Организация франчайзной системы в бизнесе

Многие начинающие франчайзеры не­дооценивают себя в такой игре. Немно­го позже по мере нарастания интереса и с приходом успеха можно увеличить вступительные взносы в соответствии со спросом. Такая стратегия очень эффек­тивна и может привести к повышению ценности франчайзингового предложе­ния.

Когда и как взимаются вступитель­ные взносы? Опыт американских фирм показывает, что некоторые франчайзеры предпочитают взимать вступительные взносы отдельно: за обучение, марке­тинг, рекламу, выбор места.

В действительности дробление затрат—игра, порождающая больше вопросов, чем ответов. В наших экономических условиях лучше выде­лить в отдельные виды платежей— арендные обязательства по долгосроч­ной и (или) текущей аренде. Поскольку при заключении соответствующих дого­воров обе стороны, согласовав стои­мость объектов аренды, ее условия и сроки, могут проанализировать свои доходы и расходы, такое экономическое взаимопонимание партнеров будет хорошей основой человеческих отношений

Франчайзи хотят и имеют право на получение услуг в обмен на единый вступительный взнос. Они не ожидают, что им придется платить отдельно, на­пример, за маркетинг, консультирова­ние и т. д. Поэтому, когда франчайзи говорят, что ему намерены предостав­лять полную программу по обеспече­нию успеха в бизнесе, а затем назначают отдельный взнос за главный компо­нент—обучение—это неуместно и сомнительно.

Франчайзи должны приобретать пол­ный пакет прав при оформлении покуп­ки в виде единого вступительного взно­са. Как франчайзеры взимают взносы?

Как правило выплаты вступительного взноса взимаются сразу же по подписании соглашения о франшизе. Однако для привлечения большого количества претендентов дру­гие франчайзеры делят выплаты на две части, например, 50 % до, 50 % во время обучения.

Некоторые франчайзинговые сделки зависят от выбора места и положения предприятия франчайзи, поэтому допол­нительный взнос за консультирование, например, может быть присоединен к вступительному лицензионному взно­су. В этом случае франчайзер активно действует в поисках локализации кон­кретного франчайзи, покрывая произве­денные затраты включением в сумму вступительного взноса. Такая практика становится повсеместной в сфере франчайзинга.

Какой бы порядок взимания взноса ни был установлен, франчайзер должен всегда следовать одному правилу: нико­гда не разрешать франчайзи открывать заведение до тех пор, пока вступитель­ные взносы полностью не выплачены. Товарный знак франчайзера — чрезвы­чайная ценность, которую нужно охра­нять.

Предоставление франчайзи свободы пользования франчайзингом уменьшает его ценность и может вызвать недоволь­ство других франчайзи, которые дорого заплатили за право пользоваться им.

Следует помнить, что после открытия франчайзи нелегко заставить франчайзи выплатить этот долг. Франчайзера могут огра­бить, оставив с пустым кошельком, в то время как владельцы франшиз будут набивать свои кар­маны, используя программу бизнеса франчайзера.

Умело написанное соглашение о фра­ншизе защитит от неудач. Одним из пунктов такого соглашения должен быть пункт о вступительном и других взносах. Здесь требуется декларирова­ние всех взносов, которые франчайзи выплатит до и в течение работы в биз­несе по франчайзингу, включая вступи­тельные лицензионные взносы, периоди­ческие или разовые взносы за услуги, рекламу, обучение и т. д.

Более того, необходимо изложить, как выплачивать взносы, являются ли они возвращаемыми или нет. Например, в декларации говорится, что весь всту­пительный взнос в 100000$ выплачивается франчайзи следующим обра­зом: 50000$—при подписании со­глашения о франшизе, 25000$—за неделю до начала обучения и 25000$—после окончания обучения.

Соглашение о франшизе представляет собой конечную статью в процессе вступления предпринимателя во франчайзинг. При его заключении финансо­вые требования будут являться опреде­ляющим началом в установлении стар­товой цены, графика платежей, разме­ров роялти и т. д.


Взаимоотношения франчайзера и франчайзи

Сотрудничество на равноправной основе

Поскольку система франчайзинга в нашей стране только складывается, важно рассмотреть особенности взаимоотношений франчайзера и франчайзи на современном уровне в уже давно функ­ционирующих системах, учесть получен­ные результаты и опыт и успешно раз­вивать на этом свой франчайзинг.

Между преуспевающим франчайзером и франчайзи в настоящее время ус­тановился новый тип отношений. Они не функционируют по вертикальной схе­ме, при которой недоступный франчайзер находится на вершине иерархичес­кой лестницы. Франчайзер не надзирает и не наводит порядок среди своих поль­зователей, то есть их отношения строят­ся по горизонтальной схеме. Между франчайзером и франчайзи возобладали отношения равенства, поскольку они взаимозависимы: сама идея франчайзинга терпит крах, если одна из состав­ных частей этой системы терпит неуда­чу.

Ввиду взаимозависимого характера этих отношений особую значимость приобретают поддержка и содействие, оказываемые франчайзером своим франчайзи. Эффективная система содейст­вия не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет полу­чение франчайзером роялти. Необходи­мость систематических мер по содействию франчайзи становится особенно очевидной, если рассмотреть новые ре­алии современных отношений франчайзер — франчайзи.

Франчайзеры с большим практичес­ким стажем в области бизнеса выделяют следующие черты этих отношений:

1. Профессионализм.

2. Равенство.

3. Организация системы повышения квалификации.

4. Маркетинговое обеспечение.

5. Поддержка высокого статуса франчайзера.

6. Постоянный обмен информацией.

7. Планирование потенциала роста.

8. Оказание помощи франчайзи в ста­новлении предприятия с хорошей репу­тацией.

9.  Поддержка корректного уровня контроля.

Кратко рассмотрим эти черты.

Профессионализм. Франчайзинг характеризует растущие потребности, свой­ственные развивающимся странам. Они нуждаются в высоком профессионализме и ожидают, что франчайзер внедрит в управление бизнесом стратегию мар­кетинга, основывающуюся на качестве товаров и услуг. На некомпетентного и заурядного франчайзера они не согла­сятся.

Равенство. При заключении договора о франшизе необходимо учитывать, что отношения между франчайзером и франчайзи не взаимоотношения работника и работодателя, фиксируемые в трудовых соглашениях. Необходимо убедить франчайзи в преимуществах, своего предло­жения по сравнению с другими, а не диктовать ему свои условия. Следует установить со своими франчайзи дове­рительные и откровенные отношения.

Организация системы повышения ква­лификации. Франчайзи стремятся к учас­тию в программах по обучению в облас­ти управленческой и финансовой дея­тельности. Весьма полезным могут ока­заться также и краткосрочные курсы по­вышения квалификации.

Маркетинговое обеспечение. Франчайзи стремятся получить эффективно ор­ганизованную рекламу на региональном и местном уровнях. Они нуждаются в такой рекламе, поскольку самостоя­тельно не могут ее обеспечить.

Для привлечения франчайзи будущий франчайзер по условиям гласности дол­жен предоставить ему свою финансовую отчетность, которая, как показывает практика развитых стран, отражает де­ятельность за три предыдущих года, и ее основные показатели должны быть предоставлены в передаваемых партне­ру рекламных материалах. При этом обязательным условием является их проверка независимой аудиторской фир­мой. Все это еще раз свидетельствует о важной роли бухгалтерского учета в ведении бизнеса.

Создание франчайзинговой системы с точки зрения бухгалтерского учета приводит франчайзера к увеличению единовременных расходов (на разработ­ку концепции проектов и программы, приобретения оборудования, строитель­ство зданий, аренду земельных участков и площадей и др.) и текущих затрат на приобретение производственных запа­сов, товаров, выпуск продукции и ус­луги, оплату комиссионных услуг, транспортные расходы, рекламу, обуче­ние, управление сетью франчайзи, пред­ставительские расходы и другие. При разработке финансовой проектной доку­ментации увеличение этих расходов и источники их финансирования должны быть предусмотрены. В бухгалтерском учете реальных операций они должны быть отражены с учетом действующих принципов учета хозяйственных процес­сов.

Итак, создание франчайзинга увели­чивает объем разнородных хозяйствен­ных операций в деятельности франчайзинговой компании.

Постоянный обмен информацией. Франчайзи стремятся участвовать в разра­ботке перспективных планов, они хотят, чтобы с ними консультировались, чтобы их мнение учитывалось при стратегичес­ком планировании деятельности фирмы. Такая связь должна быть улицей с двухсторонним движением.

Планирование потенциала роста. Франчайзи стремятся к развитию и расши­рению своей фирмы; их не привлекает однообразный бизнес. По этой причине существует потребность в инновациях.

Поддержка франчайзи представляет собой систематический процесс, начиная с начальной подготовки, затем последу­ющее обучение и оказание содействия на месте. Эффективность этого процесса характеризуется его качеством, основа­тельностью и практичностью.

Создающее систему франчайзинга крупное предприятие должно иметь не только достаточно длительный опыт ра­боты и твердые позиции на определен­ном рынке за счет высокого качества своей продукции или услуг, но и создать отлаженную систему бухгалтерского учета. Полученная в его рамках эконо­мическая информация и статистические данные должны широко использоваться при создании пакета документов по франчайзингу. Качество полученных ре­зультатов по составлению бизнес–плана, других финансовых документов определяется типами исходных данных, особенно это касается внутренних данных бух­галтерского учета и отчетности франчайзера.


Прекращение франчайзинговых отношений

Отношения франчайзинга прерыва­ются при наличии одного из пяти следу­ющих событий:

·отмена соглашения;

·прекращение по взаимному согла­шению;

·отказ франчайзи от своих обяза­тельств;

·прекращение франчайзером кон­тракта;

·окончание срока действия соглаше­ния.

Сотрудничающие стороны обычно стараются не думать о предстоящем прекращении отношений, если они свя­заны  личной  заинтересованностыо. Франчайзеры и франчайзи здесь не ис­ключение, тем не менее, и это не самое приятное, франчайзер должен иметь стратегию «окончания игры» для каж­дою типа отношений.

Если они прекращаются в связи с окончанием срока действия договора, то тогда все в порядке, обе стороны получили то, о чем они договаривались, и им остается только пожать друг другу

В остальных четырех случаях: если срок договора не закончился, а отноше­ния приходится прерывать, очевидно, что обе стороны или одна из них имеют взаимные претензии типа «кто виноват и кто кому что должен". Легче всего, конечно, дожидаться, пока само все не определится, но это не выход. Не следу­ет доводить дело до суда, так как даже выигранные франчайзером процессы вредят системе в целом: отвлекается много сил, слухи будоражат клиентов, раздражают других франчайзи.

Отмена соглашении. Этот термин при­меняется, когда отношения франчайзинга прерваны до открытия подразделе­ния. Обычно такая необходимость воз­никает из–за несоответствующей требо­ваниям договора работы франчайзи в период, предшествующий открытию подразделения. Возможно, франчайзи не собрал необходимых средств, но каковы бы ни были причины, права сторон оговорены в договоре, который нужно соблюдать. Все выплаты, причитающие­ся франчайзеру, франчайзи обязан сде­лать, что должно быть четко оговорено в договоре. Если франчайзер строит свою систему правильно, то у него вряд ли будут проблемы с отменой соглаше­ния.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты