Эффективность школьной риторики
p> Приведено много стихов, песен ( порой с нотами ), отрывков из художественных произведений. Обилие схем.

ИДЕИ КУРСА:

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. ( Ш. де ЛАБРЮЙЕР. ) ( 30; 57 )

ОСНОВНЫЕ риторические УМЕНИЯ:

Первый тип ( У – 1 ). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:

- взаимодействие с партнёром общения, понимание его мыслей и чувств, уместность своего речевого поведения;

- точность речи ( наличие фактических ошибок ), разнообразие языковых средств, выразительность речи ( речевые находки );

- особенности речевых жанров.

Второй тип ( У – 2 ). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:

- умение использовать адекватные приёмы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;

- умение создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно- информационные жанры и т. д.

Таблица № 2

О Б Щ Е Н И Е

| У – 1. Анализировать и | Общение - общительный |
|оце- нивать свою |чело- век. Твоя |
|общительность: я|общительность. |
|очень общительный, | |
|малооб-щительный, | |
|необщительный человек. | |

В И Д Ы О Б Щ Е Н И Я

| У – 1. Определить вид | Общение для контакта и |
|обще- ния по его |об- щение для сообщения |
|основной цели ( сообщить, |нфор- мации |
|запросить инфор- | |
|мацию, обменяться информа- | |
|цией и т. д. - поддержать | |
|контакт, общение ) | |
| | |
|У – 2. Вступать в этикетный| |
|диалог и поддерживать его | |
|( в пределах, обозначенных | |
|в разделе « Речевой | |
|этикет « | |
|( I – III ) | |

Р Е Ч Е В О Й Э Т И К Е Т

| У – 1. Различать истинную | Что такое вежливость. |
|ве-жливость от показной |Вежли- вая речь ( |
| |словесная вежлиость) и |
| |воспитанность. Вежливо – не- |
| |вежливо - грубо |
| |
|Р Е Ч Е В А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь |
|У—1. Определять вид речевой |Говорить — писать; слушать — |
|деятельности; его этапы |читать. (Что общего в |
| |указан- ных парах ? )|
|У—2. Продумывать, что нужно |Основные этапы речевой деяте- |
|сделать до говорения, чтения |льности: до — в процессе – |
|и т. д.( на этапе |пос- ле того, как |
|ориентировки ), что - в |сказал, написал, прочитал, |
|процессе говорения, чтения и|услышал. ( Этап ориентировки|
|т. д. ( на этапе реализации|и планирования, этап |
|), что по- сле |реализации, этап контроля ).|
|говорения, чтения и т. п. | |
|( на этапе контроля ) | |
|У—2. Составлять опорный кон- |Опорный конспект как коди- |
|спект услышанного в форме |рование услышанного в форме |
|таблицы, схемы с использова-|таблицы, схемы с использова-|
|нием принятых и продуманных |нием рисунков, символов |
|символов, рисунков | |
|У—2. Воспроизводить по опор- | |
|ному конспекту услышанное | |
| У—1. Анализировать живую |Говорение. Особенности |
|устную речь, определять её |неподготовленной ( спонтан- |
|осо- бенности |ной ) речи |
| У—1. Определять, в какой мере | |
|устная речь подготовлена, в | |
|чём от- | |
|ражается её подготовленность | |
| У—2. Составлять опорный кон- |Опорный конспект ( как при |
|спект (как при слушании ) |слушании ) |
|Р Е Ч Ь П Р А В И Л Ь Н А Я И Х О Р О Ш А Я |
|(успешная, эффективная) |
|У—2. Пользоваться толковым |Толковый словарь. Словарь си-|
|словарём синонимов |нонимов. Словарь языка |
| |писа- телей. Словарь |
| |эпитетов . |
|Р Е Ч Е В Ы Е Ж А Н Р Ы |
|У—1. Определять начальное и |Тексты. Начальное и конечное |
|конечное предложения как |(последнее) предложения тек-|
|признаки тематического и |ста как яркие признаки |
|смы- слового единства |смыс- ловой цельности |
|текста |текста |
|У—2. Подбирать конечное | |
|(завершающее ) предложение к | |
|незавершённому тексту | |
|У—2. Создавать сжатый текст, |Сжатый пересказ сказанного |
|пользуясь способом исключения |собеседником в процессе |
|подробностей и способом |обсу- ждения ( темы, |
|обоб- -щения |проблемы ) |
|У—1. Анализировать вывод (в |Вывод в рассуждении |
|рассуждении ), его | |
|целесообраз- -ность | |
|У—2. Создавать к «новым» сло- |Словарные статьи в толковом |
|вам словарные статьи |словаре |
|У—2. Рассказывать весело (с |Речь разговорная с элементами |
|юмором ) о забавных, смешных |художественной речи. Весёлый|
|случаях из своей жизни |рассказ. |
|У—2. Рассказывать (устно и |Рассказ о памятных событиях |
|письменно) о памятных собы- |своей жизни |
|тиях своей жизни | |
|У - 1. Определять особенности |Газетный (публицистический) |
|содержания и речевого офор- |стиль |
|мления писем в газету | |
|У—1. Анализировать нформа- |Информационная заметка в газе-|
|ционную заметку в газету, |ту. Хроника |
|её соответствие | |
|речевой задаче и | |
|жанровым особенностям | |
|У—2. Создавать текст — под- |Подпись под фотографией в |
|пись под фотографией в газете|газе- те |
|У—2. Написать информацион- | |
|ную заметку в газету типа - | |
|что, где, когда и как | |
|произошло | |

( 30; 57 – 58 )

2. 5. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УЧЕБНИКОВ РИТОРИКИ В РАЗНЫХ

КАТЕГОРИЯХ ШКОЛ.

Теперь мы попробуем дать краткую характеристику описанным выше учебным пособиям.

Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО. РИТОРИКА.

Это довольно неплохой учебник с хорошими заданиями, но, на наш взгляд, он написан языком, который скорее будет понятен преподавателю, нежели учащимся. Изобилие сложных фраз ещё не является показателем педагогической грамотности составителя учебника.

Нам не понравилось, что автор взял за определение риторики лишь одну её сторону - ораторское искусство , т е. учебник призван готовить ораторов. Поэтому мы считаем, что курс Н. А. МИХАЙЛИЧЕНКО правильнее было бы назвать "

МАСТЕРСТВОМ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ". В таком случае, его не имеет смысла разбивать на несколько лет, а в целях лучшего усвоения включить в программу одного года ( какого

- зависит от развития и успеваемости коллектива ).

Как и указано самим автором, этот курс можно ввести лишь в специализированных учебных заведениях: гимназиях, лицеях, школах с гуманитарным профилем ), т. к. для других он будет сложен. И в этом мы видим большой " - " составителя, потому, что уметь убеждающе говорить и просто уверенно выражать свои мысли должны все.

Н. Н. КОХТЕВ. РИТОРИКА.

" Риторика " Кохтева, как и " Риторика " Михайличенко, направлена на развитие ораторского мастерства учащихся, при чём учащихся специализированных школ, гимназий и лицеев. Но это более обстоятельное пособие, чем предыдущее. Теория здесь достаточно основательно подкреплена примерами - блестящими образцами красноречия. Опорные схемы - не новый, но очень помогающий приём. Обилие разнообразных упражнений

- тоже " + " пособию.

Язык " Риторики " Кохтева будет понятен учащимся, а возможная разбивка преподавателем одной главы на уроки по количеству вопросов в ней поможет лучше разобраться в материале.

Учебник удобен тем, что позволяет изучать ораторское искусство и самостоятельно. На это же рассчитаны и возможные ответы на вопросы в конце пособия.

Обилие разнообразных вопросов и заданий направлено на формирование у учащихся навыков анализа и самоанализа.

" Минус " - узконаправленность понимания риторики и круга учебных заведений, где она может преподаваться.

А. А. МУРАШОВ. ОСНОВЫ ПЕДАОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ.

Это учебное пособие полностью оправдывает своё предназначение - помощь в коммуникативной лингвистике и риторике учителям и студентам вузов ( готовящимся в учителя

). Все задания, весь материал посвящён лишь указанной выше цели.

Пособие очень ценно, тем более, что педагог - риторик может воспользоваться им как дополнительным ( в некоторых темах ), и для работы в школе, т. к. в нём немного раскрыты и такие важные темы, как диалог и речевой этикет.

( В предыдущих учебниках этого не было .)

Пособие может стать настольной книгой молодого учителя любого предмета ( к чему и стремился автор книги ).

Один из " минусов " пособия - недостаток примеров и средств наглядности.

Т. А. ЛАДЫЖЕНСКАЯ. " ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА ". V КЛАСС.

Учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, на наш взгляд, на сегодняшний день является самым лучшим из всех имеющихся.

Он разнопланов и разнонаправлен. Задумка авторов - серия учебников с I – по XI класс - позволяет вырастить грамотное поколение, умеющее общаться и вести себя, избавленное от косноязычия и слов – паразитов.

Учебник Ладыженской лёгок в усвоении. Учащиеся посредством обилия разноплановых заданий учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и самое главное - они учатся говорить.

Курс Ладыженской призван воспитать в учащихся раскованность и лёгкость в общении, научить умению говорить не только убедительно ( что тоже немаловажно ), но и просто говорить красиво.

Компьютерные игры, входящие в курс Риторики, как показывает опыт, очень нравятся учащимся. Не только те, которые умеют обращаться с компьютером, но и те, которые в первый раз пришли в компьютерный класс, быстро и легко включаются в работу, выполняют её с интересом.

Экспериментальная проверка использования компьютерных программ на уроках риторики показала их преимущества: усиливается интерес к предмету, облегчается запоминание этикетных формул, формируется устойчивый навык, т. к. ребёнок может многократно повторить работу с программой.

И в завершении хотим отметить, что учебник Ладыженской приятнее остальных уже и в оформлении. Такую красочную книгу с обилием иллюстраций приятно взять в руки даже взрослому. Этот учебник заинтересует учащихся быстрее, чем все остальные, выше отмеченные, а это тоже немаловажно.

Чтобы картина пригодности этих учебных пособий была окончательно ясна, мы ниже приведём график некоторых характеристик.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Анализ содержания учебников позволил нам предположить, что наиболее перспективным для использования в средней школе будет являться учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ, поскольку он представляет собой СИСТЕМУ теоретических и практических материалов, направленных на формирование риторических умений и навыков. Использование его в школьном обучении позволит сформировать коммуникативную компетенцию говорящего. Данное предположение осознаётся нами как гипотеза исследования.

ГЛАВА 3.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА РИТОРИКИ В

5 – 7 КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Сделанный анализ учебников позволил нам предположить, что наиболее эффективным для развития красноречия и вообще риторических умений и навыков учащихся будет учебник Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ. А чтобы эту гипотезу проверить нами был проведён обучающий эксперимент в гимназии № 2 города Великий Новгород.

Эксперимент проводился в течении 3 – х лет среди учащихся

5 – ых - 8 – ых классов в соавторстве с действующими учителями АВТОНОМОВОЙ СВЕТЛАНОЙ ИВАНОВНОЙ и МАТВЕЕВОЙ

ЛЮДМИЛОЙ НИКОЛАЕВНОЙ.

Начинать работу по формированию высокого уровня речевой культуры у школьников надо с самых первых шагов обучения, включая в процесс обучения те элементы, которые, на наш взгляд, доступны соответствующему возрасту.

Одним из важнейших аспектов работы учителя – словесника является воспитание культуры речи учащихся, в том числе и обучение вежливой речи.

Люди небезразличны к тому, как и кто их приветствует, благодарит за услугу или отказывает в помощи. А если человеческие отношения нарушаются, например с нами перестают здороваться близкие нам люди, то мы испытываем настоящее потрясение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты