исхода дела приходится ограничивать права и свободы не только обвиняемого и
подозреваемого, но и потерпевшего, свидетеля и других лиц, выяснять
обстоятельства личной жизни граждан, необходим, особенно, прочный механизм
гарантий от неосновательного стеснения этих ценностных личных благ. Такую
охранительную функцию выполняет данное конституционное положение, которое
основано на комплексе правовых норм и выражает обязанность суда, прокурора,
следователя и лица, производящего дознание, при выполнении процессуальных
действий и вынесении решений не допускать унижения чести и достоинства
участвующих в деле лиц и применять к ним меры процессуального принуждения
только в случаях действительной необходимости и не иначе как на основании,
в порядке и пределах, предусмотренных законом. Более того, органы
государства обязаны принимать необходимые меры к охране безопасности, чести
и достоинства участвующих в деле лиц, членов их семей или близких
родственников от возможных на них посягательств со стороны кого бы то ни
было.
Положение определяет взаимоотношения между органами государства и
участвующими в деле лицами таким образом, что органы государства обязаны
оберегать честь и достоинство участвующих в деле лиц, участвующие в деле
лица располагают широким комплексом средств защиты от унижающего с ними
обращения, в том числе обжалование любых действий и решений должностных
лиц, если этими действиями и решениями нарушены или иным образом ущемлены
их интересы. Названный положение служит преградой для выполнения действий,
могущих причинить личности физический, моральный или иной ущерб. Так, при
производстве следственного эксперимента, освидетельствования, личного
обыска не допускаются действия, унижающие честь и достоинство участвующих в
них лиц или опасные для их здоровья (ст. 172, 181, 183 УПК). Никто из
участников судопроизводства не может быть без его добровольного согласия
подвергнут медицинским, научным или иным опытам, в частности, для получения
доказательств. Если при производстве по делу будут выявлены сведения,
касающиеся интимных сторон жизни участвующих в процессе лиц, тайны
усыновления, врачебной тайны и т. п., то органы государства обязаны принять
меры к предотвращению разглашения таких сведений (ст. 18, 170 УПК). Лицо,
подлежащее допросу, не обязано свидетельствовать против самого себя, своего
супруга и близких родственников (ст. 51 Конституции). Суд не вправе
включать в оправдательный приговор формулировки, ставящие под сомнение
невиновность оправданного или порочащие его. Закон запрещает органам
дознания, следователю, прокурору и суду домогаться показаний обвиняемого и
других лиц путем насилия, угроз и других незаконных мер (ст. 20 УПК). Закон
не позволяет также производить процессуальные действия в ночное время,
кроме случаев, не терпящих отлагательства (ст. 150 УК).
Рассматриваемое положение находит свое проявление и в требованиях
закона о возмещении ущерба реабилитированному лицу. Если в результате
незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного
задержания, незаконного применения меры пресечения, незаконного осуждения
невиновному причинен ущерб, то такой ущерб в случае вынесения
оправдательного приговора или прекращения дела по любому реабилитирующему
основанию возмещается в полном объеме независимо от вины органов дознания,
следователя, прокурора и суда, причем за реабилитированным сохраняется
право на возмещение не только имущественного и иного ущерба, связанного с
пенсионными, трудовыми, жилищными и другими отношениями, но и морального
ущерба - восстановление доброго имени, чести, достоинства, репутации (ст.
581 УПК).
Право на обжалование действий и решений государственных органов и
должностных лиц в уголовном процессе
Конституционное право каждого на обжалование решений и действий
(бездействия) органов государственной власти и должностных лиц в суд (ст.
46 Конституции РФ) реализуется и в специальных правилах уголовного
судопроизводства, с учетом его специфики[12].
Действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего
дознание, могут быть обжалованы в установленном УПК порядке
заинтересованными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями
(ст. 22 УПК). Закон устанавливает порядок и сроки обжалования и
рассмотрения жалоб на действия лица, производящего дознание, следователя,
прокурора (ст. 220 УПК).
Установлены право и порядок принесения жалобы на избрание в качестве
меры пресечения содержания под стражей и продление срока содержания под
стражей (ст. 2201, 2202 УПК).
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора
вышестоящим судом в порядке, устанавливаемом федеральным законом (п. 3 ст.
50 Конституции РФ).
УПК предусматривает порядок принесения частной жалобы, кассационной
жалобы и их рассмотрение.
Конституция устанавливает право каждого в соответствии с международными
договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и
свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты (ст. 46 Конституции).
Независимость судей и подчинение их только закону
Это следующий из ряда принципов, относительно которых присутствуют
разногласия теоретиков (выделять в отдельный принцип — не выделять).
Независимость судей и подчинение их только закону — концептуальное
положение, вытекающее из такого принципа построения правового государства
как принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную, и вряд ли здесь можно спорить о необходимости выделения данного
положения в отдельный принцип, он, если можно так выразиться, автоматически
попадает в ранг принципов УСП.
В ст. 120 Конституции Российской Федерации записано, что «судьи
независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону».
В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела,
руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом. Всякое
вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется
по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных
заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное
дело. Любое воздействие на судей, народных или присяжных заседателей с
целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться
вынесения незаконного решения преследуется в уголовном порядке (ст. 294
УК).
В Законе о статусе судей в Российской Федерации определены гарантии
независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и
социального обеспечения (ст. 9 - 12)[13]. Гарантии независимости и
неприкосновенности присяжного заседателя определены в ст. 87 УПК
Здесь важно подчеркнуть, что гарантия независимости судьи и присяжного
заседателя обеспечивается предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия. Это означает, что сама процедура осуществления правосудия
должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений требований
рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своего убеждения по
делу при совещании судей («тайна совещательной комнаты» - ст. 302 УПК).
Недопустимо незаконное воздействие на присяжного заседателя (ст. 445
УПК). Гарантией этого должен быть запрет участникам процесса, а также
свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам на протяжении всего
разбирательства дела судом присяжных общаться, помимо установленного
порядка, с присяжным заседателем, участвующим в рассмотрении этого дела.
Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от
дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания
полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую
для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на
него незаконного действия (ч. 2 ст. 445 УПК).
Правосудие - самостоятельная область государственной деятельности,
свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная
власть, декретировавшая независимость судей, сама обязана соблюдать
провозглашенный ею же принцип.
Подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же
медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только
закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний
внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может
породить произвол. Данный принцип тесно связан с рассматриваемым ранее
принципом равенства всех перед законом и судом.
Во всех судебных стадиях процесса судья решает все вопросы на основании
закона, по своей совести, по своему внутреннему убеждению, в результате
исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и собственной оценки
доказательств (ст. 71 УПК). В судебном разбирательстве суд, по общему
правилу, не связан выводами, изложенными в обвинительном заключении, как не
связан мнением сторон при решении всех вопросов, возникающих в ходе
рассмотрения дела, и кругом представленных ими доказательств. Поэтому суд
может по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе вызвать
в суд свидетеля, эксперта, т. е. восполнить недостающие в деле
доказательства. Суд (судья) может не признать доказанным все обвинение лица
или его часть и в соответствии со своим убеждением изменить обвинение или
оправдать подсудимого (ст. 254, 309 УПК).
В суде присяжных в случаях, когда обвиняемый полностью признает себя
виновным, при наличии определенных в законе условий, судья может ограничить
судебное следствие или объявить судебное следствие оконченным. Однако такое
решение судьи не зависит только от мнения и поведения сторон, а возможно
только тогда, когда сделанное признание «не вызывает у судьи сомнений» (ст.
446 УПК).
Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет
также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная
инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное
рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением
их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК). При
повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим в выводах от
вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и
установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9