Эффективность школьной риторики
p> Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М. А.

МИХАЙЛИЧЕНКО ( 44; 15 ), являются:
- логическая культура,
- языковая культура
- психолого – педагогическая культура,
- культура общения,
- техника речи.

Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам ДЕМОКРИТА, « ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться « ( 47; 52 ).

РИТОРИКА в настоящее время - это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определённым образом воздействующей речи.

Формы существования риторических структур - сверхфразовые единства: текст, сложное синтаксическое целое, диалогическое единство, организующее фразы в общее смысловое, коммуникативное и структурное целое ( 45; 10 ).

В средние века риторика вошла в число изучаемых предметов в университеты и школы многих стран, в том числе и в России.

Знаменательно появление в России в XVII – XIX в.в. большого количества учебников по риторике ( красноречию, сладкоречию, витийству, теории словесности и т.д. ). В библиографии учебных книг по риторике около 150 наименований. При этом первая из них - митрополита Макария, датирована 1617 – 1619 гг., последняя - 1923 г. Д. Н.

Овсянико-Куликовского.

Первым учебником риторики на русском языке было «

Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия « ( 1743 г. ) М. В. ЛОМОНОСОВА. До этого времени риторика писалась и выходила в России на латыни и церковно

– славянском языке. В этом труде говорится, что « риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать…» ( 47; 71 – 72 ). Данное определение риторики отражает сложившийся к тому времени взгляд на риторику как на науку, которая учит искусному - не только устному, но и письменному общению.

Все последующие российские риторики писались на основе риторики Ломоносова ( И. С. Рижский, Н. Ф. Кошанский, А. С.

Никольский, Е. Кари и др. ). Небезынтересно отметить, что в

1877 году вышла « Детская риторика, или Благоразумный вития к пользе и употреблению юношества сочинённый «. В названии книги точно отражён её адресат: дети, юношество. Адресатно – ориентированные учебники риторики получили широкое распространение в России: для дворян ( Феоктист Мочильский ), в пользу молодых девиц ( К. Глинка ), для учащихся в российских духовных училищах ( А. Никольский ), военное красноречие ( Я. В. Толмачёв ) и др.

Известно, что к середине XIX в. в России, как и во многих других европейских странах, риторика подверглась резкой критике за схоластику, схематизм, рецептурность. Она вытеснялась другими предметами - вначале теорией словесности

( где предметом изучения становятся главным образом художественная речь, тропы ), а затем ( конец XIX – начало

XX вв. ) культурой речи ( где главным предметом внимания становятся нормы литературного языка ). В школе занимаются развитием связной речи у детей, где основное внимание уделяется обучению с помощью изложений и сочинений, умению создавать устные и письменные тексты. При этом в школах

России развитию коммуникативных умений всегда уделялось известное внимание, хотя далеко не во всех случаях эта работа обозначалась как риторическая.

Возрождение риторики началось в середине ХХ века.

Риторика настоящего времени преодолела рамки, изначально очерченные её создателями: речь, ею организованная, существует как в устной, так и в письменной форме; она все более вторгается в область, прежде считавшуюся исключительной компетенций поэтики.

Разрабатываются критерии невербальной ( несловесной ) риторики - характеристики взаимодействия и воздействия мимики, жеста, голосовых модуляций, цвета. Современная риторика непредставима вне лингвистики текста, герменевтики

( науки о восприятии ), семиотики ( науки о способах означивания и характерах знаков ), психологии, физиологии, а также дидактики.

Сейчас в активе риторики труды БАРТА и в целом неориторической группы « Мю «, опубликованные на русском языке в сборнике « Общая риторика « ( 1986 ), работы

ЛОТМАНА, Б. А. УСПЕНСКОГО, в известной мере продолженные коммуникативно – лингвистические исследования БАХТИНА. В 1958 г. вышел сборник статей и фрагментов « Об ораторском искусстве «, 1967 г. - сборник « Мастерство устной речи «, в 1978 г. появилось издание « Античные риторики «, включившие работы АРИСТОТЕЛЯ, ДЕМЕТРИЯ, ДИОНИСИЯ

ГАЛИКАРНАССКОГО и др. В настоящее время объем литературы по проблемам риторики исключительно велик; полные библиографические справочники содержатся в номерах журнала «

Риторика «, издаваемом с 1995 года ( 45; 12 ). Появилось и большое количество учебных пособий, но это уже тема нашей следующей главы.

ГЛАВА 2.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И УЧЕБНИКИ ПО РИТОРИКЕ.

Как нами уже было упомянуто ранее, в настоящее время риторика все чаще стала вводиться в программу не только специализированных школ, лицеев и гимназий, но ею заинтересовались и общеобразовательные школы ( что, на наш взгляд, более важно ). Возникает вопрос: может быть, следует восстановить ту риторику, которая существовала в

XVIII – XIX вв., переиздать лучшие учебники, и тем самым проблема будет решена? Нет. Это не было бы удачно найденным выходом, хотя, безусловно, переиздать популярные в своё время риторики И. С. РИЖСКОГО, А. С. НИКОЛЬСКОГО, А. Ф.

МЕРЗЛЯКОВА, Н. Ф. КОШАНСКОГО, М. СПЕРАНСКОГО было бы очень полезно.

Дело в том, что все эти учебники также безнадёжно устарели, как и учебники грамматики того же периода, несмотря на то, что и в тех, и в других есть много ценного.

Повышенный интерес к риторике неминуемо нашёл отклик во многих издательствах. К сожалению, далеко не всю литературу можно рекомендовать в качестве обучающей для школьников. Всё чаще она рассчитана на людей, имеющих за плечами солидный багаж знаний по этому предмету. А иногда авторы пускаются в столь туманные рассуждения, что читатель не всегда уверен в том, что сам автор до конца понимает, о чём он говорит. На наш взгляд, первейшим критерием в подборе методической литературы должна быть ясность изложения мысли и простота в понимании не только самим автором, но и аудиторией, на которую и рассчитано учебное пособие.

Из всех учебных пособий по риторике мы отобрали следующие:
- Н. А. Михайличенко. Риторика.
- Н. Н. Кохтев. Риторика.
- А. А. Мурашов. Основы педагогической риторики.
- Т. А. Ладыженская. Школьная риторика.
- Немного расскажем о содержании этих учебников, после чего попробуем оценить их с точки зрения пригодности для работы в школе.

2. 1. Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это пособие представляет собой краткий конспект лекций по основам риторики, дополненный вопросами для самопроверки, практическими заданиями и упражнениями, которые, по мнению автора, должны помочь учащимся выработать и закрепить необходимые навыки и умения. В основе пособия лежит опыт преподавания составителем курса риторики на факультетах

Института Молодёжи и в старших классах гимназий Петровского района города Москвы. Пособие является учебно – методическим; предназначено для старших классов ( 8 – 11 ) гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. Оно состоит из следующих частей:
- Введение;
- VI разделов;
- Заключение;
- Упражнения;
- Краткий словарь трудных слов;
- Список рекомендуемой литературы;
- Литература по проблемам риторики;
- Список словарей.

Немного поподробнее о каждом из пунктов.

ВВЕДЕНИЕ.

Во введении говорится о проблемах правильной речи в современное время. Риторика определяется как особая наука о законах “ изобретения, расположения и выражения мыслей в речи “.

Автор также упоминает определение риторики, данное ПЛАТОНОМ

( “ Искусство управлять умами “ ( 44; 4 ) ), подводя, таким образом, к другому названию риторики - ораторское искусство. Судя по всему, данное учебное пособие только с этой точки зрения и будет рассматривать риторику.

Далее автор ставит ряд вопросов:
. Как достичь цели, поставленной оратором?
. Как завоевать аудиторию, привлечь её на свою сторону?
. Какую речь считать наиболее действенной?
. В чём секреты убедительности устного публичного выступления?
. Из чего слагается успех хорошей ораторской речи?
. Какие возможные способы убеждения следует считать наиболее эффективными?

По всей вероятности, эти вопросы можно считать в данном пособии установочными.

РАЗДЕЛЫ.

РАЗДЕЛ I. РИТОРИКА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ.

В этом разделе идёт речь о мастерстве оратора, о вопросах, поставленных перед ним, и о его целях. Немалое место уделено вопросу взаимодействия оратора и аудитории.

Автор классифицирует ораторское выступление. Раздел снабжён опорными схемами:

Схема 1. Основные виды красноречия;

Схема 2. Основные этапы работы перед речью;

Схема 3. Основные этапы подготовки и проведения публичной речи; и таблицами. Определяются науки, являющиеся слагаемыми речевого мастерства.

В конце раздела учащимся предлагается ряд вопросов, направленных не только на знание лекции, но и на её понимание. В завершении - предложение подготовить учащимися трёхминутную речь на тему: « Зачем нужна риторика? «.

РАЗДЕЛ II . ИЗ ИСТОРИИ РИТОРИКИ.

В этом разделе говорится о возрасте риторики (одна из древнейших наук ), о возрастающем к ней интересе в переломные моменты истории и в современное время. Автор убеждает учащихся в необходимости последовательного изучения риторики с античности по современное время. Отсюда и логическое деление раздела на 3 главы:
1. Античная риторика;
2. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время;
3. Ораторское искусство России.

В этих главах упоминаются авторы: ПЕРИКЛ, АРИСТОТЕЛЬ,

ДЕМОКРИТ, ЦИЦЕОН, КВИНТЛИОН (даны разные понимания и трактовки красноречия и риторики этими философами ), ПАСКАЛЬ,

БЭКОН, ГЁТЕ, М. М.СПЕРАНСКИЙ ( и его « Правила высшего красноречия « ), М. В. ЛОМОНОСОВ ( и его структура публичной речи ). В качестве примеров приведены работы различных ораторов от средневековья до современности, в числе которых

КОНИ и П. С. ПОРОХОВЩИКОВ. Рассмотрены формы красноречия от элементарных до судебного и политического.

Как и прежде, раздел завершается рядом вопросов и заданием написать небольшое выступление на тему: « Великие ораторы прошлого «.

РАЗДЕЛ III. ЛОГИКА В ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ.

В этом разделе автор рассуждает о последовательности в выступлении оратора и о роли аргументов. Здесь же даётся толкование логической культуры, как способности определённо изложить содержание основных идей; непротиворечивость в рассуждении; последовательность перехода от одной мысли к другой; доказательное изложение материала.

Вновь приведён ряд схем.

На Схеме 4. показано, использование каких законов логики обеспечивает вышеперечисленные качества. Здесь же указаны и требования логики к различным этапам работы над речью.

На Схеме 5. намечены целевые установки каждой части работы оратора над речью и названы основные приёмы, которые он должен использовать для достижения поставленных целей.

На Схеме 6. - подчинение начала и конца речи тезису, к которому относится все приводимые аргументы. Схема отражает главное правило композиционно – логического строения речи, сформулированное М. М. СПЕРАНСКИМ: « Обозначить свой предмет, раздробить его на части, слить одну часть с другой, приметить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; приметить всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сём расстоянии « ( 47; 90 – 91 ).

Раздел несколько сложнее предыдущих не только по своему содержанию и терминологии, но и по подобранным к нему вопросам. Много вопросов на понимание материала и его самостоятельный разбор с указанием ряда авторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты