Эффективность школьной риторики
p> Представьте, что мы находимся в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвал. Жюри состоит из сказочных героев ( члены жюри сидят в костюмах Кощея, Бабы Яги и

Золушки ). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предложенных комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему ( или ей ) приятные, но в то же время правдивые слова. ( Отвечают карточками: 1

- для Кощея, 2 - для Бабы Яги, 3 - для Золушки. Знак «

– «, если комплимент никому не подходит. ) ( Сперва читаются все комплименты, затем - по одному, а учащиеся сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по количеству правильных ответов в ней. )

« Ты очень ловкий, быстрая и всегда всюду успеваешь « ( 2

)

« Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая « ( 3 )

« Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться « ( - )

« Ты так долго живёшь на свете, и ты наверняка много видел « ( 1 )

Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова.

Попробуйте сегодня дома сказать похвальные слова родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!

Конкурс второй. « Вежливая критика «.

Вам, наверное, не раз приходилось высказывать своё мнение о человеке, его поступках, и оно не всегда было положительным. Давайте попробуем это сделать вежливо и доброжелательно. Представьте себе, что героев сказки « Лиса и журавль « пригласил к себе в гости Ёжик. Во время обеда они высказывают своё мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит какое высказывание. ( Игроки поднимают карточки с надписями « ЛИСА « или « ЖУРАВЛЬ «. )

« Всё хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде.

« ( Журавль )

« Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше не просите, не приду. « ( Лиса )

Как вы думаете, что мог сказать Ёжик на это?

Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.

1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.

2) Лисонька, ты, мне кажется, не совсем права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.

3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (

- )

Ну вот, надеемся, что вы поняли, что критика тоже может быть и должна быть доброжелательной.

Конкурс третий. « Утешители «.

Дорогие команды, к вам попала записка для ослика Иа – иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно её собрать. Для этого на листочках у себя запишите через запятую номера предложений утешительной записки. (

Предложения записаны на доске. )

1) Не огорчайся, дорогой Иа – иа!

2) Полно печалиться, дело поправится.

3) Стоит ли переживать из – за таких пустяков!

4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю.

5) Нечего искать иголку в стоге сена.

Правильный ответ - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а вы, конечно, выполните обещание помочь ему.

Конкурс четвёртый. « В гостях хорошо, а дома лучше. «

Сейчас вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Представьте, что вы -

Садко. Вы попали в подводное царство и морской царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите оставаться. Какой из вариантов отказа вы выберите? Объясните, почему?

1) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоём царстве.

2) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!

3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоём царстве, т. к. ждут меня на земле друзья и невеста.

( (1) Ты не убедишь царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. (2) Царь рассердится на тебя и бросит в темницу. Подумай, как ответить ему в следующий раз. (3) Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье. )

Конкурс пятый. « Поздравления «.

Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки « Золотой ключик «. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. ( На доске записано слово и объяснено. ) Помогите ему разобраться. Сигнализируем карточками:

1) Мальвина

2) Лиса Алиса

3) Черепаха Тортила

« Достопочтенная…! Поздравляю Вас с праздником! Желаю Вам быть по – прежнему доброй, мудрой и щедрой, как и 300 лет назад. Вы по – прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло. « ( 3 )

« Изобретательная…! Поздравляю Вас с женским днём! Желаю

Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной!

Пусть Вам повезёт с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.

« ( 2 )

« Милая…! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а ещё - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро.

Целую тебя. Папа Карло. « ( 1 )

Можно устроить ещё несколько внеконкурсных заданий, пока жюри подсчитывает баллы.

Ребятам предлагается представить себя Красной Шапочкой, пишущей своей бабушке открытку ко Дню Рождения.

Ещё один конкурс - кто больше вежливых слов назовёт.

В конце урока учитель подводит итоги:

Итак, сегодня мы с вами поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом.

Убедились в том, что можно думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а всё это необходимо, чтобы стать настоящим другом.

Жюри объявляет результаты. Награждаются все.

Конечно, мы не ожидали, что после пяти уроков учащиеся будут в совершенстве владеть этикетными формами - этого времени было бы недостаточно. Но некоторые результаты всё же были. Мы заметили, что ученики стали больше говорить и на остальных уроках. Нам удалось слегка растормошить и самых молчунов. У учащихся наметились позитивные сдвиги в отношении друг к другу, к окружающим.

Но, это ни для кого ни секрет, что эти изменения могут быть лишь временным следствием недавнего прохождения материала и проведения этого эксперимента. Этой дипломной работой мы постараемся выяснить эффективность данного учебного предмета, и, в положительном случае, убедить в его необходимости в школьной программе.

Проведённый нами эксперимент позволил нам определить методику проведения уроков риторики. Сюда входит:

1. Знакомство с риторическим понятием. ( Например, структура аргументации )

2. Создание проблемной речевой ситуации. ( Например, « Нужна ли человеку ( мужчине/ женщине ) физическая сила? « )

3. Самоподготовка учащихся - конструирование монолога или диалога.

4. Речевая деятельность учащихся ( дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т. д. )

5. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся.

ГЛАВА 4.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЭКСПЕРИМЕНТА.

Чтобы определить эффективность предложенной методики, ориентированной на учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, был проведён итоговый констатирующий эксперимент, который включал в себя аудирование и анкетирование. Эксперимент проводился в гимназии № 2 города Великий Новгород. Для этого были взяты учащиеся 6 - ых классов:

- гуманитарного ( где риторика велась )

- математического

- } где риторики не было

- физкультурного

В гуманитарном классе риторика преподавалась по программе Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ уже два года.

Чтобы повысить степень откровенности ответов анкетирование проводилось не анонимно, но фамилии учащихся мы указывать не будем.

То, что классы были взяты не из обычной школы, а из гимназии предопределило уровень ответов. Сюда и поступление происходит на конкурсной основе - отсюда и результаты, которые не всегда могли бы оказаться в обычной школе.

Эксперимент должен выявить существуют ли отличия в речи, логике выстраивания ответов, знании этикета, а также в умении строить фразы у учащихся, изучавших ранее предмет

« Школьная риторика « и у тех, кто его не изучал.

ЧАСТЬ I. Анкетирование.

Анкета состояла из 22 разноплановых вопросов для всех классов и ещё 3 добавочных только для изучавших риторику.

Вот эти вопросы:

1. Изучал ли ты раньше школьную риторику?

2. В каком классе сейчас учишься?

3. Опиши себя.

4. Кем хочешь стать в будущем? Почему?

5. Представь себе ситуацию: ты в незнакомом городе. Тебе нужно попасть на вокзал. Как ты обратишься к прохожему?

6. Другая ситуация. Маленький мальчик ( твой сосед ) потерял котёнка и плачет. Утешь его.

7. Другая ситуация. Ты открыл своё кафе. Предложи гостям отведать твоё фирменное блюдо.

8. Другая ситуация. Ты встретил своего лучшего друга ( подругу

) и вспомнил, что вчера был его День Рождения, а поздравить его ты забыл. Что ты скажешь?

9. Другая ситуация. Звонит телефон. Спрашивают родителей, а их нет дома. Как ты ответишь звонящему?

10. Поставь ударения: кто – то звонит, свекла, ложить.

11. Твой сосед ( соседка ) по парте хорошо написал ( а ) контрольную работу. Похвали его ( её ).

12. Другая ситуация. Ты одновременно встретил друга ( подругу

), учительницу по математике с незнакомым тебе взрослым человеком. Как ты будешь с ними здороваться? В каком порядке?

13. Другая ситуация. Тебе представилась уникальная возможность поговорить из ЦУПа с космонавтами. Но у тебя есть только

1 минута, а говорить нужно не спеша и чётко. Что ты им скажешь?

14. Как ты думаешь, что можно узнать о человеке по его голосу? По его речи? Охарактеризуй свой голос.

15. Что такое диалог? Монолог?

16. Что такое рифма? Проиллюстрируй.

17. Что такое несловесное общение? Какие его приёмы ты знаешь?

18. Дай как можно более полное описание фломастера.

19. Закончи предложение: Я очень люблю лето потому, что…..

20. Выпиши реплики, неуместные для официального общения:

* Конечно, помогу! О чём разговор?

. Это всё брехня. Кто вам сказал?

. Спасибо. Обязательно сделаю!

. Не могу я остаться. Никак.

21.Дай все возможные синонимы к словам: красивый, говорить, круг.

22.Как ты понимаешь выражения: « сказать невежливо « и « сказать грубо «. Можно ли их назвать синонимами?

23.Нравится ли тебе предмет школьная риторика? Почему?

24.Что нового ты узнал из этого предмета для себя?

25.Помогли ли тебе уроки риторики в общении с друзьями, в школе, дома?

Уже с описания внешности начались небольшие расхождения в ответах учащихся разных классов. Параметры описания себя были примерно одни и те же ( метрика, внешность, характер

), но более сложные ответы были у гуманитарного класса.

Можно заметить, что они и более многословны :

« Г « класс: « Я голубоглазая клёвая девчёнка. Рост около 162 сантиметров. Волосы светлые. Всегда весёлая ( почти всегда ). Люблю носить модные шмотки ( вещи ). Нос картошкой ( шутка ). Кто хочет познакомиться, звоните по телефону…..»

« Я невысокого роста, волосы тёмные, характер зависит от настроения, глаза зелёно – коричневые. Все говорят, что я очень стройная, весёлая, застенчивая, симпатичная. «

« 12 лет, бываю хорошая и добрая, бываю упрямая и настырная; волосы тёмные, глаза карие, рост 155 см, вес 35 кг. «

Вы могли заметить подчёркнутые слова - это слова молодёжной лексики, что не является признаком развязности, а, как мы считаем, это лишь свидетельство того, что дети чувствуют себя свободно и раскованно на уроке риторики. В учителе они видят друга, но это отнюдь не фамильярность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты