« М « класс: « Добрый, хорошист, нормальный. «
« Высокий, хорошо учусь; короткие волосы; с чувством юмора, вежливый. «
« Хорошист, нормальный. «
А в физкультурном классе много внимания уделено поведению.
Очевидно, на этом их часто акцентируют в классе:
« Ф « класс: « Высокий, светлые волосы, характер вспыльчивый. « « Нервный, рост средний; добрый; чёрные волосы, глаза карие. «
« Маленький, симпатичный, плохо себя веду на людях. «
« Плохо себя веду ( плохой мальчик ). Много плохих привычек. «
В выборе профессии гуманитарный класс тоже был более разнообразен. Отсюда видно, что развивается не только лингвистический кругозор, но и общий кругозор учащихся. Было названо около 20 профессий, где большее внимание уделено профессиям, сопряжённым с творчеством:
Журналист, модельер, художник, дизайнер, топ – модель, учитель, переводчик, художник – мультипликатор, президент фирмы, визажист, модельер – дизайнер, доктор, лётчик и др.
В математическом классе предпочтение отдавалось профессиям, приносящим большой материальный доход:
Юрист, программист, экономист, милиционер
Вдобавок учащиеся были нацелены на работу за рубежом:
Археолог, тренер по спортивной гимнастике в Германии, моряк.
В физкультурном классе учащиеся акцентировали внимание на профессиях, приносящих помощь другим людям:
Врач, ветеринар, учитель, военный
Ряд ситуаций был направлен на выяснение знаний этикета и умения строить фразы. Учащиеся особенно не отличались, хотя гуманитарный класс, как и прежде, объяснил всё более обстоятельно и аргументировано. Вновь хочется обратить внимание на количество слов в высказываниях.
Вопрос 5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе.
Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?
« Г « класс: « Извините, пожалуйста, вы не подскажете, как мне добраться до вокзала? «
« Здравствуйте! Извините, пожалуйста.
Я тут недавно, Вы не могли бы мне сказать, где находится вокзал? Спасибо! «
« М « класс: « Простите, вы не объясните, где находится вокзал? «
« Ф « класс: « Извините, Вы не знаете, где здесь вокзал?
«
« Извините. Я из Новгорода, я заблудился. Отведите меня, пожалуйста, на вокзал. «
Вопрос 7: Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи гостям отведать твоё фирменное блюдо.
« Г « класс: « Здравствуйте! У нас, как и у любого кафе, есть своё фирменное блюдо. Вы бы не хотели его попробовать? «
« А теперь наше самое изысканное блюдо! Пальчики оближешь! «
« Мадмуазель, не хотите попробовать наше фирменное блюдо « ЛЯ ФРАНЦЕЗ «? У этого блюда незабываемый вкус, удивительная нежность и его одобряют все гурманы. «
« М « класс: « Дамы и господа! Я хочу предложить вам наше фирменное блюдо « Судак в собственном соку «.
Надеюсь, вам понравится. «
« Ф « класс: « О, какие люди, здравствуйте! Присаживайтесь сюда, пожалуйста. Не хотите ли отведать наше суперфирменное блюдо? «
« Не хотите отведать изюминку нашего кафе? «
Вопрос 8: Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу ) и вспомнил, что вчера был его День
Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?
« Г « класс: « Извини, пожалуйста. Я так давно тебя не видела и совсем забыла поздравить тебя с Днём твоего
Рождения. Давай сходим в кафе и я заглажу свою вину. «
« Привет! Поздравляю тебя с твоим прошедшим Днём Рождения! Желаю счастья, здоровья и всего самого наилучшего! Как провёл праздник? «
« Ой, извини, пожалуйста, надо же, совсем забыла тебя поздравить с Днём Рождения. Поздравляю!
«
« М « класс: « Привет! С прошедшим тебя. Прости, что вчера не позвонила. «
« Извини, я забыл, но я исправлю свою ошибку. Поздравляю с Днём Рождения! «
« Прости, с Днём Рождения! «
« Ф « класс: « Извини, пожалуйста, я был занят. Извини. «
« Извини, но у меня были дела. «
В задании, где нужно было поставить ударения, меня интересовали слова « звонит « и « ложить «. Отметили, что слова « ложить « в русском языке нет учащиеся в гуманитарном классе - 90 % и 5 % в математическом. Со словом « звонит « ситуация иная: в гуманитарном и математическом классах правильно ответили 60 %, а в физкультурном - 25 %.
На вопрос « Что можно узнать о человеке по его голосу? « , ответили опять же примерно одинаково. Но учащиеся гуманитарного класса сделали это более обстоятельно и охарактеризовали свой голос, избежав слова « нормальный «, которое сплошь и рядом встречалось у ребят физкультурного класса.
« Г « класс: « Вежлив ли, возраст, образование. «
« Курит, пьёт, характер, где тусуется, возраст и ещё какие – нибудь мелкие детали. «
« Здоровый ли образ жизни он ведёт, как следит за своей речью и какой он по натуре. «
« М « класс: « Добрый или злой, умный ил тупой. «
« Пол, возраст, характер, трезвость, заикается ли. «
« Образованность, в деревне или в городе ли он живёт. Характер, о чём думает. «
« Ф « класс: « Грубый ли он, пьёт ли; женщина ил мужчина. «
« Настроение. «
« Характер, пол, ум. «
« Плохой ил хороший. «
Что такое диалог, знали 40 % физкультурного класса, 85
% математического и 95 % гуманитарного, а что такое монолог
- 0 % физкультурного, 60 % математического и 100 % гуманитарного класса. У учащихся часто моно ассоциировалось со словом « много «.
На вопрос « Что такое рифма « ответили 50 % физкультурного класса, 95 % математического и 100 % гуманитарного. Проиллюстрировать смогли многие, но точнее это сделали в гуманитарном классе:
« Г « класс: суровых - сосновых;
солнце - донце;
дрова - трава;
« Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя..»
« М « класс: палка - галка;
краб - раб;
кровь - морковь.
« Ф « класс: Антошка - картошка;
жучка - кучка.
А вот на вопрос о несловесном общении лучше ответили негуманитарные классы 80 %, а гуманитарный класс ( почему - то ) наполовину меньше - 40 %.
Дать описание фломастера вновь лучше удалось учащимся гуманитарного класса - это получилось у них более ярко, красочно и многословно ( ! ).
« Г « класс: « Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета и любой формы. У него всегда есть колпачок, иначе он может высохнуть. «
« Мой фломастер с белым колпачком, а стержень у него красный. Фломастер толстый, и стержень у него поэтому широкий, а пахнет он красной душистой розой.
«
« Это яркая ручка, заправленная спиртом и тушью, с широким мягким ворсистым грифелем. «
« Это пишущий предмет. Он может быть любого цвета - от самого светлого до чёрного. «
« Ф « класс: « Это большой карандаш, который ярко рисует.
«
« М « класс: « Это цветная ручка с сильным запахом. «
Девятнадцатый вопрос « Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…» был предназначен выявить умение учащихся красиво и полно выражать свою мысль. Мы надеялись увидеть нечто, похожее на минисочинение. Учащиеся нас несколько разочаровали. В основном объяснение превратилось в ряд однородных предложений, а порой ограничивались и одним простым предложением, а то и словом ( каникулы ). Но, опять таки, отличились в лучшую сторону учащиеся гуманитарного класса.
« Г « класс: « Потому что я езжу в деревню, могу делать всё, что хочу. Я дышу свежим воздухом. Летом тепло, каникулы. «
« У меня летом День Рождения и я могу отдыхать и наслаждаться свежим воздухом у бабушки в деревне. «
« Потому что деревня, молоко, корова, в школу не ходишь, смотришь телевизор, слушаешь музыку, гуляешь до скольки угодно. «
« Потому что я могу плавать в речке, каникулы в школе, могу встретиться с сестрой и поехать в деревню. Я люблю ходить в лес. «
« Я очень люблю зиму, потому что в это время года много праздников. Падает снег, который накрывает деревья и кажется, что ты в сказке. В снегу можно поваляться и понырять. «
« М « класс: « Очень тепло. «
« Потому что можно гулять сколько хочешь.«
« Нет уроков и можно купаться. «
« Оно тёплое, красивое, пахнет цветами. «
« Потому что очень жарко, можно купаться, есть мороженное, есть сладости, бегать в шортах, кататься на лодке, загорать. «
« Ф « класс: « Светит солнце и птички поют. «
« Тепло и можно купаться. «
« Потому что летом жарко и можно купаться, ходить на рыбалку, играть в футбол. «
« Потому что люблю купаться, загорать, развлекаться, не надо ходить в шапках и шубах. «
« Каникулы. «
На вопрос, требующий работы логики « Выпиши реплики, неуместные для официального общения….», учащиеся всех классов ответили без особых отклонений одинаково правильно, выбрав вторую реплику: « Это всё брехня. Кто Вам сказал? «. Но точнее всё же справился гуманитарный класс, где количество правильно ответивших было равно практически 100 %.
При подборе синонимов в физкультурном классе вызвало затруднение слово круг. Оно почти не породило никаких ассоциаций. Синоним смог подобрать лишь 1 человек - шар, окружность. К остальным словам здесь смогли подобрать по 2, реже по 3 синонима: красивый - приятный, симпатичный,
прекрасный, неотразимый, прелестный,
привлекательный ;
говорить - базарить, общаться, болтать,
разговаривать
Учащиеся же математического и гуманитарного классов выстраивали цепочки синонимов, доходящие до 9 – 10 слов, хотя некоторые из них синонимами уже было сложно назвать.
« Г « класс:
круг - шар, диск, обруч, солнце, глаз, колесо, глобус,
окружность, пуговица
красивый - привлекательный, симпатичный, чудесный,
прелестный, прекрасный, симпатичный,
замечательный, изумительный, милый
превосходный, приятный
говорить - разговаривать, тараторить, болтать,
выкрикивать, чесать языком, общаться,
беседовать, объяснять, шпарить,
открывать варежку, переговариваться,
открывать рот, трезвонить
« М « класс:
круг - шар, окружность, мяч, ноль,
бублик, колесо
красивый - очаровательный, прекрасный, милый,
милый, неплохой, симпатичный,
обаятельный, приятный, яркий,
хороший, великолепный, замечательный,
неординарный, необыкновенный, превосходный,
чудесный, прелестный
говорить - болтать, речь толкать, лясы точить,
базарить, трепаться, орать.
Кричать, калякать, шептаться
На последний общий вопрос тоже не все правильно ответили. Различие в семантике слов « невежливо « и « грубо « нашли и объяснили опять же в основном учащиеся гуманитарного класса.
При анализе этих общих вопросов мы увидели, что, несмотря на неплохой уровень подготовки учащихся во всех трёх классах ( что, на наш взгляд, обусловлено высоким уровнем учебного заведения, в стенах которого и учатся опрошенные дети ), всё же учащиеся, ранее занимавшиеся предметом « Школьная риторика « показали результаты более высокие, чем остальные, у которых не было этого предмета.
Мы считаем, что на примере проведённого исследования можно сказать, что есть некоторые основания, полагающие, что предмет « Школьная риторика « имеет полное право на существование в школьной программе.
Сами же учащиеся считают, что риторика помогла им в развитии речи, необходима для становления языка и раскрепощения в различных ситуациях ( от бытовых до экстремальных ). Ещё была отмечена важность знания основ этикета. Учащиеся упоминали, что на уроках риторики они много и увлекательно инсценировали, учились правильно произносить звуки, ставить ударение, правильно говорить. Им понравилось и петь песни, и разучивать пословицы. Благодаря риторике они учатся говорить ( в смысле « излагать свои мысли правильно « ), а не этого ли и добиваются наши учителя?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10