Какими бы ни были различные сферы бизнеса, ведущегося на условиях франчайзинга, предметом соглашения всегда является передача прав и возможностей эффективного ведения бизнеса, которыми располагает франчайзер и которые отсутствуют у франчайзи.
Может возникнуть вопрос: почему же франчайзи не заимствуют эти возможности (технологию, рекламные вывески, методы организации и управления), просто изучив их методом наблюдения и не прибегая к заключению договора? Почему сотни тысяч предпринимателей соглашаются платить за право пользования системой франчайзера даже в тех нередких случаях, когда они знают ее во всех деталях?
Ответ на эти вопросы дает понятие ,,промышленная собственность". Оно охватывает широкий круг объектов: изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, опытные модели, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товаров. Именно потому, что они защищены и в случае неправомерного заимствования права собственности на эти объекты его можно защитить в судебном порядке, потенциальные франчайзи вынуждены заключать договор и получать права пользования соответствующими объектами промышленной собственности за плату.
Таким образом, заключая договор о франшизе, нужно прежде всего определить, какой именно объект промышленной собственности будет передан от франчайзера к франчайзи и действительно ли он защищен от несанкционированного использования и может быть предметом продажи.
Это не простой вопрос, и здесь, как правило, требуется консультация юриста. Ведь каждый объект промышленной собственности имеет свое специфическое правовое значение и свои способы защиты. Так например, очень надежно защищены права на изобретения, промышленные модели, промышленные образцы. В Патентном законе РФ от 23 сентября 1992 г. детально определены критерии охраноспособности изобретений полезных моделей промышленных образцов, способы и процедуры признания их охраноспособности Патентным ведомством россии, права и обязанности авторов и патентообладателей и авторов. То же можно сказать и о защите прав на товарные знаки, поскольку закон о товарных знаках от 23 сентября 1992 г. содержит подробную регламентацию отношений, возникающих в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Напротив, объекты промышленной собственности в виде секретов производства (так называемые «ноу–хау») защищены весьма слабо. Пожалуй, единственным специальным нормативным актом по этому вопросу является постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».
Правда, существуют примерные формы договоров на покупку–продажу патентных лицензий, беспатентных лицензий, которыми можно воспользоваться как прототипами при составлении франшизного соглашения, но интересы каждой из сторон будут более надежно защищены, если в подготовке соглашения будет использована помощь опытного юриста. Следует обратить особое внимание на такой аспект предмета соглашения, как исключительность передаваемых франшизопользователю прав. В соглашении должно быть четко определено, будут ли передаваемые франчайзером права исключительными и, если это предусматривается, то в границах какой территории. Здесь могут быть различные варианты. Если одновременно с передачей права на товарный знак предусматривается поставка товаров для их последующей реализации, то в соглашении могут быть определены торговые квоты. Может быть также предоставлена возможность не только пользоваться передаваемыми исключительными правами, но и продавать их, в свою очередь, другим лицам. В этом случае будут иметь место отношения субфранчайзинга. Это значит, что франчайзи, купивший лицензию, будет выступать по отношению к тем лицам, которым он перепродает лицензию, в качестве франчайзера.
Специфика предмета договора в отношениях франчайзинга обуславливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензии, но и практической возможности пользоваться им. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы, последующее оказание консультативной помощи. Все эти вопросы должны быть отражены в договоре. Если программа практической помощи франчайзи является достаточно объемной, она может быть вынесена из основного текста договора в приложение (которое, разумеется, должно быть неотъемлемой составной частью договора).
Самостоятельный блок условий соглашения о франшизе—обязательства, которые берет на себя франчайзи. Они также в значительной мере определяются предметом договора. Основное из них—плата за пользование лицензией. Здесь же нужно отметить, что способы установления платы могут быть весьма различными. Обычно они включают в себя единовременный вступительный ВЗНОС, плату за лицензию и периодические последующие платежи в виде отчислений от прибыли (роялти). Могут быть установлены и дополнительные виды оплаты, в частности за услуги по обучению, взносы на рекламу. Но не исключено, что фирма–франчайзер ограничит платежи со стороны франчайзи по некоторым видам соглашений на определенном этапе развития только единовременной оплаты поставляемого оборудования и материалов.
Из специфики предмета соглашения о франшизе следует также предусматривать среди прочих условий обязанности франчайзи по сохранению репутации (доброго имени) франчайзинговой системы в целом. Это предполагает строгое соблюдение стандартов, установленных франчайзером, инструкций по организации и управлению предприятием, оговоренной политики цен, участие в маркетинге и рекламе, в совершенствовании методов работы.
Как правило, предусматривается и финансовый контроль за деятельностью франчайзи со стороны франчайзера, а также ряд стандартных условий, обычно включаемых в хозяйственные договоры всех видов: о сроках действия договора, ответственности сторон, правопреемстве, способах разрешения споров.
Одна из сложнейших задач франчайзера при составлении им стандартного соглашения о франшизе и исполнении оговоренных в нем обязательств—это поддержание корректного уровня контроля над деятельностью франчайзи так чтобы контроль этот не был чрезмерным. Франчайзеру обычно подаются требования работников предприятия–франчайзи о компенсации или жалобы о нанесенном ущербе от третьего лица, которое понесло убыток во франчайзированном предприятии. Лица, подающие жалобы, утверждают, что франчайзер должен нести ответственность за деятельность и оплошности своих франчайзи. Во многих случаях основанием для навязывания подобного рода ответственности является право контроля франчайзера над деятельностью франчайзи.
В практике американского франчайзинга такой род ответственности принято называть субститутивной ответственностью. Жалобы, связанные с субститутивной ответственностью, часто основываются на агентском праве. Другими словами, истец подает жалобу, имея в виду, что франчайзи является «агентом" франчайзера. По этому закону сторона, представляемая «агентом", называется «принципал". Основное положение агентского права заключается в том, что принципал несет ответственность за деятельность и упущения своих агентов. Таким же образом, если франчайзи фактически является агентом своею франчайзера, то тот обязан нести ответственность за ошибки и упущения франчайзи. Агентские отношения характеризуются тремя элементами:
·агент является субъектом, на которого распространяется право контроля принципала;
·агент обязан действовать с выгодой для принципала,
·агент уполномочен изменять официальные отношения принципала.
Обычно 101 факт, является ли франчайзи агентом франчайзера или нет, определяется тем, имеет ли франчайзер право контролировать или он уже фактически контролирует деятельность франчайзи.
Как правило, там, где франшизное соглашение дает франчайзеру право на полный или частичный контроль над франчайзи, существуют агентские отношения и франчайзер может управлять «намерениями и делами» в достижении определенной цели. Франчайзер имеет юридический и вещественный интерес в защите «репутации своей системы», и этот интерес позволяет франчайзеру осуществлять определенный контроль над предприятием франчайзи.
Кроме жалоб, касающихся действительного агентства, третья сторона может преследовать франчайзера в судебном порядке, имея в виду то, что франчайзи является «кажущимся» агентом франчайзера.
Право действовать как агент, не являясь им фактически, возникает там, где принципал словами либо действиями производит впечатление, что агент уполномочен действовать в определенных вопросах. Также это кажущееся обладание правами может быть отнесено к словам и делам кажущегося принципала.
Хотя франчайзеры обычно успешно преодолевают дела о субститутивной ответственности, основанные на теории об агентстве, здесь могут быть случаи, когда франчайзер признается ответственным за действия, произведенные во франчайзированных предприятиях, если эти действия производились с ведома франчайзера. Ответственность может возникнуть из необдуманно добровольного взятия на себя ответственности.
Франчайзер должен быть очень предусмотрительным не только при составлении своего соглашения о франшизе, но и при проведении франчайзинговой программы. Франчайзеры в большой мере заинтересованы в том, чтобы их франчайзи придерживались системы работы, принятой во франчайзинге, и способствовали поддержанию доброй славы торговой марки франчайзера. Как бы то ни было, чрезмерный контроль может стать причиной роста ответственности франчайзера за действия или небрежность франчайзи. Таким образом, франчайзи должен прилагать усилия по созданию и сохранению такого уровня контроля, который позволит ему защитить свою франчайзинговую систему и торговую марку и в то же время не превратит его в ежедневное опекунство, которое приведет франчайзера к ответственности за действия и небрежность своих франчайзи. Кроме того, франчайзеры, которые берут на себя специальные обязательства (типа распространения мер безопасности), должны выполнять их так чтобы существовала уверенность, что сделано все возможное для обеспечения этих мер.
С целью недопущения ситуации, в которой третья сторона считает франчайзи агентом франчайзера или самим франчайзером, франчайзер должен предпринять шаги для разъяснения, что франчайзи и франчайзированный бизнес независмы друг от друга. Франчайзер может потребовать, чтобы франчайзи поставил свою подпись в деловых бумагах, подтверждая, что он владеет своим бизнесом и действует независимо. Кроме того, франчайзер должен создать отдельные уставы: один—для подразделении, находящихся во владении компании, и другой —для франчайзированного бизнеса. Кроме того, чтобы избежать возникновения отношений «кажущегося агентства», франчайзер должен включить в свое соглашение о франчайзинге положение о том, что франчайзи независимо работает в соответствии с контрактом и не является агентом. Более того, во франчайзинговое соглашение могут быть включены аспекты, ответственность за которые несет исключительно франчайзи. Например, франчайзи должен отвечать за соответствие своей работы действующему законодательству, указам и постановлениям.
Если франчайзер предлагает полное руководство по безопасности, то это руководство должно состоять из рекомендаций, а не из требований. Франчайзер должен разъяснить, что франчайзи ответственен за безопасность на своем предприятии. Франчайзер не должен предлагать своего участия в этих мероприятиях, он вообще должен исключить меры предосторожности из своих периодических инспекций по контролю качества и даже не должен комментирован принятие или непринятие определенных мер. С другой стороны, если франчайзер хочет установить диктат и оказывать давление в соблюдении мер безопасности, то действовать в данном случае франчайзер должен более напористо и по следовательно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11