Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка (Word'97)
p> Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных реформ. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы «оживить» многие институты поддержки МП, которые нынче практически не действуют. Типичным примером является
Федеральный фонд поддержки МП, основные средства которого с августа 1998 года заморожены в коммерческом банке «СБС-АГРО». А ведь мероприятия федеральных программ в существенной степени финансировались именно из средств этого фонда. Небольшая финансовая помощь ему позволила бы мультипликативным образом оживить его деятельность, увеличив инвестиционные потоки в сферу МБ.
В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования МП по внебюджетным направлениям, к числу которых относится в первую очередь система гарантирования банковских кредитов. Известно, что получить кредиты в банках МП трудно, поэтому такая система, включающая в себя тщательный отбор проектов и отслеживания, жизненно необходима. О важности решения данной проблемы говорится на разных уровнях уже почти десять лет. Время от времени составляются докладные записки, предложения и «прожекты» по этому вопросу. Немало заявлений было сделано на сей счет и со стороны
Федерального фонда поддержки. Но в целом положение остается прежним. До сих пор не разработана концепция финансирования и кредитования МП; не приняты жизненно необходимые для их развития законы в отношении налогов и имущественной защиты инвестиций; не решен вопрос о предоставлении государственных гарантий зарубежным финансовым организациям, кредитующим российские МП; сокращающийся жесткий налоговый прессинг по-прежнему остается одной из причин свертывания МБ или его ухода «в тень»; и т.д.
По мнению руководителей МП, главный камень преткновения для работы этого сектора – чрезмерно высокие налоги.
К сожалению, пока положение общественных институтов российского МБ достаточно бесправное. Однако можно надеяться, что нынешний кризис заставит
МП усилить взаимное сотрудничество, в том числе и в непосредственно экономических формах. Причем с помощью подобного взаимного сотрудничества возможно не только решение отдельных производственных, снабженческо- сбытовых, финансово-инвестиционных и иных проблем, но и последовательное очищение среды МП от жульнических элементов, а также реальное противодействие криминальным и бюрократическим структурам. Самоорганизация
МБ не требует от бюджетов всех уровней больших прямых затрат, но все же органы государственной поддержки должны взять на себя координацию, а также методологическое обеспечение деятельности подобных объединений МП, оказывать им помощь в укреплении их экономической базы.
Следует также законодательно обеспечить работу объединений МП. Все еще не принят закон об общественных объединениях МП, о котором писалось еще в самой первой федеральной программе государственной поддержки МБ, точно так же, как и упомянутый в федеральном законе о государственной поддержке МП закон об обществах взаимного кредитования. Его утверждение до последнего времени блокировали наши банковские олигархи. Но сейчас складывается благоприятная ситуация, когда возможное противодействие банков явно ослаблено, и этот столь необходимый для МБ закон нужно безотлагательно принять.
Мэр Москвы Ю. Лужков, выступил с резкой критикой действий тех чиновников, которые стремятся задушить отечественное предпринимательство. По его словам, спасти наше государство от полного экономического развала может только малый и средний бизнес, что и подтверждает опыт Москвы, где реально функционируют 240 тыс. МП, в которых занято около 1,7 млн. человек, и которые обеспечивают 40% налоговых поступлений в городскую казну. А губернатор Нижегородской области И. Скляров акцентировал свое внимание на необходимости особой поддержки женского предпринимательства, стимулирования прихода женщин в МБ.

3.3 Основные направления совершенствования практики акционирования и проблемы развития акционерной формы хозяйствования.

В постприватизационный период перед акционерными обществами возникает ряд новых проблем. Эти проблемы вытекают из особенностей, специфики акционерного общества, они связаны с практической деятельностью этих обществ и естественной необходимостью совершенствования управления действующим акционерным обществом.

Эти проблемы, на наш взгляд, включают следующие вопросы:
• замену типовых учредительных документов, в первую очередь устава акционерного общества, в соответствии со специфическими устремлениями акционеров;
• регламентацию трудовых отношений на основе принятия комплекта трудовых контрактов с руководителем, специалистами, другими работниками акционерного общества;
• движение акций в акционерном обществе, порядок ведения реестра акционеров;
• выплату доходов по акциям, положение о дивидендах;
• имущественные споры в акционерном обществе, права акционеров и общества по распоряжению акциями;
• бухгалтерский учет в акционерных обществах, вопросы налогообложения;
• создание дочерних предприятий и холдингов. Один из наиболее актуальных вопросов постприватизационного периода — адаптация типового устава акционерного общества к индивидуальным особенностям предприятия, устремлениям акционеров и органов управления общества. Типовой устав акционерного общества утвержден Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. № 721 с последующими изменениями и дополнениями (утверждены
Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392). Типовой устав позволил осуществить массовую приватизацию государственных предприятий, результаты которой очевидны.

Однако последующее развитие каждого отдельно взятого акционерного общества, имеющего свою правовую, имущественную, структурную, отраслевую, территориальную и прочую специфику, выдвигает объективную необходимость переработки устава. Так, в типовом уставе отсутствует регламент последствий неисполнения обязательства по выкупу акций и порядок распределения прибыли.
В уставе предприятия должны быть указаны созданные им филиалы и представительства, а также дочерние предприятия. Устав необходимо дополнить регламентом формирования резервного фонда общества.

Изменение ряда пунктов типового устава связано с развитием законодательной базы, регламентирующей деятельность акционерных обществ, в частности предъявляются новые требования к перечню данных, включаемых в реестр акционеров; акционерные общества открытого типа с числом акционеров более 1000 лишаются прав вести реестр самостоятельно. В акционерных обществах гражданин может иметь различный правовой статус. Статус акционера дает ему право на участие в управлении делами общества (в соответствии с видом и количеством имеющихся у него акций), право на участие в распределении прибыли, на ликвидационную квоту. Статус наемного работника, заключившего трудовой договор (контракт) и взявшего на себя при этом определенные обязанности, предполагает включение гражданина в трудовой коллектив, занятие им определенной должности согласно штатному расписанию, подчинение внутреннему трудовому распорядку, выполнение работ личным трудом. Соответственно в сфере труда на такого работающего акционера будут распространяться все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством.

Прекращение трудовых отношений с акционерным обществом ни в коей мере не влияет на изменение статуса акционера. Гражданин остается владельцем законно приобретенных им ценных бумаг и осуществляет все вышеперечисленные права акционера.

Контрактная форма найма впервые была предусмотрена в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и сама идея ее введения для руководителей остается притягательной. Контракт целесообразно использовать для привлечения способных, компетентных, мыслящих и лично заинтересованных руководителей. Система вознаграждения, социального страхования и различных льгот, зафиксированная в контрактах, дает возможность закрепления таких специалистов в высших эшелонах управления.
Контракт способен отразить особенности положения менеджера на предприятиях различных организационно-правовых форм и различных отраслей народного хозяйства.

Однако вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции.
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1993 г., содержит специальный раздел, посвященный защите интересов работников приватизируемых предприятий. С момента принятия трудовым коллективом решения о подаче заявки на приватизацию и до момента возникновения права собственности покупателя либо до момента продажи более 75% акций приватизируемого предприятия запрещается без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия; изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива либо уполномоченного им органа и переводить на другую работу работников и должностных лиц предприятия, являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

Эти ограничения не распространяются на недобросовестных работников, которые в случае виновного поведения могут быть уволены и в процессе приватизации. Естественно, впоследствии структура нового предприятия
(акционерного общества) может быть изменена, в таком случае судьба работников будет решаться в соответствии с трудовым законодательством. Для установления трудовых отношений не имеет значения организационно-правовая форма предприятия — в акционерном обществе действуют все правила, установленные трудовым законодательством.

Контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Один экземпляр остается у работодателя, другой
— у работника. Контракт является основанием для возникновения трудовых отношений между сторонами трудового договора со дня, установленного в контракте. Работодатель издает приказ о зачислении работника на работу на основании данного контракта и объявляет его работнику под расписку.
Контракт заключается на определенный срок, не более пяти лет. Конкретный срок контракта и его содержание определяются соглашением сторон. С истечением срока действия контракт прекращается. В случае обоюдного согласия сторон после окончания срока данного контракта они могут заключить новый. Каждая из сторон должна уведомить об этом другую за определенное время, предшествующее истечению срока контракта. Если по истечении срока контракта трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, то действие договора считается продолженным на неопределенный срок.

Условия контракта не могут быть изменены в одностороннем порядке — здесь соблюдается та же процедура, что и при его заключении.
При заключении трудового договора (контракта) рекомендуется указывать обязательные условия:
. место работы — наименование предприятия, куда принимается работник;
. трудовую функцию — работу в соответствии с квалификацией по определенной профессии (должности), которую должен выполнять работник;
. дату начала и дату ее окончания, если заключается срочный трудовой договор;
. обязанности работодателя — обеспечение охраны труда на предприятии.

Договор может содержать и дополнительные условия, конкретизирующие обязательства сторон и устанавливаемые в договорном порядке. К числу дополнительных можно отнести условия об установлении испытательного срока, о совмещении профессии (должностей), переподготовке, обучении вторым и совмещенным профессиям, о регулярном повышении квалификации, продолжительности дополнительного отпуска, режиме рабочего времени и времени отдыха и др. С целью проверки соответствия подготовки и способностей работника поручаемой ему работе по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок в пределах, предусмотренных законодательством. Если работник принимается с испытательным сроком, то в контракте фиксируется конкретный срок испытания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты