Формы собственности и формы предпринимательской деятельности в условиях рынка (Word'97)
p> Рассмотрим все классы присвоения в их логической последовательности, которая отражает восхождения от единичного до всеобщего.

Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу, как к личному источнику богатства.

Согласно действующему законодательству, физическое лицо в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам. Однако оно не должно нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц. Гражданин в праве отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, право владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным путем.

Частное присвоение имеет два вида, которые существенно различаются между собой:

А) Собственность на средства производства человека, который сам трудится;

Б) Собственность на вещественные условия производства лица, применяющего чужой труд.

Первый вид частной собственности имеют крестьяне, ремесленники и другие люди, которые живут своим трудом. В соответствии с экономическим законом частнособственнического трудового присвоения при единоличной собственности на средства производства работнику достаются все плоды его хозяйствования. Этим обеспечивается полная свобода труженика от каких-либо форм угнетения и порабощения со стороны других людей.

Когда в одном лице соединены собственник и труженик, возникает большая материальная заинтересованность в том, чтобы лучше работать для личного блага. Не стоит удивляться тому, что единоличные крестьяне стремятся добиться устойчивости своего хозяйства, не жалея на то сил и средств.
Второй вид частной собственности имеют лица, которые владеют сравнительно большими хозяйствами c применением труда многих работников. Если в первом виде частного присвоения вещественные и личный факторы производства естественно соединяются, поскольку они принадлежат одному лицу, то дело обстоит совершенно иначе во втором виде хозяйства. В нём средства производства попадают в руки немногих лиц, а значительная часть общества отчуждена от этих благ.

Качественно иным по сравнению с частной собственностью является коллективное присвоение в виде общей долевой и общей совместной собственности.

Класс общей долевой собственности имеет следующие отличительные черты:

А) Этот тип присвоения образуется путём объединения частных вкладов, которые все участники вносят в общее имущество;

Б) Общая долевая собственность используется в общих интересах владельцев и под единым контролем и управлением. При этом, как правило, предусматривается определённое участие каждого участника объединения в хозяйственном использовании совместного имущества и в управлении собственностью.

В) Конечные результаты экономической реализации общей собственности распределяются между участниками коллективного хозяйства, с учётом доли собственности каждого из них.

1.3 Трансформация собственности – стержень экономических реформ в переходной экономике.

Опыт многих стран, ставших на путь радикальных реформ, показал, что эти реформы осуществляются успешно лишь тогда, когда им сопутствуют коренные изменения в системе собственности на средства производства.

В экономике большинства постсоциалистических стран до начала реформ доминировала государственная собственность. Но в современном мире доминирует та система, где существует многообразие форм собственности, при доминировании частной.

Именно таким курсом идёт Россия и другие страны СНГ, так-как система, сочетающая частную, государственную и смешанную формы собственности, сопрягается с курсом перехода к рынку. Рынок предлагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, поэтому должно быть преодолено господство какой-либо одной формы. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.

В период перехода к рыночной экономике государственная собственность сохранила свою значимость. Существуют такие отрасли, в которых нецелесообразно превращение государственных предприятий в частные.

Очевидно, что в России энергетика, производство продукции оборонного комплекса и некоторые другие отрасли ещё долго будут оставаться в сфере государственной собственности.

1.4 Приватизация в России: итоги и перспективы.

Известно, что никакой рынок не может функционировать без развитого института частной собственности. Поэтому переход от государственной собственности к частной был одним из кардинальных ещё на этапе
«перестройки».

Союзное руководство пыталось решить этот вопрос в 1986 – 1988 годах, издав закон об индивидуальной трудовой деятельности, о кооперации и др., но на их основе полноценное частное предпринимательство так и не появилось.
Лишь в декабре 1990 года в Российской Федерации был принят «Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым в России разрешалось учреждать различные формы индивидуальной трудовой деятельности, частные предприятия, полные товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества открытого и закрытого типов, которые получили право выпускать свои акции.

Но прошёл целый год, прежде чем начали функционировать предприятия такого типа, поэтому в конце 1991 года доля занятых в государственном секторе России оставалась всё ещё довольно высокой (77% от общего количества занятых).

А.Чубайс, назначенный в 1991 году председателем Госкомимущества, стал настаивать на проведении быстрой и подлинной приватизации, ведущей к возникновению личных прав собственности. Главной задачей нового правительства было рационализировать так называемую общественную собственность, которая в действительности принадлежала номенклатуре, всячески стремившейся сохранить эту собственность в своих руках. Чтобы избежать прямых сделок между чиновниками и покупателями, реформаторам было необходимо разработать такие правила приватизации, которые учитывали бы высокую коррумпированность государственного аппарата. Впервые за долгие годы предполагалось проводить аукционы, открытые конкурсы (тендеры), где напрямую бы сталкивались спрос и предложение.

Для остановки номенклатурной приватизации ещё в декабре 1991 года крупные предприятия по указу президента были преобразованы в акционерные общества. Большая часть их акций передавалась в государственные приватизационные комитеты, а не в отраслевые министерства. Двадцать девятого декабря 1991 года были изданы «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации в 1992 году.», в соответствии с которыми определялись не только процедуры и нормативы приватизации, но и общие суммы доходов от этого мероприятия в государственный бюджет на 1992-1994 годы. Правда, эти суммы оказались легко достижимыми из-за высокой инфляции, поэтому государство не получило ожидаемых реальных доходов.

В итоге было принято решение о том, что работники предприятий должны получать 25% капитала бесплатно, в виде привилегированных акций. Этот предпринимался с целью привлечения работников в ряды активных сторонников приватизации. Рабочие становились бы индивидуальными собственниками, в отличие от югославского варианта рабочего самоуправления с его коллективной безответственностью. Одно- временно, правительство выражало беспокойство по поводу того, что иностранные предприниматели, в связи с постоянной девальвацией рубля, могут скупить крупные предприятия за бесценок. Но этого не произошло, так как иностранцы опасались экономической и политической нестабильности и не спешили осуществлять капиталовложения в Российскую экономику.

В программе приватизации на 1992 год были установлены большие ограничения: не подлежали приватизации природные ресурсы, объекты культурного наследия, и.т.п.

Между тем, в течение первой половины 1992 года в стране продолжались напряжённые споры по вопросу о сущности и путях проведения приватизации, несмотря на то, что Закон и программа приватизации были уже приняты. В этот момент было важно установить наиболее точное соотношение акций при их распределении между государством и трудовыми коллективами. Но сложность решения этой проблемы заключалась ещё и в том, что на свою долю претендовали директора предприятий (часто за спиной трудовых коллективов), чиновники отраслевых министерств, представители региональных властей,
“новые” предприниматели, и, на конец, всё население в целом.

Правительство считало, что работники предприятий должны получить бесплатно 25% привилегированных акций без права голоса. Дополнительно они могли бы выкупить ещё 10% выпущенных в обращение обыкновенных акций с правом голоса за 70% их номинальной (очень низкой) стоимости. После этого директорам предоставлялось право купить 5% акций по номинальной стоимости.

Некоторые экономисты во главе с Л.Пияшевой выступали против такого пути. Они полагали, что правительство должно передать бесплатно всю собственность трудовым коллективам и осуществить быструю приватизацию. При этом как бы возвращалась собственность народу, и провозглашался принцип всеобщей справедливости. Собственность, по их мнению, должна была перейти в коллективное владение трудящихся. Но представители правительства возражали им: в таком случае работники бюджетной сферы, пенсионеры, военнослужащие и другие слои общества оказывались вне процесса приватизации. На это группа Пияшевой реагировала так: данные граждане должны получить приватизационные чеки бесплатно, на которые они смогут выкупить любые акции. По этой схеме была объявлена приватизация некоторых магазинов в Москве, но проходила она весьма неудачно.

С этими вариантами не были согласны директора и рабочие многих предприятий, требовавшие выделения им большей доли собственности. В результате их представителями был разработан второй вариант программы приватизации на 1992 год, по которому всем работникам данного предприятия гарантировалось право выкупа обыкновенных акций, составляющих 51% уставного капитала, по цене, в 1.7 раза превышающей балансовую стоимость. Это давало работникам предприятия возможность иметь большинство голосов.

Такой вариант не вполне устраивал А.Чубайса, но он был вынужден считаться с давлением директорской фракции в Верховном Совете под названием
«Промышленный Союз». В конце концов, на основе компромисса появился третий вариант программы, в соответствии с которым было решено сначала проводить приватизацию лишь на средних предприятиях с численностью занятых более 200 человек и фиксированными активами от 1 до 50 млрд. рублей. Директора могли выкупить 20% обыкновенных по номиналу, если 2/3 служащих не возражают против этого. Позже им предоставили право купить ещё 20% акций со скидкой
30% от номинальной стоимости.
Процесс приватизации в России проходил в два этапа:

- Первый - этап ваучерной приватизации (1992-94), в течение которого были созданы важные законодательные и нормативные документы, закрепляющие основные права акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.

- Второй этап начался в 1995 году. Главной его особенностью был переход к денежной форме приватизации, когда развернулась основная борьба за реальную собственность. С самого начала этого этапа правительство рассчитывало на то, что среди потенциальных инвесторов 34% будет приходится на иностранные компании, 25% - на российские банки, 25% - на население, 10%
- на инвестиционные компании.

ИТОГИ: В первом квартале 1993 года около 75% средств чековых фондов были направлены в краткосрочные и среднесрочные спекуляции ваучерами и лишь 15%
- непосредственно в акции приватизированных предприятий.
Это объяснялось тем, что в ЧИФах были сосредоточены акции средних и мелких предприятий, на которых не было спроса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты