Организация франчайзной системы в бизнесе

Организация франчайзной системы в бизнесе

Организация франчайзной системы в бизнесе

Франчайзер              -           владелец торговой марки, товаров, услуг. Он продает права на свою собственность.

Франчайзи                 -           покупатель

Франшиза                  -           предмет договора купли/продажи

Франчайзинг             -           общее название взаимоотношений


Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.

Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства исключительное право давало стимул частному бизнесу вкладывать значи­тельные капиталы в развитие этих пред­приятий, хотя в данном случае и сохра­нялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись оп­ределенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Напри­мер, передача права на землепользова­ние лицу, которое обеспечит снабжение армии, или передача полномочий опре­деленному лицу на сбор налога от име­ни правительства.

Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и качественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения госу­дарственных средств.

Еще более интересные примеры ис­пользования франчайзинга частным би­знесом были в 50–х годах XIX столетия, когда в США были предоставлены исключительные права изготовителям. В это время ряд крупных предприятий, например, компания Зингер, франчайзируют право на продажу своих изделий (швейных машин) по всей территории США. В то время покупка такого обору­дования в магазине была необычной и домохозяйки скептически отнеслись к  механическому   оборудованию. К тому же их мужья должны были вы­ложить большую сумму за бесполезную в их понимании вещь, имеющую только одно достоинство облегчение труда их жен. Единственный способ про­дажи такого товара—это агрессив­ный продавец, способный принести товар прямо к покупателю и показать чу­деса, которые эта машина может тво­рить. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зин­гер придумал систему, когда независи­мые продавцы (дилеры) могли купить право на продажу швейных машин на определенной территории. Дилеры пла­тили 60 долларов за машину, а прода­вали за 125 долларов. В течение нес­кольких лет сотни дилеров стали бога­тыми людьми.

Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена ком­панией General Motors. В 1898 году мо­лодая компания, не имеющая достаточ­но наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала прода­жу паровых двигателей через систему дилеров. Эта система по сей день оста­ется основным способом продажи авто­мобилей. Одними из первых франчайзеров  оказались владельцы магазинов по про­даже велосипедов и магазинов по продаже промышленных товаров.

Во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США зако­на о товарном знаке. Предприятие–про­изводитель продукции, работ или услуг, имевшее среди конкурентов свои инди­видуальные особенности, достаточно высокую репутацию качества обслужи­вания. на определенных условиях приоб­ретало товарный знак (торговую мар­ку). Владельцем товарного знака могли быть выданы лицензии другим фирмам на определенный отрезок времени, в течение которого владелец контролирует качество товаров или услуг, продавае­мых под его товарным знаком.

Продажа другим предприятиям права ни использование своего товарного знака под разносторонним контролем и под защитой закона позволяла вла­дельцу расширить границы своего биз­неса без больших капитальных и теку­щих затрат.

 Постепенно на этой основе стали складываться определенные пра­вила ведения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, которые приобрели лицензии на их ис­пользование (франчайзи), т. е. складыва­лись отношения франчайзинга.

Развитие сети предприятий, работаю­щих по системе франчайзинга, имело и свои проблемы. Большая часть их бы­ла связана с тем, что некоторые франчайзеры стремились продать больше ли­цензий франчайзи, чем позволяли увеличить объ­емы продаж товаров и услуг населе­нию, а также возможности обучения и помощи франчайзи.

Ошибки, совершаемые франчайзерами по отношению к франчайзи, пери­одически приводили к судебным разбирательствам, привлекая таким образом, внимание администрации и органов местной власти. В результате принимав­шиеся в 60–е и 70–е годы нормы законо­дательства касались проблем франчай­зинга в конкретных отраслях промыш­ленности, например, в автомобильной и автосервисе.

В настоящее время в практике бизнеса гораздо меньше злоупотреблений, связанных с франчайзингом, и он является основой многих предприятий.

Одним из наиболее наглядных и убе­дительных примеров развития и станов­ления франчайзинговой системы являет­ся деятельность всемирно известной фирмы МакДональдс, которая в на­стоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быст­рого обслуживания.

Успех МакДональдса определила, в первую очередь, фанатичная вера в идею обеспечения высокого уровня ка­чества обслуживания. В то время, когда другие франчайзеры просто дублирова­ли основные направления своего бизне­са. компания МакДональдс последо­вательно улучшала каждый аспект своей деятельности.

Когда в конце 40–х годов братья Ри­чард и Морис МакДональды, владель­цы небольшого придорожного кафе за­думались над тем, как улучшить обслу­живание своих клиентов и, естественно, увеличить доход, они нашли удачный способ: сократили число позиций в ме­ню до трех блюд, стандартизировали технологию на основе конвейерной сис­темы и унифицировали рецептуру орга­низации приготовления блюд. Напри­мер, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19 % жира. Служа­щие были одеты в накрахмаленные бе­лые рубашки и выполняли один вид ра­боты: одни снимали гамбургеры со ско­вородки, другие макали их в кипящее масло и так далее. Подобная организа­ция повысила эффективность и снизила затраты. Единообразие МакДональдс создало новое поколение клиента, кото­рый точно знал, что где бы он ни был, везде у МакДональдса прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассортимент блюд. Аналогичные пред­приятия быстрого обслуживания стали появляться в большом количестве. Каждый из этих бизнесменов имеет свою торговую марку, которую поддерживает по всей созданной сети франчайзинга. Многие бизнесмены, поняв и приняв это направ­ление бизнеса, стали присоединяться к нему.

Наивысший подъем в развитии фран­чайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий до конца 80–х годов. В 1984 году почти треть объема продажи во всех магазинах США (около 500 млрд. долларов)—была реализова­на через франчайзинговые фирмы.

Франчайзинг создает 13 % националь­ного богатства в валовом националь­ном продукте—это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как рабо­тодатель франчайзинг представляет свыше 7 миллионов рабочих мест. При­чем очень много из них для неквалифи­цированных рабочих, которые не имели другой возможности найти работу. По данным министерства торговли США реализация товаров и услуг компания­ми, работающими по системе франчайзинга, возрастает на 10 % ежемесячно в течение последних 12 лет. Эта тенденция должна сохраниться и после 2000 года, когда половина всей розничной торговли будет приходиться на долю франчайзинга. Франчайзинг доказал свою высокую эффективность  и  жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70–х годов. Тем более прочным и утвержденным является положение франчайзинговых компаний с начала 80–х годов, когда в период президент­ства Р. Рейгана США переживали подъ­ем экономики. В американской литера­туре приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 минуты открывалось франчайзинговое предприятие.

Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу, чтобы пустить ростки на дру­гих рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах., а некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть.

В настоящее время более 35 % американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговыми предприятиями других странах.

Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, государствах восточного региона (бывший социалистический лагерь), Австралии, странах региона Карибского моря. Франчайзеры из других стран, в свою очередь, присматриваются к рынку США. По–видимому, международный франчайзинг в ближайшее время будет развиваться еще более быс­трыми темпами. Франчайзеры ищут по­тенциальных франчайзи в зарубежных странах, а многие частные лица и фир­мы активно ищут франчайзеров из дру­гих стран, чтобы приобрести их лицен­зию и права и при их финансовой под­держке, на их технологии производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.


Виды франчайзинга

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание пред­принимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преиму­ществ и возможных рисков при его ис­пользовании.

Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или ус­луг потребителю, способ развития биз­неса и завоевания рынка на основе ко­операции материальных и финансовых средств и усилий различных предприя­тий. Франчайзинг может рассматри­ваться также и как соглашение, при ко­тором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает экс­клюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимате­лям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей (роялти) при условии соблюдения технологий произ­водственных и обслуживающих опера­ций.

Во франчайзинге, как уже отмечалось, участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто предоставляет это право (фран­шизу), называется франчайзер. Обыч­но он имеет многолетний опыт в произ­водстве данного продукта, развил сис­тему, присвоил ей свое имя или товар­ный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет. Франчайзи—это лицо, которое поку­пает право на ведение бизнеса (фран­шизу) под именем или торговой маркой.


Товарный франчайзинг.

 В США пер­вые франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюто­ров). Такой подход давал гарантию про­изводителям в том, что их товары попа­дут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получа­ли широкое распространение и приноси­ли все выгоды потребителям. В настоя­щее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, со­гласно американским законам не счита­ются франчайзерами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распро­странения и распределения своих това­ров. В США такой способ ведения биз­неса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называет­ся товарным франчайзингом. В настоя­щее время этот вид франчайзинга ис­пользуется несколькими компаниями, например, по производству автопокры­шек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.



Производственный франчайзинг.

Этот вид франчайзинга наиболее широко представлен в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных или региональных разливочных и упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Coca Cola, Pepsi, и другие продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концен­траты с другими составными продукта­ми и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью–Йорке не должен отличаться от товара в Сан–Франциско.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты