъюнктурой рынка
труда; регулирование безработицы на основе трудовой активизации
безработных.
4. МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сохранение, поддержание и создание рабочих мест; регулирование и
регламентация высвобождения рабочей силы; предоставление государственных
гарантий занятости и поддержание доходов безработных, включая профобучение
и переподготовку; меры адаптации к новым условиям занятости, материальная
помощь социально незащищенным безработным.
Активное трудовое посредничество на открытом рынке труда; инвестирование в рабочую силу, направленное на повышение ее конкурентоспособности и мобильности; социальное страхование от вынужденной безработицы; избирательное поддержание рабочих мест и развитие форм занятости с учетом конъюнктуры рынка труда.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Федеральная и региональная программы содействия занятости и создания
рабочих мест.
Оперативное регулирование регионального и локальных рынков труда, системы
социального страхования от безработицы;
целевые комплексные программы профессионально-квалификационного
совершенствования рабочей силы, эффективной занятости и мобильности безработных.
6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Гарант занятости населения; активное противодействие безработице:
социальная защита безработных.
Правовые гарантии социальное справедливости на рынке труда; активная помощь
вынужденно безработным в профобучении, трудоустройстве и переезде к новому
месту работы.
7. СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
Министерство труда и социального развития РФ, Федеральная служба занятости,
министерства и ведомства РФ, региональные органы исполнительной власти
Региональные органы труда, занятости и миграции, инфраструктуры рынка
труда, система социального партнерства на уровне субъекта РФ.
62
III. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В
РОССИИ
Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.
В этой связи в качестве действенного инструмента государственного
управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить
Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разрабатываемая
Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при
Министерстве экономики РФ. Она призвана определить перспективные
направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном
разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.
Впервые делается попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурной политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно- правовой базы, ориентированный на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.
Если рассматривать отраслевой разрез данной проблемы, то очевидно, что политика развития рабочих мест должна быть согласована с перспективной промышленной политикой. В этом аспекте разработчики Генеральной схемы исходят из посылки, что экспортоспособные отрасли, где вопросы занятости менее остры (в первую очередь нефтедобывающая, газовая, лесная, а также металлургическая) вряд ли могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Они скорее всего будут ориентироваться на самостоятельное развитие за счет внутренних источников финансирования и одновременно решать задачи подтягивания смежных производств и отраслей. Однако многие регионы сосредоточения этих «благополучных» отраслей с позиций занятости находятся в критическом состоянии.
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом, и уникальные производства, способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для внешнего и внутреннего рынков (гражданская авиация, космос, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная промышленность, электротехника), нуждаются в государственной поддержке, хотя и здесь сфера государственного финансирования в условиях дефицита ресурсов будет ограничена приоритетными проектами.
Необходимость государственной поддержки этих отраслей усиливается и тем обстоятельством, что в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в кратчайшие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне должна осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.
Отрасли, характеризующиеся заметным технологическим отставанием от мирового уровня, за которыми, однако, исходя из государственных приоритетов сохраняется значительная часть внутреннего рынка (электроника, автомобильная, легкая и пищевая промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), могут рассчитывать на государственную поддержку в форме защитных импортных тарифов, а также мер нетарифного регулирования. Представляется, что на данном этапе разумная и в то же время активная протекционистская политика может стать действенным инструментом создания и сохранения рабочих мест.
Что касается группы отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспективами рыночной конъюнктуры, то в них должны быть созданы особо благоприятные условия для иностранных инвестиции, прежде всего тех, которые приносят новые технологии и опыт управления.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15