Эффективность школьной риторики
p> НЕПРИЕМЛЕМЫ ДЛЯ ОРАТОРА? «

Учащимся предложено на основании некоторых статей составить инструкции по работе над языком публичного выступления и переделать газетную статью на разговорный язык.

Резюме состоит из 3 – ёх пунктов, на основании прочитанного учащимся предлагают 4 – ый пункт составить самостоятельно.

ГЛАВА Х. СЛОВЕСНАЯ НАГЛЯДНОСТЬ: ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

В главе идёт речь о том, что такое ассоциации, как они действуют на чувства слушателя. Перечислены типы, передающие словесную наглядность. Много внимания уделено выражению авторской оценки, рассказу о том, что такое тропы, художественные образы, что они дают оратору.

Вопросы этой главы направлены на определение учащимися видов тропов, задания - на пропущенные слова ( эпитеты ) в речи ТУРГЕНЕВА: необходимо подобрать нужные слова, а затем сравнить с подленником.

Резюме автором лишь начато - написан 1 пункт, а остальные нужно додумать.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНЬЕ.

Автор советует не забывать пройденное и использовать приобретённые навыки в любых видах деятельности.

В конце пособия даны ответы на вопросы, которые отмечены во всей книге определённым значком, также приведены вопросы, которые можно поставить к каждой главе дополнительно.

СЛОВАРЬ ПРАВИЛЬНО ПОСТАНОВКИ УДАРЕНИЙ В ТРУДНЫХ СЛОВАХ расположен на 8, 5 страницах ( 733 слова ).

2. 3. А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Книга состоит из конкретных рекомендаций по различным областям риторики и коммуникативной лингвистике. Автор показывает все речевые условия, оптимизирующие правильную правильную речь на многих её уровнях: проблемы формирования дикции, проблемы диалога и монолога. Большое внимание уделено речевому этикету, умению полемизировать, культуре высказываний.

Риторика Мурашова состоит из IX глав.

ОТ АВТОРА.

Приведена замечательная авторская аргументация в пользу необходимости изучения риторики учащимися и учителями в первую очередь.

ГЛАВА I. РИТОРИКА. ПРЕМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.

Основные положения главы:

Работа учителя - искусство, и важно знать психологию восприятия, чтобы быть правильно понятым.

Дидактическая риторика - дисциплина, способствующая организации и функционированию прозаической устной речи в ходе учебного занятия.

В любом общении закономерности риторики актуальны для наиболее полного взаимопонимания, для оптимальной коммуникации.

Автор знакомит нас с историей риторики, упоминает имена людей, на неё повлиявших. Формирует её задачи.

ЗАДАЧИ РИТОРИКИ:

1. Способствовать формированию направленной и направляющей речи, а также определённых реакций на неё со стороны слушателей.

ЦЕЛЬ РИТОРИКИ - КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ГОВОРЯЩЕГО.
2. Учить: А) Аргументированному доказательству собственной точки зрения, не подвергая даже частичному, незаметному на первый взгляд оскорблению достоинства собеседника; Б) Умению стоять на его позиции, чтобы с его точки зрения рассмотреть предмет, сделав его тем самым рельефнее, ярче, отвергнув своё утверждение, если оно неверно.
3. Осуществлять организованное словесное и невербальное воздействие, логически и эстетически оправданное.
4. Формировать риторические приёмы как средство отклонения от речевой нормы, эстетически допустимые и психологически обусловленные. При этом важно помнить положение академика Л.

В. ЩЕРБЫ: “ Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда

– то и начинает он осознавать всю прелесть обоснованных отступлений от неё “.
5. Создавать ситуации информационной и коммуникативной комфортности, когда значительно улучшаются условия восприятия новой информации и общения. Способствовать культуре монолога и диалога.
6. Стремиться к формированию яркой и эмоциональной речи, регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникационными потребностями и психологическими особенностями собеседника или слушателя.
7. Помогать формированию индивидуальной речевой манеры говорящего. ( 45; 15 – 16 )

Даются рекомендации к прочитанному и упражнения на развитие ритмико – интонационной и стилистической зоркости.

ГЛАВА II. КОММУНИКАТИВНЫЙ АКТ. ПРЕПОДАВАНИЕ КАК ТВОРЧЕСКОЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.

По мнению автора, РИТОРИКА - система функций художественного мышления. ( 45; 28 ) Отсюда следует, что каждый раз необходимо свободное восприятие информации, т. е. творческое.

В этой главе говорится об особенностях общения ученика и учителя. Приведены веские доводы по необходимости привнесения риторики во все предметы.

Даны рекомендации к прочитанному и сделаны выводы из содержания главы. Для учащихся предложены вопросы и упражнения на оценку всевозможных афоризмов и формирование собственных высказываний.

ГЛАВА III. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА РИТОРИКИ.

Основная мысль главы - преподавание риторики немыслимо без владения нормами грамотной речи.

В конце главы даны упражнения на акцентологические, лексические, морфологические и синтаксические нормы.

ВЫВОД ИЗ III ГЛАВЫ:

Культура общения - фундамент организованного речевого воздействия на личность.

ГЛАВА IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ.

По мнению автора, учитель обязан работать над своей дикцией и правильной организацией темпа своей речи. Исходный момент - верное фонационное ( речевое ) дыхание.

Даны рекомендации - упражнения с дыханием и тому подобные.

Приводится описание занятий над голосом ДЕМОСФЕНА ( по

ПЛУТАРХУ ).

Даны следующие упражнения для работы с заикающимися детьми:
. « Горное эхо «,
. « Разговор в лесу «,
. « Иностранец «.

Автор подчёркивает взаимосвязь риторики с логопедией.

В конце главы даны упражнения на правильное произношение некоторых звуков и интонаций.

ГЛАВА V. ПАМЯТЬ И АССОЦИИРОВАНИЕ В РИТОРИКЕ.

Мнемотехника и её приметы. Автор уверен, что, развивая память, нужно начинать с асоциирования. Он считает, что в риторике встал вопрос самоповторения, призванный развивать память. Сюда же следует отнести и « вторичное конспектирование «.

Приводятся советы Е. ТАРАСОВА по развитию запоминания, где перечислены как вербальные, так и невербальные приёмы.

В конце главы - вопросы по прочитанному и упражнения на создание ассоциативного текста.

ГЛАВА VI. ЧТО НАДО ПОМНИТЬ ПЕРЕД ВЫХОДОМ К АУДИТОРИИ.

Изложены следующие советы:
. Нужно составить план лекции и саму лекцию, естественно.
. Выучить начало и конец лекции.
. Нужно учесть возможное поведение учеников.

Прилагается список из 12 правил риторики, которые необходимо помнить, готовясь к уроку.

Задания - упражнения на составление различных планов.

Выведено несколько АКТУАЛЬНЫХ « НЕ « ( о поведении на уроках ), последнее из которых - НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПРИВОДИТЬ

ПРИМЕРЫ ИЗ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ!

ГЛАВА VII. ОРАТОР ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ. ВОЗДЕЙСТВИЕ И

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.

Основные положения главы:
. Педагогу никогда не стоит пускать в ход все имеющиеся риторические резервы одновременно.
. Нет для учителя признания поражения более яркого, чем крик, который он не в силах контролировать.
. Эмоциональность и экспрессивность должны сопутствовать учителю, но только в присущих его личности характеристиках.
. Каждый учащийся должен чувствовать себя в фокусе учительского внимания.
. Важно показать учащимся, что их внимание необходимо.
. Нужно помнить, что молчание может быть различным.
. Начало всякого познания в удивлении ( что было замечено ещё АРИСТОТЕЛЕМ ).

Ниже автор даёт перечень риторических приёмов, помогающих педагогу импульсировать процент общения, значительно снизить фактор усталости аудитории. Вот это перечень:
1. Активное введение риторического вопроса.
2. Выдвижение полемичных, дискуссионных точек зрения.
3. Педагог подчёркнуто обращается к уровню личностной самооценки школьников, чтобы вызвать в них попытку самоутвердиться.
4. Переход на иной род риторического воздействия, смена частного коммуникативного намерения, формы и характеристики общения.
5. Регулирование самого времени урока, его риторического самопроявления в речи учителя и ученика.

В конце главы делаются выводы.

ГЛАВА VIII. РИТОРИКА - ТВОРЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ.

Вся глава построена на мысли, что урок должен быть интересен не только учителю, но и ученику.

Интерес к предмету и теме формируется и такими риторическими приёмами, как:
- запланированная неожиданность,
- нестандартность ситуации постановки проблемы,
- умение диалогически потенцировать монолог, вводя в него риторические вопросы и обращения к аудитории.

После лекции даны вопросы по ней. Ниже - упражнения на самооценку и анализ учителей, на выявление « + « и « -

«. Ещё автор задаёт учащимся вопрос о влиянии музыкального сопровождения на коммуникативные способности и риторическую манеру говорящих.

ГЛАВА IX. РИТОРИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МОНОЛОГ.

Глава посвящена преподаванию в XIX веке. Выведены личности знаменитых преподавателей, таких, как ГРАНОВСКИЙ,

КЛЮЧЕВСКИЙ, ГРИГОРОВИЧ. Автор указывает на их заслуги и упоминает об оплошностях и заблуждениях.

2.4. ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ « ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА «.

Прежде, чем проанализировать учебник Т. А ЛАДЫЖЕНСКОЙ, нам бы хотелось поподробнее остановиться на самой программе этого курса. Это речевой курс современной риторики - со своим содержанием, логикой построения, методами и средствами обучения. В центре его внимания - человек, который общается, - общение - обучение эффективному общению.

Содержание предмета, характеристика программы.

В разработанной Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ программе школьной риторики ( I – XI классы ) можно выделить два смысловых блока:
1) « Общение «, соотносящееся в определённой мере с тем, что в классической риторике называлось ОБЩЕЙ РИТОРИКОЙ;
2) « Речевые жанры «, соотносящиеся с так называемой ЧАСТНОЙ

РИТОРИКОЙ. ( 30; 36 )

Блок « ОБЩЕНИЕ « ( I – V кл. ) даёт представление о том, что такое риторика, как люди общаются, какие виды общения существуют. В этот блок входят и вопросы, связанные и с культурой речевого поведения ( речевого этикета ).

На основе этих элементарных сведений у детей формируются важнейшие умения - ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативные намерения, оценивать его реакции в общении.

Таким образом, основные понятия первого блока: общение, виды общения, речевая ситуация, речевой этикет.

Блок » РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ « даёт представление о тексте, о таких речевых жанрах, как личное письмо, поздравление, объявление и т. д.

Таким образом, основные понятия второго блока: текст, стили речи, речевые жанры.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блоков, при этом учитывается органическая взаимосвязь как самих блоков, так и их отдельных компонентов. Так, речевой жанр « Вывески « рассматривает в связи с темой первого блока « Для чего нужна речь « как пример, иллюстрирующий мысль о сообщающей, информативной функции речи. А речевой жанр « Скороговорки « - в связи с таким видом общения, как устное и таким свойством речи, как темп.

Многие риторические понятия раскрываются от класса к классу в динамике, по ступенчатому признаку. Эта форма программы даёт возможность судить об общем объёме и содержании предмета для каждого класса, о соотношении частей того целого ( риторики ), которое изучается на протяжении ряда лет. Осознавая эти соотношения, их преемственность и перспективу, любой практик легко внесёт коррективы в предлагаемую программу, сокращая, дополняя или передвигая части материала с одной ступени обучения на другу.

Проиллюстрируем высказанную мысль примером.

Таблица № 1

Понятийный компонент программы
|I класс |II класс |III класс |IV класс |

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я
| С помощью |Общение в быту |Общение один - на|Общение для |
|слов (словесное ) |(обыденное, быто-|один ( личное ), |контакта и об- |
|и жестов ( |вое, повседневное |), один -|мена мыслями, |
|несловес - |) |много ( |информацией |
|ное ). Общение |и общение в |(группповое, мас- |( фактическое - |
|устное и письмен |офи- циальной |ас- совое |нефактическое ). |
|- ное. |обстанов- ке|). | |
| |( в канцелярии | | |
| |школы, в классе)| | |
| |- | | |
| |( официальное) | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты