Автор рассуждает о составляющих речи оратора, где немаловажное место занимает знание родного языка и личный стиль оратора.
Даётся перечень частых ошибок учащихся. Например, тафтология, слова – паразиты, неправильное и неуместное употребление цитат.
Говоря о богатстве речи, составителем упоминаются литературные средства выразительности речи, даются определения основных из них.
Перечислен ряд советов для будущих ораторов.
Вновь приложены схемы. Их 3:
Схема 7. Стили русской речи.
Схема 8. Требования к языку публичного выступления.
Схема 9. Языковая норма.
Кроме традиционных вопросов в конце раздела содержатся и вопросы практического характера, типа:
. Проанализировать язык теле- и радиопрограмм в течение 1 – 2
-ух дней. Какие ошибки заметили? Привести 1 – 2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.
. Составить 2 – минутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи ( Этот вопрос предназначен для одновременной проверки и степени усвоенности лекции. ).
РАЗДЕЛ V. ОРАТОР И АУДИТОРИЯ.
В разделе автор приступает уже к непосредственной работе с аудиторией. Он подчёркивает связь риторики с психологией, этикой и педагогикой.
Опорная Схема раздела - Схема 10. Взаимодействие оратора и аудитории в процессе речевого общения ( Особенно подчёркивается роль психологии. ). Большое место в выступлении автор отводит импровизации. Преимущество отдаётся речевым выступлениям.
Составитель приводит примеры композиционных средств активизации внимания и интереса аудитории ( речевые и методические ).
Схема 11. Каналы воздействия оратора на аудиторию.
Заостряется внимание и на учёте особенностей аудитории.
Схема 12. Критерии оценки аудитории.
Здесь приведены основные критерии, на основании которых оратор даёт предварительную оценку составу слушателей.
Схема 13 . Признаки аудитории.
Схема14. Мотивы слушания.
Схема 15. Типы слушателей.
Уделяется внимание и кинемике ( науке о жестикуляции
), подчёркивается роль жестов и их искренности.
После вопросов на понимание материала дан список книг для прочтения, где содержится ответ на последний вопрос раздела: « Как преодолеть волнение перед началом публичной речи».
РАЗДЕЛ VI. ТЕХНИКА РЕЧИ.
Раздел не содержит вопросов. Он несколько физиологичен, но не менее познавателен, чем предыдущие. В нём автор говорит о строении речевого аппарата. Подробно даны характеристики голоса: тембр, высота звучания, темп, чёткость дикции.
Оратор должен уметь владеть своим голосом.
Приведённый ниже ряд упражнений помогает преодолеть многочисленные комплексы учащихся и улучшить их технику говорения на публике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Заключение состоит из 16 советов и ряда рекомендаций в помощь начинающему оратору. Они очень последовательно вытекают из всего материала книги.
УПРАЖНЕНИЯ.
Это 15 упражнений, комментарии к которым даны в
Разделе VI. Они: развивают полётность голоса и правильность речевого дыхания; расширяют диапазон голоса; направлены на умение подбирать нужный темп речи, интонации; предназначены улучшить артикуляцию, научить чёткому произношению окончаний слов; направлены на самопроверку в нормативности произношений.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТРУДНЫХ СЛОВ составлен объёмом в 540 слов.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ составляют 43 книги и
19 словарей.
2. Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.
Пособие для учащихся 8 – 11 классов учебных заведений с углублённым изучением гуманитарных предметов, а также для лицеев и гимназий.
Цель автора пособия - возрождение риторики в школе.
Основное внимание здесь уделено самой известной области риторики - ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, мастерству публичной речи.
Помимо теоретических сведений о предмете, в пособии содержатся задания на анализ фрагментов выступлений известных ораторов, в качестве примера прилагаются образцы подробного анализа, а так же даны задания на внимание и понимание публичных речей и составление собственных по их образцу. На многие задания в конце пособия можно найти ответ - проверить себя.
Риторика Кохтева состоит из Х глав, каждая из которых посвящена отдельной проблеме риторики. Сперва излагаются теоретические сведения, затем даются практические упражнения, правильность выполнения которых учащиеся могут проверить самостоятельно. Рядом с упражнениями, содержащими в пособии ответ, помещён небольшой рисунок – символ, его же можно найти и рядом с ответами.
Пособие изобилует фрагментами речей выдающихся учёных, писателей, юристов, политиков, государственных и общественных деятелей, проповедников. Эти фрагменты тоже обозначены особым рисунком, что позволяет их легко находить в тексте.
Дополнительное чтение изобилует большим количеством рубрик, к числу которых относятся следующие:
- « Из «сравнительных жизнеописаний « ПЛУТАРХА « ( приводятся выдержки, посвящённые ораторам: ДЕМОСФЕНУ и ЦИЦЕРОНУ );
- « Документы, связанные с опубликованием учебников по риторике М. В. ЛОМОНОСОВА «;
- « Пословицы, посвящённые речи «;
- « Из воспоминаний о публичных выступлениях «.
Материал для дополнительного чтения выделен специальными линейками.
В начале каждой главы автор обозначает проблемы, которые учащиеся должны вскрыть в процессе ознакомления и дальнейшего обсуждения материала. Каждая проблема может быть выделена в тему отдельного урока ( по усмотрению преподавателя ).
ГЛАВА I. РИТОРИКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ.
Автор говорит о красноречии и обозначает его родину
( ЭЛЛАДА ), как место, где появляются первые работы по теории красноречия. Учащихся знакомят с наукой СОФИСТИКОЙ.
Далее стоит ряд философов ( ПЛАТОН, СОКРАТ, АРИСТОТЕЛЬ,
ПЛУТАРХ, ДЕМОСФЕН. ЦИЦЕРОН, КВИНТИЛИАН ), которые рассмотрены с точки зрения их видения основы ораторского искусства и путей, которыми они к этому пришли. Немного дано биографии, но основной акцент - взгляд Великих античной эпохи на ораторское искусство. Даётся перечень их трудов.
Глава завершается блестящим резюме, позволяющим вспомнить основные моменты главы.
ГЛАВА II. РИТОРИКА В РОССИИ XVII – XIX ВВ.
В этой главе говорится о времени создания в России самых ранних риторик и об их авторах - н. XVII в. – метрополит Новгородский и Великолуцкий МАКАРИЙ; о том, как определял риторику М. В. ЛОМОНОСОВ и о чём шла речь в его труде по риторике. Также здесь раскрывается содержание частной и общей риторики. Много внимания уделено авторам первых риторик и изложению их содержания ( И. С. РИЖСКИЙ,
А. Ф. МЕРЗЛЯКОВ, А. И. ГАЛИЧ, Н. Ф. КОШАНСКИЙ, М. М. СПЕРАНСКИЙ
).
Предложенный в конце главы практикум заставляет учащихся думать не только над новым материалом, но ещё сравнивать и сопоставлять его с недавно пройденным.
Предложены также и темы для самостоятельной подготовки.
ГЛАВА III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ: ЕЁ РОДЫ И ВИДЫ.
В главе говорится о различных видах красноречия:
- академическое,
- социально – политическое,
- социально – бытовое,
- духовное, о их своеобразии, возникновении и развитии. Делается попытка рассмотреть проблему сосуществования родов речей.
Автор описывает особенности судебной речи.
В конце главы даны блестящие образцы ораторского мастерства: КОНИ, Т. Н. ГРАНОВСКОГО, В. О. КЛЮЧЕВСКОГО,
АНДРЕЕВСКОГО, ЛОМОНОСОВА, МЕТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО ДИОНИСИЯ.
ГЛАВА IV. РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ ДЕЙСТВУЮТ НА СЛУШАТЕЛЕЙ
ОТРИЦАТЕЛЬНО.
Глава о правильной речи, нормах языка, наиболее часто встречающихся речевых ошибках, о нарушении норм ударения и произношения ( и о них самих ).
Автор стремится убедить учащихся в необходимости работы со словарём.
Даны практические советы по избежанию речевых и стилистических ошибок. Часть главы посвящена и нарушениям норм грамматики. Ниже в риторике приведён ряд пословиц, типа: « Слово не стрела, а разит «, « Не говори всего, что знаешь, а знай всё, что говоришь «.
В практикуме даны соответствующие задания. В конце главы учащимся предлагают составить схему содержания главы.
ГЛАВА V. ЧТО ЗНАЧИТ ВЛАДЕТЬ СВОИМ ГЛАГОЛОМ?
Автор рассуждает о темпе речи, силе и высоте голоса, о произношении ( его ясности и чёткости ). Немного внимания уделено и дикции. Ниже предложен обширный практикум, направленный на развитие голоса, манеры говорения, темпа, упражнения на тренировку дикции и чёткого произношения звуков. Предложен ряд скороговорок, поделенных в соответствии с тем, на какие звуки идёт акцент:
( б ) « ДОБЫЛ БОБОВ БОБЫЛЬ «;
( р ) « ДРОБЬЮ ПО ПЕРЕПЕЛАМ ДА ПО ТЕТЕРЕВАМ «;
( с ) « У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩА, А УСИКИ «; и др.
Ещё приведены упражнения на выражение чувств при помощи голоса. В конце главы содержатся практические советы по работе над голосом.
ГЛАВА VI. КАК РАБОТАТЬ НАД УСТНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ.
В этой главе повествуется о необходимости хорошей подготовки перед выступлением, о том, зачем она нужна и по какому плану её вести. Вводя понятие « рабочий план «, автор рассказывает и его составляющих, о способах нахождения и использования фактов, о работе с литературой.
Составитель учебника выводит учащимся важное правило:
РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НАПИСАНА ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА!
В конце главы располагается схема подготовки к выступлению. Само же выступление учащиеся должны подготовить самостоятельно, сделав план и подробно расписав своё выступление. Для большей пользы свою работу они должны и проанализировать, учтя все « + « и « - « её.
ГЛАВА VII. КОМПОЗИЦИЯ РЕЧИ.
Автор раскрывает само понятие « композиция речи «, разбивает речь на составляющие и подробно разбирает каждый пункт. Особое место уделено вступлению, основной задачей которого является привлечь внимание и заинтересовать. В качестве образца приводится множество примеров из ПЛЕХАНОВА и АНДРЕЕВА.. Не последнее место уделено и главной части - основному содержанию выступления. Упомянуто о главных его приёмах: изложение, логические формы изложения, объяснение; о различении аргументов и о сути самого понятия « аргумент «.
Последнее по схеме, но не последнее по значимости в композиции место занимает завершение речи ( и тоже приведено множество классических примеров ).
Практикум: поиск логических форм изложения и из ряда примеров, нахождение известных элементов композиции, выделение основной мысли в тексте.
И в завершении учащимся предложено составить доклад – размышление над прочитанным и сделать собственное резюме, отталкиваясь от схем, сравнить его с авторским.
ГЛАВА VIII. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРАТОРА И СЛУШАТЕЛЯ.
Глава об ораторском диалоге и монологе, о их своеобразии, о языковых средствах создания эмоциональности и оценочности в речи.
Практикум предлагает сделать своё выступление, учтя новое из прослушанной главы и помня о работе на слушателя.
Автор возвращает учащихся к предыдущим главам с разбором отрывков из выступлений великих ораторов. Ещё здесь даны вопросы на определение стиля в предложениях, где могут встретиться ошибки, предназначенные для нахождения и исправления их учащимися. Но свою правоту нужно ещё и доказать словесно.
Читателям предлагают поразмыслить на заданные темы, имея перед глазами пример выступления КЛЮЧЕВСКОГО « Евгений
Онегин и его предки «.
В конце главы даются вопросы, проверяющие знание предыдущих глав, слегка усложнённые новой темой и учащимся предлагается озвучить схему краткого содержания главы.
ГЛАВА IX. ПРАВИЛЬНО ВЫБИРАЙТЕ СТИЛЬ И ТИП РЕЧИ.
Здесь доказывается возможность письменного стиля употребляться в речах разного типа ( вновь с примерами:
КОНИ, МЕТРОПОЛИТА КРУТИЦКОГО И КОЛОМЕНСКОГО НИКОЛАЯ,
КЛЮЧЕВСКОГО, ПАВЛОВА ). Даны примеры использования разных типов речи.
В практикуме - задания на определение стиля. Автор задаёт вопрос: « КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10